СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий в физическом воспитании у детей 5-го класса на уроках физической культуры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в физическом воспитании у детей 5-го класса на уроках физической культуры»»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

(ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра биомеханики, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания




КУРСОВАЯ РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

бакалавра


Использование информационных технологий в физическом воспитании у детей 5-го класса на уроках физической культуры»








Выполнила

студентка 3 курса

заочной формы обучения

Шорина

Ксения

Геннадьевна




Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент




Яковых

Юрий

Владимирович












г. Тобольск 2021

Оглавление



Введение 3

Глава 1. Понятие и общая характеристика информационных технологий 5

1.1.Эволюция информационных технологий, применяемых в образовании…….5

1.2.Основные понятия информационных технологий 9

Глава 2. Особенности использования информационных технологий в системе подготовки по физическому воспитанию 14

2.1. Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры в 5-х классах 14

2.1. Применение информационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта 21

Заключение 26

Список литературы 27
















Введение


Актуальность. Быстрое развитие информационных технологий и расширение их функциональных возможностей позволяет широко использовать современную технику во всех сфере физической культуры и спорта, облегчая все виды действий.

Быть успешным человеком, возможно лишь только отлично владея информационными технологиями. Для свободной ориентации в информационных сферах нынешний профессионал всякого профиля обязан уметь получать, возделывать и применить информацию с поддержкой компьютеров, телекоммуникаций и иных средств информационных технологий. Необходимость в современном обществе специалистов, которые с легкостью обладают умением пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями в системе образования стоит остро. Это относится и к специалистам в сфере физической культуры и спорта [24].

Как отмечают ученые (Э.Р. Ахмедзянов, В.Ю. Волков, Е.Л. Воробьева, О.Б. Дмитриев, Ю.Д. Железняк, Е.А. Калинина, П.К. Петров и др.), увеличение значения свойства физкультурного образования настоятельно требует создания новых средств обучения на базе применения передовых информационных и коммуникационных технологий. Не обращая внимания на то, собственно, что в последние годы появляется значительный интерес к разработке и применению компьютерных программ в учебно-тренировочном процессе, вопросы их разработки и внедрения остаются очень проблематическими [5]. Это связано, с одной стороны, с состоянием становления информационных и коммуникационных технологий, с иной - с приведением системы образования, в том количестве и в области физической культуры, в соотношение с необходимостью времени и научно-технического прогресса.

Не обращая внимания на конкретные проблемы, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими качествами разработки и внедрения передовых информационных технологий в области физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов. Предпосылкой того, как говорят В. В. Зайцева, П. К. Петров, Е. Ю. Розин, И. И. Тихонов, А. И. Федоров и др., считается назревшая надобность перехода от классичесиких форм подготовки, нацеленных, в первую очередь, на скопление конкретных познаний, умений и способностей, к применению передовых и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменять содержание, способы и организационные формы изучения [29].

Объект исследования – информационные в физическом воспитании детей 5-х классов на уроках физической культуры.

Предмет исследования – разработка и использование информационных технологий в физическом воспитании детей 5-х классов на уроках физической культуры.

Цель исследования – рассмотреть использование информационных технологий на уроках физической культуры у детей 5-х классов.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить применение информационных в физическом воспитании.

2. Рассмотреть доступность современных информационных технологий в физическом воспитании.

Во время подготовки курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

-методы обработки полученных данных: обработка данных.

Структура данной работы: курсовая работа включает, введение, две главы, заключение и список используемой литературы.





Глава 1. Понятие и общая характеристика информационных технологий

    1. Эволюция информационных технологий, применяемых в образовании



В случае если качестве симптома информационных технологий избрать инструменты, с поддержкой которых ведется переработка информации (инструментарий технологии), то допускается выделение следующие этапов ее становление [1]:

1-й период (до второй половины 19 в.) – данный период можно назвать «ручным» инструменты которыми пользовались люди были: перо, чернильница и книга. Коммуникации осуществлялись при помощи посылки через почту посланий, пакетов, депеш и др. Основная задача технологии - представление информации в необходимой форме.

2-й период (с конца 19 в.) – «механический» в этот период времени уже появляется пишущая машинка, телефонный аппарат, диктофон, оборудованный больше безупречными методами доставки почты, Ключевая задача технологии - представление информации в необходимой форме больше передовыми комфортными способами.

