СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий на уроках английского языка. И не только…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии – уже сейчас неотъемлемая  часть ежедневной школьной реальности.  Вопрос о степени эффективности и целесообразности их применения, вероятно, зависит от личных предпочтений и уровня мастерства конкретного учителя.  В любом случае, новые технологии активно сочетаются с классическим традиционным образованием.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий на уроках английского языка. И не только…»

Буздалова Екатерина Сергеевна

Учитель английского языка

Муниципальное бюджетное учреждение гимназия №2

г.о. Чехов


Использование информационных технологий на уроках английского языка.

И не только…

Когда министр образования говорит о необходимости наполнения «классических стен новым содержанием»[1], мы понимаем, что информационные технологии – уже сейчас неотъемлемая часть ежедневной школьной реальности. Вопрос о степени эффективности и целесообразности их применения, вероятно, зависит от личных предпочтений и уровня мастерства конкретного учителя. В любом случае, новые технологии активно сочетаются с классическим традиционным образованием. Можно перечислить целый ряд традиционных аспектов школьной жизни, которые существенно видоизменились за последние годы.

Электронный дневник позволяет детям не только получать домашнее задание, но и скачивать необходимые файлы для подготовки к урокам (тесты, справочные таблицы и презентации, аудио-файлы и вопросы для самоподготовки). Родители обучающихся не только могут незамедлительно узнавать об учебных успехах ребёнка, но и прочесть в комментариях учителя о необходимости уделить внимание повторению отдельных тем. Кроме того, Электронный дневник предоставляет возможность прохождения независимого тестирования по отдельным предметам, что, безусловно, открывает учащимся возможность увидеть объективную оценку своих знаний, снимая вопрос о предвзятости выставления отметок.

Система оценки качества образования isko.mosreg.ru позволяет формировать портфолио личных учебных достижений обучающихся на протяжении всего срока обучения. С другой стороны открывает возможность для учителей формировать личное портфолио собственных профессиональных достижений.

В те дни, когда школа вынуждена переходить на дистанционное обучение (например, по причине карантина), разнообразные сайты позволяют учащимся выполнять тестовые задания по отдельным темам, с последующей проверкой учителем и возможностью оценки проделанной работы. Качество тестовых материалов, предоставляемых различными сайтами очень неоднородно, не всегда доступны задания именно по тем темам, которые требуются учителю, однако создаётся стимул для творческого подхода и разработки электронных материалов, призванных заполнить существующие лакуны.

Что касается применения цифровых технологий на уроках английского языка, то здесь открываются огромные возможности, т.к. мировая информационная среда широко использует именно англоязычный контент. Уже в начале курса средней школы учащиеся способны решать простейшие задачи по поиску информации в сети Интернет: найти аутентичный рецепт национального блюда, собрать основную информацию о любимом кинофильме или найти биографию популярной «звёзды» сцены.

Учащиеся начальной школы с огромным удовольствием использую разнообразные игровые ресурсы для изучения и отработки лексики и грамматики. 5-7 минут, посвященных игре на уроке, превращают рутину в праздник.

Современные дети и подростки являются активными подписчиками блогов известных людей, в т.ч. носителей английского языка, а некоторые ведут собственные блоги.

В глобальном мире знание иностранных языков перестало являться целью, превратившись в средство, необходимое для личного обучения, развития, продвижения в конкурентной среде. Иностранный язык только лишь предоставляет большие возможности для самореализации и успеха.

И что же в этих условиях делать учителю, у которого программа, заполненная лексическими единицами, грамматическими правилами, этикетными клише, и архаичными идиоматическими выражениями? И впереди маячит неотвратимо грозный призрак всеобщего обязательного экзамена. А существующий экзамен является уже сейчас, по сути, аналогом зарубежных тестов, необходимых для обучения в зарубежных колледжах и университетах.

Становиться понятно, что если ответ на вопрос «Чему учить?» достаточно подробно изложен в существующих документах по ФГОС, то вопрос «Как учить?» встаёт вновь и вновь, в соответствии с меняющимися жизненными реалиями. Не случайно, в школе достаточно широко применяется пришедший из бизнес-тренингов Кейс-метод, позволяющий развивать универсальные навыки, а именно четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота, а также развивать стратегическое мышление.[2] Прелесть данного метода, на мой взгляд, в том, что он помогает увидеть наличие множественных вариантов путей решения проблемы, проанализировать их и выбрать оптимальные. Кроме того, помогает учащимся сформулировать аргументы в поддержку противоположных точек зрения, что в дальнейшем очень помогает при подготовке к написанию экзаменационного задания эссе. Поэтому, в старших классах данный метод активно применяется входе подготовки к написанию данного задания.

В современной жизни иностранный язык призван решать не только многочисленные учебные (найти материалы о культуре, истории, науке на англоязычных сайтах), но и бытовые задачи. Самостоятельно забронировать отель, заказать билеты на самолет по акции, провести переговоры с сотрудниками различных учреждений, составить полноценный маршрут путешествия – всё это становится возможным уже на школьном уровне владения иностранным языком. Разумеется, в начале самостоятельного поиска учащиеся рискуют заблудиться в непроходимых дебрях информации, предоставленной сетью Интернет. Поэтому, целесообразно на начальных этапах немного направить их, предоставив приблизительный перечень ссылок на сайты, содержащие необходимую информацию по теме. В случае, когда необходимо проанализировать, сравнить разнообразные массивы данных, целесообразно применить метод веб-квест (Web-Quest). Цель данного метода –формирование и отработка навыков работы со значительными объемами информации при решении различного типа задач, которые ставит школа и не только.

