СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий и ЦОР при изучении химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий и ЦОР при изучении химии»

Использование информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов при изучении химии.

Учитель Яркушина Г.А. 2021г

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается уроков химии ,т.к. это один из предметов естественно – научного цикла, а именно они формируют единую картину мира.

Так как, использование ИТ дает преподавателю:

возможность спроектировать обучающую среду;

возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого;

творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей;

разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ;

использование интеллектуальных форм труда.

Наборы ЦОРов безболезненно вписываются в традиционный классно-урочный учебный процесс, так как «привязаны» к хорошо знакомым учебникам. Вместе с тем, они дают учителю возможность делать свои уроки ярче, динамичнее, современнее.

Использую разные ЭОР по уровням интерактивности 

Уровень интерактивности

Описание

Условно-пассивный

Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука

Активный

Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы

Деятельностный

Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями

Исследовательский

Работа с виртуальными лабораториями

Использование ИТ предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Мои ученики используют ЦОР:   во время урока по заданию учителя,   вне уроков: дистанционные проекты и подготовка к аттестации; дома: подготовка к урокам, олимпиадам и др. по предмету (самостоятельно).

Вот поэтому основным направлением моей методической деятельности является активизация познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрирование тем самым информационные знания с курсом химии средней школы. Таким образом интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества

Таким образом, использование ИТ на уроке рассматривается: не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком;

  • как источник дополнительной информации по предмету;

  • как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;

  • как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;

  • как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка;

Чтобы процесс обучения с использованием ИТ был эффективным необходима на мой взгляд пройти систему использования ИТ в преподавании любого предмета.

Систему использования ИТ при обучении химии я представляю для себя состоящей их 4 этапов.

На первом – подготовительном этапе – выявила те вопросы, изучение которых для лучшего понимания учащимися следует рассматривать в “компьютерной подаче”, а также подобрала, выбрала темы, используемые для контроля.

Второй этап заключался в подборе и выборе электронных версий тем из существующего богатого рынка медиапродуктов, а также создании обучающих и демонстрационных предметных программ, презентаций уроков, Web-сайтов, наборе и распечатке текстов, создании электронной базы рефератов .

Третий этап – применение созданных и подобранных информационных продуктов – реализуется через практику: проведение медиа-уроков, применение мультимедийных продуктов, внеклассную работу по предмету и через подготовку и проведение олимпиад.

Четвертый этап – анализ эффективности использования ИТ предусматривает отслеживание результативности применяемой системы посредством предметного рейтинга, контрольных срезов, анализа качества знаний.

Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.

Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения и т.д.

Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю на четыре направления:


  • программная теоретическая поддержка курса,

  • создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям,

  • проектная деятельность учащихся,

  • контроль знаний.

1. Программная поддержка курса.

Использование электронных пособий, прежде всего, определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях – это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки. Мною используются электронные пособия по органической химии , общей и органической химии, Электронные уроки и тесты химия в школе (по разным темам: «Атом и Молекула», «Вещества и их превращения», «Неметаллы» и др.), химия варианты ЕГЭ.

Так как программные средства для эффективного применения в учебном процессе не всегда соответствовуют курсу химии базового и профильного обучения, хотя имеют высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний, я выбрала из имеющихся у меня электронных пособий только те, которые реально использую и перенесла на накопитель и систематизировала их по классам.

 Помимо традиционных рисунков, видео и анимационных фрагментов, используемых в уже имеющихся электронных пособиях по химии, информационный модуль пособий включает интерактивные задания (динамические схемы, рисунки и электронные модели). Они позволяют схематично показывать развитие химических процессов, укрупнять изображение отдельных фрагментов. Особенно эффективны иллюстративные блоки, сочетающие фото- и видеофрагменты с различными схематическими изображениями. Моделирование химических процессов и явлений на компьютере нужно, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера

2. Создание презентаций.

В месте с тем хочется отметить, что, каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ЦОР вновь приходят на помощь учителю для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям.

В моей методической копилке много разработано уроков по разным темам, они также перенесены на накопитель.

8 класс:

«Вода: вода в природе, физические свойства, химические свойства, рациональное использование водных ресурсов»,

«Водород: физические химические свойства»,

«Кислород: аллотропия, химические свойства»,

«Галогены».

9 класс:

«Валентность и электронное состояние атомов»,

«Сера: аллотропные модификации»,

«Серная кислота»,

«Производство серной кислоты».

10-11 класс:

«Предельные углеводороды»

«Непредельные углеводороды»

«Бензол»,

«Карбоновые кислоты» и другие

В моей копилке имеются видеофрагменты к каждой теме изучаемой в школьном курсе химии. Они все классифицированы по классам и по темам, для удобства находятся на одном электронном носителе. Опыт использования фильмов размещенных в сети «Интернет» по ссылке показал, что в условиях сельской местности и нашей скорости качество просмотра низкое.

Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий использую возможности для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.



Так на этапе подготовки к уроку компьютер и ЭОРы предоставляет возможности:

  • создавать компьютерные модели технологической карты урока, темы, курса в целом;

  • максимально целесообразно располагать материал;

  • обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

  • подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

  • экономить время;

  • красочно оформлять материал;

  • повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

  • оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

  • индивидуализировать обучение;

  • концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

  • в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

  • самостоятельно использовать учебный материал учащимися.

На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности:

  • аккумулировать совместные усилия учителей;

  • развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;

  • систематически накапливать материал;

  • повышать мотивацию преподавания и обучения.

Создание собственных презентаций к урокам вызывает живой интерес у учащихся к программе – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.

3. Проектная деятельность.

Метод проектов один из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель – ученик”.

4. Контроль знаний.

Важным в работе учителя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ЭОРы играют важную роль. Здесь мною используются готовые контролирующие программы: например, для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Использую самостоятельно составленные тесты в программе Excel.

Как у многих учителей испытываю недостаток времени. Поэтому, чтобы быстро ориентироваться все используемые мною готовые, выполненные мною и обучающимися презентации, видеофрагменты, проекты, контрольные задания систематизирую по классам и темам. Имею банк электронных ресурсов по химии по классам (это список ресурсов с ссылкой на источники)

Таким образом, использование компьютера, ЭОР в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания.

Применение информационных технологий приводит к тому , что:

повышается интерес учеников к обучению;

обеспечивается всестороннее развитие учащихся;

повышаются достижения учащихся;

демонттрирует значение химии как прикладной науки;

формирует умение безопасного обращение с химическими веществами;

формирует экологически целесообразное поведение в быту и на производстве;

повышается качество жизни учащихся .

А также облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. По необходимости, позволяют учителю продемонстрировать эксперимент при отсутствии химических реактивов.

Говоря о достоинствах использования ЦОР, стараюсь не забывать и о некоторых недостатках. Так, нерациональное, необоснованное использование ЦОР может привести к тому, что:

  • ограничивается возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи.

  • происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся.

  • ухудшается состояние здоровья школьников в случае превышения допустимого времени работы за компьютером.

Стараюсь тщательно  взвешивать: как, где и когда использовать компьютер  при обучении и поддерживать обратную связь с обучающимися, в том числе устная (диалог)  и письменная (тетрадь).

Таким образом,  внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении позволяет дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, основанными на использовании информационных технологий.

Обобщая вышесказанное, хочется пожелать присутствующим: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте, и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может заинтересовать учащихся своим предметом”.

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь”