Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………. 2
Глава 1. Использование информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в начальной школе
1.Определение понятия «информатизация образования», «информационно- коммуникационные технологии» …………………………………. 4
1.2 Психолого-педагогические аспекты использования
ИКТ в начальной школе ………………………………………….. 5
1.3 Отличие средств ИКТ от других технических средств
обучения (ТСО) ……………………………………………………. 7
Глава 2. Методика использования ИКТ в образовательном процессе
2.1 Педагогические функции и возможности ИКТ ……………………. 7
2.2 Методы организации обучения с применением ИКТ ……………….8
2.3 Этапы подготовки урока с использованием ИКТ …………………. 9
2.4 ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных
этапах традиционного урока …………………………………………….. 10
2.5 Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям
с использованием компьютерных средств в начальной школе ……… 13
Глава 3. Использование ИКТ на уроке грамоты в начальной школе.
3.1 Тематическое планирование по грамоте с использованием ИКТ в
1 классе ………………………………………………………………….. 14
3.2 Диагностика эффективности использования ИКТ на уроках грамоты в 1 классе …………………………………………………………… 15
Заключение …………………………………………………………………. 18
Литература ………………………………………………………………….. 19
Приложение ………………………………………………………………… 22
Введение
В современной школе применение информационно-коммуникационных технологий на уроках становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
В концепции стандартов общего образования второго поколения, отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой.
Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.
Перед учителем начальных классов встаёт задача совершенствования форм и методов преподавания различных предметов. Для выполнения этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий как новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.
Требования к информационной компетентности выпускника начальной школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования».
В результате освоения основной образовательной программы в области информационных технологий младшие школьники должны:
- использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Важное место в реализации этих требований отводится практически всем предметам: «Грамота», «Математика», «Познание мира», «Изобразительное искусство», «Технология», «Логика» и др.
Изучению этих предметов в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку они открывают ученику способность к усвоению других дисциплин.
Для многих учащихся эти предметы являются одними из самых сложных. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению и процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий является одним из способов решения данной проблемы.
Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Цель работы: достичь эффективности учебного процесса в 1 классе на уроках, используя информационно-коммуникативные технологии.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия информационно-коммуникационные технологии;
- изучить психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе;
- раскрыть педагогические функции и возможности использования ИКТ на уроках в начальной школе;
- дать характеристику каждого этапа урока с использованием ИКТ;
- представить собственный опыт использования ИКТ на конкретного урока;
- представить анализ результатов обучения с использованием ИКТ.
Глава 1. Использование информационно-коммуникативных технологий
в начальной школе
1.1. Определение понятия «информатизация образования», «информационно-коммуникационные технологии».
В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. Этим обусловлено развитие нового для педагогики явления – информатизации образовательного процесса в школе.
Информатизация образования – это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий.
Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Для более точного определения понятия обратимся к словарной статье:
Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации, включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.
1.2. Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ
в начальной школе.
Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение.
В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» .
Современные информационные технологии имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.
Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.
Подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения. В начальных классах у детей совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, а также получает развитие творческое воображение. Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта, но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывает больше ни память, ни восприятие. Здесь особенно сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя. Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе.
1.3 Отличие средств ИКТ от других технических средств обучения (ТСО).
ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:
- мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения;
- навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю;
- производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов;
- интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальный тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения.
- коммуникативность посредством сети связывает с обучающимися, преподавателем, внешними консультантами, удалённым оборудованием.
Глава 2. Методика использования ИКТ в образовательном процессе
2.1.Педагогические функции и возможности ИКТ.
Таблица 1
Педагогическая функция | Возможности ИКТ |
Мотивирующая | Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа |
Информационная | Реализовать возможности информационных систем |
Функция управления учебной деятельностью | Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся |
Формирующая навыки | Тренировать |
Контролирующее - корректирующая | Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок) |
2.2. Методы организации обучения с применением ИКТ.
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский .
1. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения предусматривают усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этих методов с использованием ИКТ позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения.
2. Проблемный метод обучения использует возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучающихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
3. Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
2.3. Этапы подготовки урока с использованием ИКТ.
Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога. Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
I. Концептуальный
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
II. Технологический
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
III. Операциональный
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.
Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля [17].
IV. Педагогическая реализация
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.
2.4. ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных этапах традиционного урока.
Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Представляется рациональным выделение компонентов педагогической деятельности учителя начальных классов, являющихся новыми компетенциями в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс. В таблице 2 представлены компоненты ИКТ-компетенций учителя на различных этапах традиционного урок.