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным. Полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций. Позвольте более подробно остановиться на данном методе и возможности его применения на уроках английского языка.


Метод веб-квест (Web-Quest)

Метод веб-квест – это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:

  1. Наличие проблемы, которую нужно решить.

  2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

  3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Веб-квест представляет собой личностно-ориентированный, проектный подход к обучению, направленный на запрос и переработку информации, обеспечивающий аутентичную среду для решения проблемных вопросов и коллективного сотрудничества, стимулирующий развитие творческого и критического мышления.

Разработчиком метода веб-квест, как учебного задания, является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Основные положения данного метода были сформулированы в 1995 году.

Автором выделено несколько типов Веб-квестов:[3]

Краткосрочные и долгосрочные, монопроекты и межпредметные веб-квесты. По типу заданий метод представляет широкое разнообразие форм: пересказ, компиляция, , журналистское расследование, творческое задание, аналитическое или научное исследование и пр.[4]

Основополагающие концепции веб-квеста

  • дифференцированное обучение;

  • - ситуативное обучение;

  • - тематическое обучение;

  • - аутентичность

Автор выделяет четкую структуру веб-квеста[5]:

Task (Заданиe), Process (Выполнение), Evaluation (Оценивание), Сonclusion (Заключение), Credits (Использованные материалы), TeacherPage (Комментарии для преподавателя).

Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом[6]:

1-ый этап: учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Работа при выполнении заданий проводится в группах.

2-ой этап: выполнение задания. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

3-ий этап: оформление результатов деятельности. Отбор значимой информации и представление её в виде web-сайта, html-странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта. Существующие сайты позволяют использовать готовые шаблоны для предоставления результатов проведенной работы.[7]

4-ый этап: обсуждение результатов работы над веб-квестами в форме конференции/

Позвольте проиллюстрировать возможность использования данного метода примером из личной практики. Рабочая программа учебного курса 9 класса по УМК «Английский в Фокусе» предусматривает наличие часов для повторения ранее пройденного материала в конце учебного года. В модуле, посвященном праздникам, учащиеся узнают о Дне поминовения и традициям его празднования. Алый мак, как символ праздника – запоминается. Празднование Дня Победы 9 Мая стало отличным поводом обсудить особенности восприятия этого дня в национальном сознании россиян, американцев, англичан, немцев и других народов. Таким образом, проблему ставит время. Тема была сформулирована следующим образом «День Победы. Что знает мир о той войне?».

У учащихся возникло множество вопросов, связанных с данной темой. Обсуждение позволило определить следующий круг вопросов:

  1. Что знают жители США и Европы о Второй мировой войне?

  2. Какие страны являлись участниками данной войны?

  3. Какие страны внесли наибольший вклад в Победу над Нацистской Германией?

Учащиеся разделились на рабочие группы по 5 человек. Каждая группа получила рекомендуемый список англоязычных сайтов, содержащих статьи, посвященные данной теме. В работу группы входили следующие задачи: поиск статей по ключевым словам, оценивание, отбор и сравнительный анализ информации по источникам. Итоги работы обсуждались в группе. По результатам работы сжатая информация представлялась на занятии в форме презентации. Проведенная работа позволила не только развить иноязычные компетенции, но и помогла формированию метапредметных навыков по работе с большими объемами информации. Кроме того, можно утверждать, что эмоциональная вовлеченность в тему оказала значительное влияние на патриотическое воспитание подростков, через осознание процессов, происходящих в окружающем мире.

Итак, что же дает метод веб-квест?

Учащиеся смогут развить личностные качества; формируется коммуникативная компетенция. Достигаются определенные учебные и метапредметные результаты: учащиеся могут осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника, структурировать найденную информацию, проводить анализ найденной информации. Они научатся употреблять в речи лексико-грамматический материал по темам. Кроме того, разовьют способность сотрудничать с другими учащимися, применять творчески свои идеи.

[1][1] https://www.ucheba.ru/article/5943#;

https://www.government.ru/dep_news/30576/

[2][2] Клобукова В.М. Применение технологии кейсов на уроках английского языка.

https://infourok.ru/tehnologiya__keysov__na__urokah__angliyskogo__yazyka-137625.htm

[3][3] Шалимова Е.Н. «Образовательный веб-квест - (webquest) - использование интернет-технологий на уроках английского языка.

http://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/66446-metodicheskaya-razrabotka-obrazovatelnyy-veb-kvest.html

[4][4] http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Введение_в_технологию_веб-квест

Пророкова Т.Б. Веб-квест на уроках английского языка https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2018/02/22/veb-kvest-na-urokah-angliyskogo-yazyka

[5][5] Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.
http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

[6][6] Пророкова Т.Б. Веб-квест на уроках английского языка https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2018/02/22/veb-kvest-na-urokah-angliyskogo-yazyka

[7][7] Например, см.: http://questgarden.com/70/36/1/090910093546/index.htm


2