3-й период (40 - 60-е гг. 20 в.) - «электрический», в данный период времени в обществе используют гигантские электрические вычислительные машины (ЭВМ) и программное обеспечение, электронные пишущие машинки, ксероксы, маленькие диктофоны. Основная задача информационной технологии начинает передвигаться с формы представления информации на составление ее содержания.

4-й период (с начала 70-х гг.) - называется «электронный», так как вводятся большие электронные вычислительные машины и на базе которых используются автоматические системы управления, а также поисковые системы, оборудованные широким диапазоном базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще больше сдвигается в сторону формирования содержательной стороны информации для управленческой среды всевозможных сфер социальной жизни, в особенности на организацию аналитической работы [26].

5-й период (с середины 80-х гг.) - «компьютерный», главными технологиями этого периода становится персональный компьютер, который включает в себя уже стандартные программы разного уровня предназначения. На данном этапе происходит процесс персонализации автоматических систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Похожие системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу важным переменам подвергаются и технические средства бытового, культурного и других назначений.

6-й период - «сетевой», часто данный период называют частью компьютерных технологий. На этапе становления в современный период жизни широко стали использовать локальные и глобальные компьютерные сети. Сетевой технологии предсказывают в ближайшем времени большой рост, обусловленный популярностью ее основы - глобальной компьютерной сети Интернет.

Основным компонентом экономики становится информатизация в обществе. Применение современных технологий, за счет которых коммуникация происходит в быстром режиме. Развитие информационной индустрии и рыночных систем, приведет к нормальному функционированию всех данных систем в обществе [9].

Отсюда следует, что развитие вычислительной и информационной техники, является главным компонентом в становлении информационного общества, которое определяет следующие изменения, свидетельствующие о наступлении «эпохи информационного общества»:

  • информация приобретает глобальный характер;

  • на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры, попытки ограничить свободное распространение информации наносят вред государству, стремящемуся ввести такого рода ограничения;

  • значительно возрастают возможности сбора, хранения, передачи информации и доступа к ней;

  • растет влияние информации на развитие различных сфер человеческой деятельности;

  • углубляется процесс децентрализации общества;

  • происходит переход к новым формам занятости;

  • осуществляется процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии [11].

Информационные технологии в данный период времени являются главным инструментом информатизации общества. Изменение жизнедеятельности каждого человека возможно за счет информационных и коммуникационных технологий. Как на национальном, так и на глобальном уровне выдвигается проблема в разработки стратегии развития и использования информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности.

В современное время выявлен рост использования новых технологий и телекоммуникаций во всех сферах жизнедеятельности человека, и необходимо своевременно обучаться использованию данных технологий [4]. В связи с этим следует особо подчеркнуть актуальность информации сферы образования, в том числе и физкультурного образования. Процесс информатизации образования предполагает использование возможностей современных информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, а также повышение его эффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информатизации общества.

Главной ступенью приобщения общества к информационным технологиям и использования их в повседневной жизни, становится качественное современное образование, подрастающего поколения. Для этого необходимо свободное применение и использование информационных технологий, для адекватного современного уровня развития научно-технического и экономического конкретного государства. Оно достигается за счет получения определенных знаний, умений и навыков в данной области [16].

За счет этого к педагогам, тренерам, инструкторам в сфере физической культуры и спорта предъявляются определенные требования, для их совершенствования образовательного процесса с применением современным информационных и коммуникационных технологий.

Выше изложения условия наталкивают на разработку специальных условий, программ для специалистов в сфере физической культуры и спорту, для их профессионального роста, как в самообразовании, так и передачи опыта подрастающему поколению [7].

Решая задачи информатизации учебно-тренировочного процесса, следует четко определить следующее:

  • место и время использования персонального компьютера, информационных и коммуникационных технологий;

  • какие программные продукты должны обеспечить решение задач информатизации учебно-тренировочного процесса;

  • как создавать и использовать в профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорте программно-педагогические средства;

  • каким образом вести поиск, обработку, хранение, передачу и представление учебной и научно-методической информации в области физической культуры и спорта средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

Любой специалист каждой сферы деятельности в современное время должен свободно владеть всеми новыми информационными и коммуникационными технологиями, для дальнейшего самообразования [2].


