Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65
с углубленным изучением отдельных предметов»
Московского района г. Казани
Тел.5553269
Использование информационно-коммуникационных технологий
в профориентации школьников на уроках технологии.
Лазарева Ольга Николаевна
учитель технологии
Казань 2011г.
Использование информационно-коммуникационных технологий в профориентации школьников на уроках технологии.
Перед системой образования сегодня встаёт новая проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям, профессиональной деятельности в высоко информационной среде.
Поэтому информатизация современного образовательного процесса одно из важнейших направлений.
Информатизация – комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Главную роль в этом процессе играет интеллект и знания.
В связи с переходом российского образования к профильному обучению, проблема личностного и профессионального самоопределения школьников активизировалось.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов – это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.
Но практика показывает, что далеко не все учащиеся 10-11 классов могут самостоятельно размышлять над вопросом профессионального выбора. Поэтому роль профориентационной работы выросла и потребовала нового подхода к её организации, что во многом связано с усложнением труда, расширением диапазона профессий и повышением их наукоёмкости.
Задача педагогов, работающих по профориентации повысить мотивацию учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. Здесь могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Бурно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы.
Первым этапом проведения профориентации должно быть изучение профессиональных предпочтений у школьников, с другой - разработка модели использования информационных технологий и мультимедийных и аудиовизуальных средств в профориентационной работе в старших классах школы.
Следующий этап должен быть посвящен разработке различных видом дидактических материалов для профориентационного цикла занятий. Такими материалами могут быть, например комплекс мультимедийных презентаций в программе Power Point, DVD-фильмы о современных производствах.
Информационное обеспечение занятий по профессиональному самоопределению должно включать:
знакомство с видами деятельности при выполнении ручных, машинных и автоматизированных технологических операций; представления о характере работы рабочих, техников, специалистов в различных областях создания материальных и нематериальных ценностей; классификации профессий; описания условий работы; представления о структуре рынков труда; знакомство с системой службы занятости и трудоустройства, условиями найма на работу, спецификой рекламы; представления о службах психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения; справочные материалы по профориентации, психологии труда; проспекты учебных заведений и компаний – потенциальных работодателей.
Далее в ходе поискового эксперимента могут отрабатываться и корректироваться методы использования мультимедийных средств в профессиональной ориентации выпускников средней школы. При этом следует осуществлять поиск оптимального сочетания различных форм организации учебно-познавательной деятельности школьников в виде разработки системы заданий для самостоятельной работы школьников, создания обучающимися самостоятельных докладов-презентаций о различных профессиях.
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес учащихся, как к психологическим занятиям, так и к компьютерным технологиям:
ориентирует на активную самостоятельную деятельность;
помогает старшеклассникам формировать готовность к самостоятельному анализу своих основных склонностей и способностей;
даёт возможность ориентировочно выявить свои личностные и профессиональные интересы и склонности;
формирует представление о профессии, как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
помогает задать себе жизненные и ценностные ориентиры.
Таким образом современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками в учреждениях дополнительного образования детей связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ Интернет для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Используя Интернет можно решить различные задачи по организации профориентационной работы. Всемирная сеть позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.
Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.
Кроме того, Интернет в настоящее время становится мощным не только информационным, но и образовательным ресурсом. В последнее время всё большую популярность приобретает возможность дистанционного образования, сейчас эта система уже реализована.
В результате можно выделить следующие группы сайтов в Интернет, которые выполняют функцию профориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой области, но и школьниками и их родителями для самостоятельного сбора информации:
сайты, посвящённые вопросам профориентации.
образовательные порталы, предоставляющие различную информацию для школьников и их родителей по вопросам поступления в различные учебные заведения.
собственные сайты школ, колледжей и ВУЗов, на которых представлена вся информация для студентов и абитуриентов относительно данного учреждения.
Ниже представлена информация о наиболее посещаемых и интересных ресурсах сети.
Сайты, посвящённые вопросам профориентации.
«Профориентация: кем стать?» - www.ht.ru/prof - сайт Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии», где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о «днях открытых дверей» и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форуме. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. Отдельный раздел составляют описания ВУЗов, профильных школ, подготовительных курсов, а также представлена информация о способах поступления.
«Профессии» - www.ucheba.ru/prof - раздел сайта «Учёба.ру». Здесь представлено более 600 описаний, наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, этот сайт – крупнейший портал, посвящённый обучению и образованию, содержащий информацию о лучших ВУЗах, школах, лицеях, детских садах г. Москвы и других городов России, об образовании за рубежом, о рейтингах учебных заведений, предложениях от репетиторов.
«Краткий словарь новых профессий» - www.vde.infobus.ru/dictionary.html - на сайте Управления федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области. Это словарь профессий, составленный по материалам периодической печати с учётом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда. Словарь содержит более 70 специальностей.
