Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Сегодня одним из направлений модернизации образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Информационно-коммуникативные технологии позволяют активизировать аналитическую деятельность учащихся, раскрыть их творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие и память учащихся, а также значительно повышают интерес учащихся к изучению английского языка, тем самым повышают эффективность усвоения материала. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Внедрение инновационных технологий помогает привлекать пассивных учащихся к активной деятельности; формировать информационную культуру учащегося; повысить качество знаний учащихся; делать учебные занятия более наглядными и интересными; активизировать познавательный интерес учащихся; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; дисциплинировать самого педагога, формировать его интерес к работе.
При обучении иностранным языкам можно выделить наиболее распространенные элементы информационных технологий:
электронные учебники и пособия
интерактивные доски,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
видео и аудиотехника.
Аудиоматериалы и видеоматериалы
Использование аудиоматериалов к учебным пособиям позволяет провести урок более эффективно, создавая на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в восприятии и понимании англоязычных текстов.
Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений, характерные для живой разговорной речи. Использование песен на английском языке делает материал интересным и увлекательным, а также обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета. Стихи, песни, рифмовки помогают пополнить словарный запас учащихся лексикой современного иностранного языка.
Интернет- ресурсы
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и педагогам информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д.
Учебные Интернет-материалы имеют свой методический потенциал и позволяют:
• подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал (при необходимости отражающий различные взгляды) по изучаемым темам;
• организовать в группах и целом классе обсуждение (дебаты) насущных культурных и социально-острых проблем;
• провести лингвистический анализ устного и письменного дискурса носителей языка (представителей различных социальный групп, носителей диалектов и акцентов);
• создать благоприятные условия для учащихся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, общей культуры и серьезными намерениями в отношении продолжения гуманитарно-филологического образования в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Применение Интернета на уроках английского языка дало возможность сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.
Создание тестов, игр
Учащимся интересно работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, и с контролирующими программами, тестами.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
ИКТ, используемые для создания заданий, игр, контролирующих тестов по английскому языку:
Kahoot!
LearningApps
Google Classroom
Quizizz
Генератор QR-кодов
Интерактивная доска
Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. Как показывает практика, учащиеся всего класса (вне зависимости от успеваемости) проявляют большое желание участвовать в работе с использованием интерактивной доски. Интерактивная доска - это интересно, увлекательно и значительно экономит время урока. Учащиеся говорят: «Работая на доске, чувствуешь себя скорее учителем, чем учеником».
Интерактивная доска используется на протяжении всего урока, при этом, интерактивные задания используются при закреплении или отдельных блоков нового учебного материала, или при закреплении всей учебной темы, изученной в течение данного урока. Так, использование интерактивной доски на протяжении всего урока возможно на уроках-играх, уроках - защите творческих проектов. В данном случае, учителем заранее готовятся задания по изучаемой теме с учётом индивидуальных способностей отдельных учащихся (количество и уровень сложности заданий будет зависеть от уровня подготовки, скорости учебной работы, степени организованности каждого класса). В интерактивной доске имеется сенсорное устройство, поэтому можно управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает современному педагогу решать следующие задачи:
при обучении фонетике: мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке;
при обучении письму: фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т. д.
при обучении грамматике: использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении материал воспринимается легче и быстрее обучающимися, так как задействована большая часть рецепторов.
при обучении лексике: на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.