    1. Основные понятия информационных технологий


В современный период времени с наступлением информатизации общества, появляется необходимость постоянного и своевременного повышения уровня образованности каждого человека в той или иной сферы его деятельности для овладения новыми информационными и коммуникационными средствами обучения. Необходимость всего общества в обучении и повышении уровня жизнедеятельности как общекультурного, так и профессионального уровня, постоянно развивающего научного прогресса, ведет к необходимости использования информационных и коммуникационных технологий [30].

С активным внедрением современных информационных и коммуникационных технологий в общество, предполагает использование определенного понятийного аппарата, который в настоящее время можно считать устоявшимся. Рассмотрим ряд понятий и терминов, получивших в современное время распространение в сфере информационных и коммуникационных технологий [4].

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становится сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.

Информационная технология – применяется в области информатики, суть которой состоит в способах, методах автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования и продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов.

Средства информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте - программное, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей [13].

Средства информатизации и коммуникации физкультурно-образовательного назначения - средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, которые обеспечивают реализацию оптимальной технологии их педагогического использования в процессе обучения.

Инструментальное программное средство - программное средство, предназначенное для конструирования программных средств учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических, видео- или музыкальных включений [5].

Программно-педагогические средства в физической культуре и спорте - программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программно-педагогические средства используются в учебно-тренировочном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения [25].

Электронные учебные пособия - образовательное электронное издание, о или полностью заменяющее либо дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Используется в школах, как для самостоятельного изучения материала, так и для повторения пройденного материала.

Информационная среда - совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя информационного ресурса с помощью интерактивных средств информационных технологий, которые взаимодействуют с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

Информационная физкультурная среда - совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и информационными технологиями, формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием. Использование интерактивных досок, для объяснения двигательного действия или комбинации [10].

Всемирная мультимедийная среда - World wide web (www) – это среда, с помощью которой учитель или самостоятельно ученик по средствам сети интернет может найти необходимую информацию, в разном его предоставлении, будь то текст, звуковые документы, видео-фото документы, презентации. Что позволяет качественно усвоить материал по наглядным пособиям.

Web-страница - отдельный документ во всемирной мультимедийной среде. В ней может содержаться текст, графика, звуковое сопровождение, анимацию и другие мультимедийные объекты, а также гипертекстовые ссылки. Адрес web-страницы определяется адресом URL. URL-адрес (Uniform Resource Locator) – определенная форма записи документов и адресов в сети интернет. Есть определенные правила записи адресов, чтобы было проще найти необходимый материал [8].

Информационное взаимодействие - это деятельность двух или более людей для изучения, сбора и передачи информации в любом виде будь то, схемы, графики, презентации или текстовые документы на определенном этапе. При информационном взаимодействии происходит передача учителем необходимой информации ученику, на каждом этапе его обучения. Интерактивный диалог – с помощью него можно выбирать различные варианты содержания учебного материла, за счет контакта с программой.

Технология мультимедиа – данная технология представляет собой сбор, хранение, передачу информации в различных тестовых, видео, фото, графических документах. Технология телекоммуникации в физической культуре и спорте – это батарея средств, методов, способов диагностики, передачи, сбора и транслирования информации в любом виде (текст, звуковые эффекты, видео, отдельные фото) [20].

Компьютерная визуализация учебной информации по физической культуре - наглядное представление на экране объекта, его основных частей или моделей, а при необходимости - представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого объекта или процесса (во всевозможных ракурсах, деталях, с демонстрацией внутренних взаимосвязей составных частей) в развитии, во временном и в пространственном движении [24].

Известно, что во время появления интернета (80-е годы) хранение информации было проблемным из-за продолжительности процесса «записи» файлов на огромнейшие сервера, занимающие все лабораторное помещение, также процесс их транспортировки на дальние расстояния было куда проблемнее. Т.Г. Белова, исследуя проблемы безопасности хранения данных, приводит данные о том, что в 80-90-х гг. появились первые хранилища файлов в виде дисководов, однако, обмен информации между дисководом и ПК был также затруднителен, поскольку объемные программы очень долго устанавливались, необходимо было контролировать процесс установки [6].