Таблица 2
Этапы урока | Содержание педагогической деятельности | Цели педагогической деятельности | Условия достижения цепей (на основе использования компьютерной техники) |
Организа- ционный | Демонстрация- презентация темы и целей урока | Подготовить учащихся к работе на уроке | Доброжелательный эмоциональный настрой учителя и учащихся; · быстрое включение класса в деловой ритм за счет активизации познавательного интереса; · обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе за счет высокой мотивации |
Проверка домашнего задания | Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос | Быстро выявить уровень знаний учащихся по предыдущей теме | Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса одновременно; . публичное устранение типичных ошибок; · выявление «продвинутых» учащихся |
Актуализация опорных знаний и способов деятельности уч-ся | Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы; краткое обобщение- презентация по пройденному учебному материалу | Восполнить недостающие у уч-ся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий | · Формирование дидактической цели вместе с учащимися; · использование приемов организации деятельности учащихся по принятию цели |
Формирование новых понятий, способов деятельности | Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала | Предъявить новый учебный материал | Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний |
Здоровьесбе-режение | физкультминутки, зарядки, в том числе с использованием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения) | Создать условия для сохранения здоровья уч-ся и учителя | Оперативное привлечение всех учащихся к процессу выполнения здоровьесберегающих мероприятий на уроке |
Применение знаний, формирование умений | Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений | Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний | ·Использование различных способов закрепления знаний в игровой форме на компьютере; · обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с просьбой дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; · умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами |
Контрольно-оценочный | Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний | Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке | · использование различных способов контроля и самоконтроля знаний в игровой форме на компьютере; · рецензирование работ учащихся с последующим ознакомлением результатов рецензирования на компьютере |
2.5 Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям
с использованием компьютерных средств в начальной школе
В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы.
Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.
Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 3 (по Н. Т. Лебедевой).
Таблица 3
Класс | 1 - 4 |
Длительность работы с компьютерами | 15 мин |
Количество занятий в день | 1 |
Гимнастика для глаз | 3-5 упражнений по 5 и более раз каждое |
Физкультминутка на рабочем месте | 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое |
Длительность перерывов между занятиями | 10-20 мин |
Глава 3. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе
3.1. Тематическое планирование по грамоте в 1 классе с использованием ИКТ.
Для качественного преподавания этих предметов в 1 классе нами было разработано тематическое планирование, которое включало уроки с использованием компьютера. Работа проводилась с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивало здоровьесберегающий режим обучения.
В тематическое планирование по грамоте были включены следующие виды работ с компьютерной поддержкой:
1) работа с текстом и предложением (один из сложных видов работы, дети с трудом членят речь на предложения);
2) работа со словарными словами (анализ ошибок контрольных работ на ММО указал на необходимость тщательной работы со словами с непроверяемыми написаниями);
3) работа со скороговоркой (данный жанр способствует формированию и развитию правильной чистой речи, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость);
4) сочинение с использованием аудио-видео средств;
5) помощь компьютера при различных видах разбора;
6) задания занимательного характера (загадки, ребусы, кроссворды, «Найди лишнее слово», «Составь пословицу» и.т.д);
7) контрольные задания (рабочие тесты, контрольные тесты),
8) готовые программные продукты (программа «Семейный наставник». В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков или после контрольного диктанта для отработки типичных ошибок).
3.2. Диагностика эффективности использования ИКТ
на уроках грамоты в 1 классе.
В самом начале своего «творческого» пути был поставлен вопрос: каким образом измерить эффективность использования ИКТ на уроках грамоты.
Диагностика эффективности использования ИКТ на уроках грамоты была произведена по следующим показателям:
1. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках грамоты.
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках грамоты с применением ИКТ- компонента показало, что учащиеся были на уроках более активны. Если на обычном уроке в 1 классе работало 9 – 11 человек (35%), то на уроках с использованием компьютера – 16-18 человек (82%), а на уроке в компьютерном классе все дети включались в активную деятельность. Дети стремились участвовать в обсуждении заявленных на уроке вопросов, не боялись высказывать свою точку зрения, а, работая в парах в, делились друг с другом добытой информацией и готовили совместные ответы. Даже звонок с урока не являлся раздражителем, наиболее упорные обучающиеся изъявляли желание выполнять дополнительные задания (программа «Семейный наставник», тестовая работа другого варианта).
Чем активнее начал протекать мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее стал его результат по данным предметам.
2. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся.
Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся по данным предметам.
Процент успеваемости по предмету увеличился с 3,7 (I четверть) до 4,2 (итоговая оценка).
Анализ итоговой контрольной работы по грамоте.
