Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми в условиях реализации ФГОС ДО.
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с №4
Солодовникова Наталья Юрьевна
р.п. Ардатов 2018 год
« Педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний день, а на завтрашний день детского
развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно
идёт впереди развития.»
Л.С.Выготский.
Актуальность внедрения ИКТ:
Современные ИКТ внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Внедрение компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично сочетается с традиционными методами, не заменяя их, а дополняя, обогащает процесс образования новыми возможностями.
Цель:
оптимизация коррекционного процесса дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.
Задачи:
- изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников;
- создать медиатеку ЭОР для работы учителя-логопеда;
- внедрить инновационные методы ( использование ИКТ технологий) во все формы деятельности учителя-логопеда
Преимущество ИКТ в логопедической практике
для учителя-логопеда
для детей
1. удовлетворенность собственной деятельностью;
1. полисенсорное воздействие;
2. расширение педагогических контактов;
2. использование современной игровой формы;
3. формирование стойкой мотивации произвольных познавательных интересов;
3. наглядная демонстрация деятельности учителя-логопеда;
4. средство самообразования;
4. повышение самооценки ребенка;
5. экономия временных ресурсов.
5. активность познавательной деятельности детей.
Работа над звукопроизношением
Обучение грамоте
Коррекционно-оздоровительная
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ
Формирование лексико-грамматических средств
Формирование зрительно-пространственных координаций
Развитие связной речи
Принципы использования ИКТ
Принцип активности
Принцип научности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей-логопатов
Принцип наглядности
Принцип объективной оценки результатов деятельности
Принцип воспитывающего обучения
Принцип интерактивности компьютерных средств
Задачи, решаемые в процессе использования ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла
Задачи коррекционно-образовательного цикла
Задачи творческого цикла
-ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
-формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи;
- развитие воображения;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь»
- формирование и развитие навыков учебной деятельности;
- развитие познавательной активности, самоконтроля;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие и коррекция психических процессов
-развитие познавательной активности;
-развитие потребности к познанию
Проведение коррекционно – развивающих занятий с использованием:
Компьютерных программ
Интерактивной доски
Занятия детей с компьютером проводить в присутствии педагога
Не использовать компьютер одновременно для занятия двух и более детей, независимо от их возраста
Продолжительность работы на компьютере на развивающих занятиях для детей 5 лет не должна превышать10 мин и для детей 6-7 лет-15 мин
Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см
После занятий с детьми проводят гимнастику для глаз
Гигиенические нормы и рекомендации при использовании ИКТ
Рекомендуемые дни недели для занятия с компьютером: вторник, среда, четверг-оптимальные, понедельник-допустимый
Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3 раз в неделю
Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, продолжительность работы с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 мин, для детей 6 лет-до 10 мин
Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет- 2 раза в неделю
Стимулирование позновательно-речегого развития детей
Занимательность грамотность
Соответствие возрастным особенностям
Текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым
Требования ФГОС
Должны носить исследовательский характер
Объекты на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям
Задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений
Задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении
Медиаресурсы:
1 . Страна Буквария
2. Игры для Тигры
3. Авторские презентации
4. Авторские интерактивные игры
Индивидуальная работа .
Игра «Сложные слова»
Игра «Соты»
Игра «Путешествие с мышкой и мишкой»
Игра «Чей мешок?»
Игра «Ромины игрушки»
Подгрупповые занятия
Авторские игры:
1 . Соответствуют тематическому планированию;
2. Интегрируют различные образовательные области;
3. Сочетают отдельные элементы различных видов игр при обучающей роли взрослого ;
4. Происходит упражнение, закрепление
совершенствование имеющихся навыков;
5. Развитие психических процессов.
- Привнести эффект наглядности
- Привнести эффект наглядности
- Развивать мелкую моторику
- Развивать мелкую моторику
- Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи
- Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи
- Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления
- Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления
- Развивать фонематические процессы
- Развивать фонематические процессы
- Повышают скорость запоминания
- Повышают скорость запоминания
ИКТ для логопеда:
Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:
Компьютерные игры и программы
Результативность опыта:
Медиатека
Электронная библиотека
Презентации
Аудиозаписи
Электронная версия авторских учебных пособий
Подборка электронных
ресурсов сети Интернет
Видеоролики
Авторские мультимедийные пособия
Интернет сайты с логопедическими играми
САМООБРАЗОВАНИЕ
Использование Интернет-ресурсов позволяет использовать возможности для профессионального самообразования, а также быть в курсе новинок в области специальной и методической литературы
- http://nsportal.ru/batyr-inna- v ladimirovna
- http://detsad8marta.ru/index.php/roditelyam2/stranichka-logopeda
- http://www.maam.ru/users/innabatyr
- www . logoped 18.ru
- www . edu . ru
- www . spbappo . com
- www . pedsovet . su
- www . logoburg . com
- www . logopunkt . ru
- www . logopediya . com
- www . boltun - spb . ru
- www . logoped . ru
ВЫВОДЫ
Использование ИКТ в работе логопеда:
- становятся необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
- повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои)
- экономит силы педагога при подготовке к уроку;
- позволяет проводить образовательную деятельность в игровой форме
Спасибо
за внимание!