Р. Готтемюллер изучил историю появления облачных технологий, так свое повествование начал с того, что значительно облегчили жизнь человека диски, с которыми возможности были выше. Пять-семь лет тому назад в России основными источниками накопления информации были флеш-карты, однако, они также имеют свойство теряться, ломаться и т.д. Современное общество пришло к тому, что стали активно использоваться облачные технологии, к которым можно иметь доступ слюбой точки мира и с любого устройства, не требующего дополнительной установки ПО. Все необходимые программы для просмотра файлов с данных ресурсов обеспечивают специальные серверы, однако, они могут быть бесплатными, так и платными. Чаще всего для ознакомления активному пользователю Интернета предоставляют возможность бесплатного пользования ограниченными гигабайтами. Как считает А.И. Горожанов, название технологий исходит от специфического графического изображения данных файлов [14].

Все эти термины и понятия используются в современном обществе для грамотного обучения граждан. Специалисты сферы физической культуры и спорта, должны применять данные технологии в своей деятельности для совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Данные понятия позволяют не только рассмотреть информационные технологии, но также применить их в обучении специалистов, для дальнейшей работы в общеобразовательных школах. С внедрением в школы Федерального государственного стандарта образования педагогам необходимо использовать современные информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе школьников по физической культуре [21].






Глава 2. Особенности использования информационных технологий в системе подготовки по физическому воспитанию

2.1. Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры в 5-х классах

Компьютерные технологии являются частью информационных технологий и формируют своеобразный стиль обучения, который в данное время является для учеников общеобразовательных школ более приемлемым, комфортным, ученик может творчески и интеллектуально подойти к обучению [30].

На практике применение компьютерных технологий на уроках физической культуре означает:

  • тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;

  • оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;

  • дифференцированный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения [11].

Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учащегося, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания.

Применение компьютерных технологий в образовании детей, является как разновидность управления учебного процесса [23].

Учителю необходимо учитывать, что применение информационных технологий на уроках физической культуры, должно быть разработано пошагово, так как компьютер не может управлять в целом учебным процессом. Необходимо настроить учащихся на просмотр того или иного видеофрагмента. Указать на важность его в определенный этап обучения. Компьютерные технологии являются лишь посредником между учителем и учащимися, так как сам урок идет под руководством учителя. Надо уметь подобрать модель для того, чтобы познавательная деятельность ученика происходила в пределах изучаемого материала [3].

Компьютерные технологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому должны в большей или меньшей степени быть совместимыми с этим процессом, но в то же время создаваемые или созданные компьютерные технологии могут активно влиять на изменения не только методики преподавания, но и целиком на всю технологию учебного процесса. Реализация новых видов управляющих воздействий в условиях применения компьютерных технологий в значительной степени упрощается благодаря индивидуализации обучения и возможностям быстрого контроля знаний, как нового материала, так и любого пройденного [15].

В условиях существующей организации учебного процесса, принятой за основу для его последовательного совершенствования и повышения качества усвоения нового материала на уроках физической культуры, нужно выделить критерии необходимости, возможности и целесообразности использования компьютерных технологий.

На уроках по физической культуре также возникает необходимость использования компьютерных технологий. С помощью, которых можно творчески подойти к изучению нового материала или закрепления старого в период одного урока [19].

Выполнение упражнений на малой и повышенной площади опоры вызывает у некоторых занимающихся страх. Боязнь упасть и получить травму настолько пугает, что дети часто просто отказываются выполнять упражнение. В целях психологической подготовки учащихся следует проводить мероприятия, включающие в себя индивидуальные беседы, наблюдения, методы убеждения с использованием информационных и коммуникационных технологий [19].

Уровень физической подготовки отражает, прежде всего, эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, технологий и инноваций в области здравоохранения.

Физические (моторные) качества называются отдельными качественными сторонами моторных возможностей ребенка, его двигательными способностями. Они проявляются в конкретных действиях - основных движениях (ходьба, бег, прыжки, скалолазание, метание), игры, спорт. Такое же качество может определять успех в разных действиях. Например, способность быстро перемещаться позволяет вам бегать, плавать, ездить на велосипеде [28].

Применение компьютерных технологий на уроках физической культуры отличается от других школьных дисциплин, тем что, педагог не должен на каждом уроке использовать однотипные технологии, так как у учащегося должно быть развитие творческого мышления. Они должны идеомоторно представлять двигательные действия и последовательно воспроизводить их [17].