Целенаправленная работа, проводимая в течение года по грамоте в 1 классе со словами с непроверяемыми написаниями, отработка орфограмм, на которые дети чаще всего допускали ошибки (работа над «своими» ошибками после контрольных диктантов), разнообразные тестовые задания, значительно снизили количество допускаемых ошибок в контрольных диктантах.
3. Учебная мотивация как показатель качества обучения.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Использование компьютера на уроке грамоты в течение всего учебного года, считаю, частично помогло решить данную проблему. В конце первого класса обучающимся была предложена анкета на определение доминирующих мотивов учения. У 15 обучающихся преобладали мотивы собственного благополучия («хочу получать хорошие отметки», «хочу получать одобрение родителей) и мотивы престижности («хочу быть лучшим учеником класса», «хочу, чтобы мой ответ был самым лучшим»).
4) Формирование информационной компетентности обучающихся.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
В базисный учебный план не входил такой предмет, как информатика, не предполагалась практика работы на компьютере. Систематическое использование компьютера на уроках было перспективной работой. Учащиеся получили необходимые навыки общения с компьютером.
Таким образом, результаты работы подтвердили необходимость использования ИКТ на уроках в начальной школе.
Заключение
В результате работы были выделены следующие особенности и преимущества использования ИКТ на уроках в начальной школе:
1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
3) усиление наглядности;
4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
5) расширение объёма предъявляемой учебной информации;
6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах;
9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);
10) активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества.
Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Однако существуют недостатки и проблемы применения ИКТ:
- нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся;
- недостаточная компьютерная грамотность учителя;
- отсутствие необходимого оборудования в классе (интерактивной доски, доступа к сети Интернет).
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648 (01.09.2010г.)
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин : теория и практика обучения языкам. - М. : ИКАР, 2009. – 448 с.
3.Атапина, Т. В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка [Текст] / Т. В. Атапина // Начальная школа. – 2009. - № 4. – С. 18.
4. Бердникова, А. Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании [Электронный ресурс] : Режим доступа. - http://www.ippolitova.info/index. –Загл. с экрана.
5.Брылова, М. Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка [Текст] / А. Н. Бердников // Начальная школа. – 2009. - № 11
6. Вачкова, С. Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения [Текст] / С. Н. Вачкова // Начальная школа. – 2010. - № 3
7. Волкова, Л. А. Применение информационных технологий на уроках развития речи [Текст] / Начальная школа. – 2009. - № 1
8. Гадустова, Е. В. Использование информационных технологий при обучении орфографии [Текст] / Е. В. Гадустова / Начальная школа. – 2009. - № 9.
9. Гусева, А. И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе [Электронный ресурс] / А. И. Гусева. – режим доступа : http ://www.academy.it.ru. – Загл. с экрана.
10. Ефимов, В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. - № 2.
11. Колесникова, Ю. А. Первое место – компьютеру [Текст] / Ю. А. Колесникова // Начальная школа. - 2007. - № 7
12. Кондаков, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков. – М. : Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения).
13. Костромина, Е. В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы [Текст] / Е. В. Костромина. – режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/532381/. – Загл. с экрана.
14.Кувакина, Е. В. Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой [Электронный ресурс] / Е. В. Кувакина . – Режим доступа : http://inf.yspu.org/documents-open/dis/437/auto.pdf. – Загл. с экрана.
15. Лунёва, С. В. Информационно-коммуникационные технологии. В чём их эффективность?[Электронный ресурс] / С. В. Лунёва : Режим доступа. -http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_uchitelej/luneva_svetlana /. – Загл. с экрана.
16. Петрова, Н. И. Проблема формирования ИКТ-компетентности педагогов в процессе информатизации начального образования [Электронный ресурс] / Н. И. Петрова. – Режим доступа : http://conf-a.narod.ru/Petrova.htm.- Загл. с экрана.
17. Рыбакова, Е. А. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе [Текст] / Е. А. Рыбакова, Е. Г. Мальцева // Начальная школа плюс. – 2006. - № 10.
18. Суровцева, И. В. Добываем знания с помощью компьютера [Текст] / И. В. Суровцева // Начальная школа. - 2009. - №7.
19. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 267-268.
20. Федяинова, Н. В. Использование информационной техники в учебном процессе начальной школы [Текст] / Н. В. Федянова : учеб. пособ. – Омск, 2004.
21. Фролова, Л. А. Обучение орфографии с использованием информационных технологий [Текст] / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2007. - № 7.
22. Шевчук, О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / О. А. Шевчук. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/521181/. – Загл. с экрана.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.