«Профориентация, образование, занятость» - www.acareer.ru – сайт, на котором содержится большой банк описаний профессий, информация о ВУЗах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
Образовательные порталы.
«Всё о высшем образовании» - www.examen.ru – база данных по ВУЗам г. Москвы с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах, специальностях, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе и др., информация об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.
«Открытый колледж. Мир знаний» - www.college.ru – образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В проект также входят сайты www.mathematics.ru, www.physics.ru, www.chemistry.ru, www.biology.ru.
«Знания.ру: образование в г. Москва и за рубежом» - www.obrazovaniemoskve.ru – информационно-поисковая система по вопросам образования в г. Москва и за границей. Поиск учебных заведений по уровням образования, факультетам, специальностям, направления, методикам обучения и т. д.
«Allbest.ru» - www.allbest.ru – поисковая система, online-библиотеки, рефераты, образовательные тесты, иностранные языки. Эффективный рейтинг образовательных, научных и информационный проектов.
Собственные сайты школ и ВУЗов.
На сегодняшний день абсолютное большинство ВУЗов и множество школ имеют свои собственные странички в Интернет, и найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем либо по базам данных на общеобразовательных порталах. Именно на персональном сайте ВУЗа или школы можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, экзаменах, направленности классов в школах, наличии курсов и специальности в ВУЗах, учебных планах и др.
В последнее время Интернет становится всё более насыщенным и доступным для использования информационным источником. Однако нужно заметить, что эта информация имеет свойство быстро изменяться или устаревать и постоянно нуждается в уточнении. Большой объём информационных материалов по вопросам образования и профориентации может стать серьёзным подспорьем в работе педагогов, психологов, а также помочь старшеклассникам и их родителям оптимально решать вопросы, связанные с обучением в школе и подготовкой к поступлению в ВУЗ.
На профориентационных занятиях в образовательном процессе можно использовать готовые программные продукты с различными психологическими тестами. Такими как:
карта интересов (профориентация);
тест Йовайши (профориентация);
тест Шмишека (тест на определение уровня акцентуализации характера);
тест темперамента Айзенка;
тест профессионального предпочтения;
тест на коммуникативные и организаторские способности и многие другие.
Преимущества такого вида организации профориентационных занятий заключается в том, что не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом. Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах. А когда современный подросток, выросший в эпоху компьютерного бунта, видит перед собой компьютер – эту чудо-машину – он чувствует себя уверенно, потому что – это то новое что интересует современную молодёжь.
С компьютером ребёнок на «ты». Ведь компьютер в его жизни это всё – учёба, досуг, интересы. И именно наедине с компьютером и самим собой ему нечего скрывать от самого себя. Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.
Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.
Установлена высокая эффективность цикла профориентационных занятий с выпускниками школы при использовании информационно-компьютерных технологий. Показано повышение показателей адекватности выбора профессии учащимися экспериментальных классов, а также коэффициента реализации выпускниками школы своих профнамерений. Сделан вывод о необходимости дальнейших исследований по определению педагогических условий применения современных информационных и коммуникационных средств в профессиональной ориентации старшеклассников, целью которых должно стать научно-методическое обоснование использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной ориентации школьников для формирования у них социально-трудовой компетентности.
На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, образовательная среда школы, особенно создаваемая при профилизации старших классов, может и должна претендовать на место ядра, которое содержательными линиями распространяется на всю бытийную образовательную среду, вплоть до ее периферии, где происходит образование интегративного ассоциативного персонифицированного знания учащихся, растущей личности. Нередко интерес и представления о том или ином виде трудовой деятельности у школьников не соответствует действительности.
В настоящее время одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств новых технологий. Современные информационные технологии открывают доступ, как учителю, так и учащимся к нетрадиционным источникам информации (Интернет, мультимедийные средства, электронные учебники), их использование в учебном процессе даёт возможность повышения эффективности образовательных усилий, способствует творческому росту как обучаемых, так и обучающихся.
Однако, несмотря на то, что в настоящее время широкое распространение получают мультимедийные средства обучения, исследования по возможности использования этих средств в работе по профессиональной ориентации школьников практически отсутствуют.
Литература
1.Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно- коммуникативной компетентности учащихся: Дис. … канд. пед. наук. - Оренбург, 2002. – 172 с. 2.Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А.Е. Голомшток. - М., 1979. 3.Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2004. 4.Лернер П.С. Одиннадцать шагов в профессиональную будущность. Профессионально-технологические пробы самоопределения "Свободное время", "Свобода общения" // Молодёжь и общество. - 2004. - № 4. - С. 98-133. 5.Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. - М.: ИЦ "Академия", 2005. 6.Шмелев А.Г., Науменко А.С. Компьютерная система профориентационного тестирования // Cб. тезисов докладов Всероссийской конференции «Развитие системы тестирования в России». - М., 2002