Образовательный процесс включает в себя два взаимосвязанных процесса – это организацию деятельности школьников и его контроль за этой деятельностью. Данные процессы между собой взаимосвязаны, так как за счет контроля происходит качественное усвоение изучаемого материала. А как будет построена эта деятельность, будет влиять на результат.

В современной общеобразовательной школе компьютерные технологии давно стали широко использоваться для построения образовательного процесса. Но, несмотря на множественные разработки в области использования информационных и коммуникационных технологий на уроках физической культуры. Первоначально компьютеры используются для составления базы учащихся, и их показатели физических и функциональных показателей [11].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями использования компьютерных технологий в физической культуре общеобразовательного учреждения являются:

  • статистический анализ и графическое изображение цифрового материала;

  • текстовое редактирование методической и деловой документации;

  • обучение и контроль теоретических знаний учащихся;

  • контроль физического развития и подготовленности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований по различным видам спорта;

  • контроль и оптимизация техники спортивных движений;

  • контроль физической работоспособности испытуемых;

  • создание компьютеризированных тренажерных комплексов на базе персональных компьютеров [17].

С помощью компьютерных технологий в современной время очень широко применяют при изучении функциональных возможностях спортсмена, так как во многом результат зависит, от его показателей. Применение компьютера на уроке по физической культуре лишь в том случае когда, учитель не может в полном объеме передать необходимую информацию за счет традиционных средств обучения [22].

За счет компьютера расширяются возможности передачи информации, с помощью графики, звука и цветов учащемуся можно воссоздать ситуацию соревнований.

С помощью компьютера на уроках по физическому воспитанию, у учащихся происходит усвоение теоретического материала, что в дальнейшем сказывается, на выполнении упражнений на практике [24].

С помощью компьютера учитель показывает отдельные элементы выполнения двигательного упражнения, разрабатывает способы введения практики и теории одновременно. Для наглядного показа целого упражнения или комбинации в целом. Учитель может в режиме замедленной съемки показать быстрее элементы выполнения комбинации.

Особое внимание обращается на:

  • представление в удобной форме различных спортивных процессов, протекающих в реальности с большой скоростью (бег, прыжки и другие двигательные действия) и трудных для наглядной демонстрации на обычных уроках;

  • компенсацию с помощью техники недостатка наглядных пособий на уроке физической культуры;

  • использование компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия [20].

В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.

Визуальный этап включает в себя с 5 по 7 классы – на данном этапе учащиеся с помощью информационных технологий изучают биографию великих спортсменов и мировых рекордов, с помощью пазлов могут собирать сложное двигательное действие поэтапно разучивания каждое действие по порядку. Такие упражнения и действия развивают у школьников абстрактное и творческое мышление. Ученики успешно изучают отдельный элемент сложного действия, что в дальнейшем помогает выполнять это упражнение на практике [17].

В среднем школьном звене уже начинает закладываться фундамент основ техники двигательных действий, например в баскетболе это бросок, ведение и передачи мяча, в волейболе это нападающий удар, прием и передача мяча, данные элементы будут необходимы и в дальнейшем процессе обучения. Для выполнения того или иного двигательного действия необходимо с самого начало представление о его техники выполнения. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии не требуются усилия для какого-либо переучивания [27].

Применение компьютерных технологий позволяет учителю более раскрыто показать отдельные элементы техники того или иного упражнения на отдельном периоде обучения. При изучении нового двигательного действия, учитель может подобрать определенные фрагменты для показа учащимся в поэтапном обучении С помощью видеоряда, звука и текста учащийся получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок более содержательным и увлекательным [12].

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. При помощи отдельных фотографий или коротких видеороликов, школьники решают задачи, отвечают на вопросы, включая мыслительную деятельность. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем [23].

Компьютерный контроль знаний по сравнению с классическим имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

  • используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

  • повышается объективность оценивания;

  • фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике [13].

Теле-радио передачи очень узко рассматривают здоровый образ современного общества. С помощью компьютерных технологий педагог может предложить учащимся восполнить пробелы в знании данного вопроса. Компьютер дает богатейшие возможности для реализации принципа наглядности обучения. Мультимедиа  синтез компьютерных технологий для объединения звука, информации, изображений, обеспечивает хранение больших объемов информации, произвольный интерактивный доступ к ее элементам и воспроизведение сюжетов со звуковым сопровождением.

