краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа №1»
Доклад
«Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила и выступила:
учитель русского языка и
литературы
Иванченко Е.А.
Барнаул 2021г.
Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.
Дистанционное обучение предоставляет учащимся возможность освоения любых базовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения, самостоятельно изучить курс, который не преподается в той школе, где учится ребенок, углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а также вести обучение детей, не имеющих возможность посещать обычную школу.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы является формирование представлений об окружающем мире.
Улучшение качества таких представлений — одна из предпосылок успешной социализации. Возможны несколько путей их совершенствования:
-
расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции;
-
использовать при формировании представлений информационные технологии.
На помощь педагогу приходят информационные технологии.
Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.
Они обеспечивают:
-
большую информационную ёмкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
-
интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;
-
создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
-
создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку;
-
учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;
-
качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
-
возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
-
изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на «учитель–ученик–компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
-
насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.
Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации школьников с особыми образовательными потребностями.
Значение средств современных информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».
Все средства информационно–коммуникативных технологий, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
Программные средства – совокупность программ, используемых при реализации современных информационных технологий на персональных компьютерах. Например, чтобы показать детям видеофильм на 10-20 мин, мы используем программу монтажа фильмов, с помощью которой из 2-3х фильмов длительностью в общей сумме больше 3х часов мы вырезаем нужные фрагменты, объединяем их и записываем.
Аппаратные средства:
Компьютер - универсальное устройство обработки информации, так как компьютер был изобретен для усиления возможностей умственной работы человека, т.е. работы с информацией.
Принтер и сканер. Сканер является средством ввода информации, а принтер – средством вывода. Как обеспечить раздаточным материалом весь класс (или группу)? На помощь приходят сканер и принтер. Нужный материал сканируем, при необходимости обрабатываем и выводим через принтер необходимое количество экземпляров. Это могут быть и задания на графо-моторику и различные раскраски, или задания по различным предметам. Или, например, как обогатить наглядным материалом текст, используемый на уроках чтения. Текст опять же сканируем; подбираем необходимый наглядный материал, вставляем в текст и распечатываем.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
(сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают
возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. Как это можно сделать?
За основу можно взять представление из теории Л.С. Выготского о том, что жизненный опыт самого ребенка является единственно надежной основой развития его представлений о мире.
Для этого желательно вести фото- и видеосъемки не только различных мероприятий, проходящих на территории образовательного учреждения, выездов детей за её пределы, но и обычных будничных дней в различные сезоны.
Замысел состоит в том, чтобы обеспечить развитие представлений о мире за счет углубления анализа уже знакомых образных картин действительности, практически освоенных детьми.
Накопленный фото- и видеоматериал включается в мультимедийные презентации.
Локальная и глобальная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети. Локальные сети – сети компьютеров, сосредоточенных на небольшой территории. Если одному сотруднику понадобилась информация, которая хранится на другом компьютере, а он на данный момент занят, то всегда можно воспользоваться локальной сетью, с помощью которой со своего компьютера можно найти и скопировать информацию с любого другого компьютера, подключенного к локальной сети. Глобальная сеть – сеть, которая объединяет территориально рассредоточенные компьютеры, которые могут находиться в различных городах и даже странах. Крупнейшая глобальная сеть – это Интернет. Интернет является крупнейшим источником практически любого вида информации. Мы широко используем возможности интернета: находим и распечатываем тексты для чтения, всевозможные иллюстрации, скачиваем видеофильмы на различные темы.
Мультимедиа - проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу. Мультимедиа – совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).
Мультимедиа-проектор оказывает неоценимую помощь учителю основ компьютерной грамотности. Чаще всего необходимо всему классу объяснить и показать последовательность операций, которые дети в дальнейшем будут выполнять. Объяснить всему классу можно, а вот как показать? Для этого педагог использует проектор.
Применение видеофильмов и мультимедиа технологий дают детям более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, а также дают возможность повысить степень активности детей и вовлекают в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов.
При такой форме подачи информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Итак, информационные технологии предполагают:
-
работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ;
-
использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ;
-
оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски;
-
применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ;
-
использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
«Слайд–шоу». Этот термин не известен в привычной для нас дефектологии и используется нами лишь для определения конкретного вида работы с детьми.
Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому использование «слайд-шоу» на этапе закрепления приобретает особое значение.
Развитие представления о целостности картины мира – одна из задач, решаемых с помощью информационных технологий. Пока не созданы фильмы научного характера для ребёнка с ОВЗ. Поэтому с помощью компьютерных технологий мы сами учимся и «монтируем» фильм, выбирая из обычных фильмов естественнонаучного цикла главное, и, что очень важно, понятное нашим детям.
Сегодня уже невозможно представить жизнь оторванной от тех событий, которые происходят в нашей стране или мире. Также невозможно представить такой и жизнь наших детей, хотя они и не живут общественной жизнью. Но они смотрят телевизор, выезжают в поездки и на соревнования, ходят в походы. Важнейшие события страны и мира не проходят ими не замеченными. А как донести до них смысл происходящего? И опять на помощь нам приходит уже известный вид работы как «слайд-шоу».
Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий учащихся.
Воспитанники учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации глобальный характер приобретает проблема здоровья детей.
В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.
Смена динамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровых технологий.
Опасности работы на компьютере:
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Современные образовательные технологии способствуют формированию познавательной активности школьников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективность образования в целом.