Использование компьютера на уроках по физической культуре можно не только для показа, каких либо иллюстраций, но также для выполнения каких либо самостоятельных исследовательских занятий для учащихся. Например, для наглядного пособия, учащиеся могут разработать различные комплексы обще-развивающих упражнений в движении и на месте, с предметом и без предмета, затем данные комплексы реализовать в виде презентаций, обработать каждую фотографию, подобрать к ней определенную музыку [2].

При выполнении таких проектов учащиеся обучаются работать с аппаратурой, развивается аналитическое мышление, а также в ходе разработки они изучают элементы того или иного двигательного действия.

На протяжении всего проекта учащиеся постоянно пользуются собственными индивидуальными комплексами упражнений, продолжая мониторинг собственного физического развития, фиксируя результаты изменений показателей физического развития и физической подготовленности.

На уроках физической культуры с использованием информационных технологий, учащиеся сами анализируют свою деятельность, что благоприятно сказывается на формировании адекватной самооценки. Совместная работа учителя физической культуры и ученика предполагает дальнейшее развитие и расширение представленного проекта с использованием информационных технологий в свете формирования здорового образа жизни []4.

Для удобства заполнения дневников самоконтроля и базы, данных каждого учащегося, в их рабочие тетради кладутся распечатки, содержащие справочные материалы, нормативы по тестированию физических и функциональных данных, а также заготовки для составления конспекта урока и комплекса индивидуальных упражнений.

Таким образом, ученик самостоятельно может изучать и закреплять пройденный материал, с использованием компьютера и поиска информации в сети интернет.

Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный технологической стороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.

Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, исключительно важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие тексты с графическими иллюстрациями, и аудио-материалами [6].

Технология, используемая в работе по проекту, проста и доступна практически для любого человека, владеющего компьютером на уровне пользователя, и позволяет создавать электронные средства поддержки обучения высокого дидактического качества в сфере физической культуры.


2.1. Применение информационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта



Сегодня можно уверенно констатировать, что современное общество вступает в эпоху информационного общества. Основой, «кирпичами» этого общества являются информационные и коммуникационные технологии в сфере физической культуры и спорта. Они определяют его возможности, влияют на решения, способствуют улучшению уровня жизни. В такой ситуации особенно востребованными становится знание основных механизмов создания и функционирования подобных систем, умение правильно поставить задачу на ее разработку или же реализовать ее самостоятельно [30].

В современное время информационные и коммуникационные технологии широко используются в педагогическом процессе при подготовке кадров. В институтах и кафедрах по физической культуре и спорту обучение ведется по двум направлениям. В первом направлении ведется разработка обучающих программ по теоретической части учебных дисциплин, второе направление ведет изучение практических качеств абитуриентов, что ведет к отбору и поступлению их на данное направление.

В современный период времени учеными разработаны многие приемы и методы по обучению спортсменов. Например, за счет таких обучающих программ, спортсмен может смоделировать отдельное двигательное действие по частям его выполнения. Также разработать цикл тренировочных занятий с учетом всех необходимых данных. Также за счет компьютеризации, происходит анализ результата с учетом анатомии, физиологии и биомеханики [17].

Учебный процесс по физическому воспитанию в средних и высших учебных заведения не физкультурной направленности, также происходит за счет применения информационных технологий. За счет которых изучаются общие параметры занимающихся. Одна из последних публикаций этого направления освещает вопросы методологии формирования информационного пространства в процессе физического воспитания студентов.

Использование информационных и коммуникационных технологий рассматривается двумя авторами С. П. Киршевой, она пишет в своих трудах, что данные технологии используются для моделирование отдельных элементов техники того или иного упражнения. В трудах П. А. Виноградова компьютерные технологии необходимы для тестирования физических и функциональных показателей учащихся [11].

Естественно, что наибольшее количество посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП) и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управление тренировочным процессом. Также следует уделить внимание вопросам улучшения качества технической подготовленности спортсменов. Разработка систем для усиления этой стороны подготовки спортсменов ведется в направлении создания программно-аппаратных комплексов, позволяющих автоматизировать ввод информации в ЭВМ, ее обработку и вычисление необходимых биомеханических параметров. Это дает возможность повысить эффективность обучения двигательным действиям и избежать ошибок. Аппаратурой для сбора информации о спортсмене может служить видеомагнитофон; тензоплатформа, и электромагнитография [21].

Изначально информационные технологии в сфере физической культуры и спорта применялись для создания базы и планирования тренировочного процесса, что позволяло хранить все результаты занимающихся. Что в целом, облегчало работу.

С ростом высококвалифицированных спортсменов, стало необходимо использование информационных технологий в более широком диапазоне. С помощью компьютера стали разрабатывать и экспериментировать программы индивидуальных тренировок для каждого отдельного спортсмена. По результатам его функциональным и физическим показателям, стала подбираться физическая нагрузка, для роста результативности. Создаются программы по каждому виду спорта [6].

С использованием карманного микрокомпьютера облегчилась работа тренера, в плане отслеживания показателей спортсмена. Все необходимые данные переносятся в программу для вычисления и определения всех показателей работы спортсмена на каждом этапе тренировки. Все показатели вычисляются автоматически, за счет компьютерных программ. Так в лыжных гонках микрокомпьютер позволяет рассчитать все результаты с учетом возрастного коэффициента, вычислить некоторые параметры нагрузки, границы метаболических режимов по частоте пульса и многое другое. В статье Г.П. Лосева описывается малогабаритный вычислительный комплекс, позволяющий в полевых условиях тестировать и выбирать оптимальный вариант смазки лыж перед соревнованиями [1].

На сегодняшний день становится популярна система Polar. За счет данных технологий разработаны пульсометры, со встроенными датчиками скорости бега на отдельном участке. Отслеживание частоты пульса и работы сердца с увеличением физической нагрузки. За счет чего каждый спортсмен может отследить, в какой зоне интенсивности он работал, и какая скорость выполнения упражнения была [4].

Несколько лет назад спортивные ошибки мог подтвердить только судья или тренер, однако, сейчас каждое движение может быть разложено на части любой человек может проанализировать реальное действие с помощью современных цифровых технологий. На современном этапе развития спорта применяются видеозаписи, для разрешения спорных моментов.

Публикаций, освещающих вопросы использования информационных технологий при проведении соревнований, немного. П.А. Виноградов и В.А. Савин указывают, что при проведении соревнований уровня олимпийских игр применение информационных технологий обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку большого количества информации. Сейчас же мы можем смотреть не только результаты, но и сами соревнования в режиме он-лайн [18].

Компьютеры используются не только для просмотра и показа видео трансляций соревнований, также за счет них идет вычисление и обработки результата спортсменов. Это во многом облегчает работу судьям-экспертам. А.А. Макаров описывают систему начисления очков в соревнованиях по прыжкам с трамплина, лыжному двоеборью, фигурному катанию на коньках, гимнастике, синхронному плаванию, выездке. Также использования компьютерных технологий на соревнованиях по спортивным играм, происходит оценивание результативности каждого игрока отдельной команды. Конечно все эти методы не столь современны, как Dartfish. В России это появилось совсем недавно. Dartfish - это программное обеспечение видеоанализа, используемое спортсменами и тренерами для достижения желаемого результата. Может использоваться всеми: тренерами, атлетами, учителями, студентами, спортивными докторами и физиотерапевтами. Программное обеспечение использует цифровую видеографику, чтобы использовать мгновенную обратную визуальную связь, не прерывая тренировки. Dartfish используется на олимпиадах и чемпионатах Европы и мира. Например, так на олимпиаде в Ванкувере мы могли наблюдать спецэффект, отображающий позицию двух спортсменов, которая произошла в разное время, но на одном и том же месте [8].

Четвертое направление использования информационных технологий связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Программы этого направления можно разделить на диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие. На диагностическом направлении компьютер позволит быстрее поставить диагноз больному, на диагностико-рекомендательном этапе с учетом поставленного диагноза предлагается режим, в котором спортсмену необходимо заниматься для скорейшего выздоровления. В третьем случае компьютер осуществляет взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам новых тестов вырабатывает соответствующие рекомендации [24].

Таким образом, информационные технологии имеют узкий диапазон использования. Так как в основном в спортсмены высокого уровня могут использовать все технологии. На уровне школы, не каждый тип информационных технологий имеет свое применение.












Заключение


В современном мире происходит стремительное развитие информационных технологий, которые проникают во все сферы жизни человека [10]. Те, что еще вчера было прогнозам фантастов, на наших глазах становится реальностью.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Появилось множество программных продуктов на лазерных дисках, созданных на базе мультимедийных, офисных и интернет-технологий. Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных. Действительно, использование компьютерных технологий на уроках физической культуры дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи [22].

Конечно же компьютер необходимо применять в единой взаимосвязи с учителем и учебником, так как он не заменит их. Грамотное использование информационных технологий на уроках по физической культуре позволит повысить качество обучения и повышения интереса у учащихся в урокам. Нельзя применять все уроки с применением компьютера, так как учащийся должен выполнять все двигательные физические упражнения на практике. Для заинтересованности его к различным видам спорта [10].




Список литературы



  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 223 с.

  2. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов / И.С. Барчуков – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2018. – 255 с.

  3. Барышева Н. В. Основы физической культуры школьника: Учебное пособие для учителей физической культуры / Н. В. Барышева В. М. Манияров М. Г. Неклюдова. – Самара, 2019. – 126 с.

  4. Бишаева А. А. Физическая культура / А. А. Бишаева, В. В. Малов. – М.: КноРус, 2018. – 312 с.

  5. Боген М. М. И. Физическое воспитание и спортивная тренировка / М. М. Боген. – М.: Либроком, 2017. – 230 с.

  6. Воронов В. И. Информационные технологии в физической культуре и спорту / В. И. Воронов. – М.: СПбГУП, 2019. – 148 с.

  7. Гордияш Е. А. физическое воспитание в школе / Е. А. Гордияш, И. П. Жигульская. – М.: Учитель, 2020. – 383 с.

  8. Железняк Ю.Д. Основа научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Ю.Д. Железняк, Ю. М. Портнов. – М.: Академия, 2020. – 189 с.

  9. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. 5-е изд., стереотип / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2018. - 192 с.

  10. Карпенков С. Х. Современные средства информационных технологий: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / С. Х. Карпенкова. - М.: КноРус, 2019. - 400 с.

  11. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю. П. Кобяков. – М.: Феникс, 2018. – 256 с.

  12. Койнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Э.Б Койнова. – М.: ИНФА, 2019. – 208 с.

  13. Коробейников Н. К. Физическое воспитание: учебно-методическое пособие / Н.К. Коробейников. – М.: Высшая школа – 2019. – 201 с.

  14. Круцевич Ю. Ф. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Круцевич Ю.Ф. – Киев: Олимпийская литература, 2020. – 189 с.

  15. Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры / В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2019. – 416 с.

  16. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Ю. Ф Курамшин – М.: Советский спорт, 2019. – 464 с.

  17. Менхин Ю. В. Физическое воспитание. Теория, методика, практика / Ю. В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс, 2019. – 324 с.

  18. Мишин Б. И. Настольная книга учителя физической культуры / Б. И. Мишин. - М.: Астрель, 2018. - 526 с.

  19. Неверкович С. А. Педагогика физической культуры / С. А. Неверкович. – М.: Академия, 2019. – 368 с.

  20. Никитушкин В. Г. Теория и методика юношеского спорта / В. Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2020. – 208 с.

  21. Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорту / П. К. Петров. – М.: Академия, 2020. – 288 с.

  22. Петров П. К. Практикум по информационным технологиям в физической культуре и спорту / П. К. Петров, Э. Р. Ахмедзянов, О. Б. Дмитриев. – М.: Академия, 2020. – 288 с.

  23. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры / Г. И. Погадаев. – М.: Просвещение, 2020. – 496 с.

  24. Попов Г. И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта / Г.И. Попов // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2019. - № 1. - С. 22-23.

  25. Рязанова З. Г. Свободное про­граммное обеспечение в формировании информационно­образовательной среды образовательного учреждения: учеб­ное пособие / З. Г. Рязанова, Е. И. Еременко, Т. И. Жидкова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т КГПУ им. В.П. Аста­фьева, 2019. – 176 с.

  26. Собянин Ф. И. Основы теории физической культуры / Ф. И. Собянин, М. Г. Быченкова. – М.: Владос, 2018. – 151 с.

  27. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. В.М. Шияна. – М.: Просвещение. - 2092. - 204 с.

  28. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: учебное пособие / Под. ред. М. Д. Рипы. – М.: Просвещение, 2017. – 184с.

  29. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 480 с.

  30. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект. Книга для педагога / Янсон Ю.А. - Ростов н / Д: Феникс, 2017. - 624с.