СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИКТ в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения. Количество информации, с которой преподавателю приходится работать, растет с каждым годом. Вся эта информация направлена на решение всего многообразия профессиональных задач, среди которых особое место занимают мотивация обучающегося к учебной деятельности, развитие его учебной самостоятельности, творческой, поисковой активности. И в этом педагогам эффективно помогает все разнообразие информационно-коммуникационных технологий. В современном мире необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении крайне актуальна и неоспорима. Умение применять ИКТ является одним из критериев при оценке опытности и профессионального мастерства педагога.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности»

Использование информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности


Крайнова О.Г.

ГБОУПО «Севастопольский судостроительный колледж»

Россия (г. Севастополь)


ИКТ в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения. Количество информации, с которой преподавателю приходится работать, растет с каждым годом. Вся эта информация направлена на решение всего многообразия профессиональных задач, среди которых особое место занимают мотивация обучающегося к учебной деятельности, развитие его учебной самостоятельности, творческой, поисковой активности. И в этом педагогам эффективно помогает все разнообразие информационно-коммуникационных технологий. В современном мире необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении крайне актуальна и неоспорима. Умение применять ИКТ является одним из критериев при оценке опытности и профессионального мастерства педагога. Очевидные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе: ‒ наглядность, зрелищность, выразительность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях; ‒ компактность – возможность накапливать информацию на электронных носителях без накопления значительных объемов папок с информационным материалом на бумажных носителях; ‒ экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов); ‒ возможность творческого развития обучающихся и педагогов через участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах, публикации своих работ и проектов в интернет – пространстве; ‒ организация постоянного мониторинга самостоятельной работы обучающихся, их текущей успеваемости. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя это, с одной стороны, средство обучения и средство предоставления знаний, а с другой, – использование различных информационных инструментов, автоматизация процесса обработки учебных материалов. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет в полной мере использовать цветовое и мультимедийное оформление. Вместе с тем, информационные коммуникационные технологии доступны каждому преподавателю.

В условиях информационного общества одним из основных моментов рабочего места любого специалиста является персональный компьютер как инструмент обработки информации. Именно поэтому квалификация современного преподавателя в немалой степени определяется умениями использования информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности.

Учебно-методические комплексы нового поколения включают традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит в себе учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе с учетом требований работодателя.

Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии, которые имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

ХХ век был веком великих открытий в области технических информационных средств и их применения для обучения. Изобретение фотографии, кинематографа, радио, магнитной записи звука, затем телевидения, видеомагнитофона с каждым десятилетием открывали всё новые и новые возможности для образовательного процесса.

В 50-60-е годы ХХ века в образовании широко распространились проекционные аппараты, слайды, эпипособия, учебные кинофильмы, учебные телепередачи, лингафонные кабинеты. С 1970-х годов, когда появился кассетный видеомагнитофон, началось и продолжается использование в учебных заведениях технологии «видео».

Стремительное развитие информационных технологий, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационных технологий в профессиональном образовании создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции их применения в обучении.

Таким образом, существует двоякая трактовка понятия «информационная технология»: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между преподавателем и студентом. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

- предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

- целью процесса является получение информации;

- средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

- процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

- критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

Программное обеспечение, использующееся в информационных технологиях обучения (ИТО), можно разбить на несколько категорий:

- обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

- системы для поиска информации,

- моделирующие программы,

- микромиры,

- инструментальные средства познавательного характера,

- инструментальные средства универсального характера,

- инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.

Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, – это легкость и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать с учебными материалами. Соответствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой НCI (англ. Human – Computer Interface – интерфейс человек – компьютер). Этот буквальный перевод можно понимать как «компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека».

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Главными из них стали доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Программа Microsoft Excel дает возможность без изучения языков программирования выполнять расчеты по сложным формулам, включающим в себя проверку различных условий и реализующим циклические алгоритмы и ветвления (например, найти сумму или количество чисел, удовлетворяющих некоторому условию). Применение электронных таблиц благодаря строгости представления исходных данных и формул, необходимых для получения результата, способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного, системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.

Использование графических редакторов выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения обучаемых и, соответственно, их положительной мотивации к выполнению самой работы и использованию компьютера. Программы для создания компьютерных презентаций играют аналогичную роль для устного представления результатов работы. Кроме того, они очень эффективны для наглядных иллюстраций (графических, текстовых, видео, аудио) при чтении лекций, проведении семинаров, уроков, конференций. С помощью графических редакторов, позволяющих создавать анимации, студенты могут самостоятельно проектировать компьютерные модели, иллюстрирующие различные процессы и явления. Такая работа не только дает дополнительный демонстрационный материал преподавателю, но и полезна для самих студентов, поскольку кроме владения компьютерной программой требует глубокого понимания сути изображаемого. Однако не это является главным достоинством данных программных средств.

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций. Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.

Обучение с использованием информационных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Информационные технологии в профессиональном образовании могут решить такие проблемы как:

- образовательную – изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебной и профессиональной деятельности;

- педагогическую – быстро и качественно овладеть изучаемым материалом; визуализировать его; обеспечить индивидуальные траектории обучения учащихся;

- организационную – проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

В результате использования информационных технологий студенты получают возможность приобрести информационные умения, навыки и способы деятельности:

  1. овладение умениями передачи, поиска, преобразования, хранение информации, с помощью глобальной сети;

  2. осуществлять поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталоге библиотеки;

  3. представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  4. организовать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значения;

  5. создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, графики, звука.

Одна из главных целей профессионального образования заключается в формировании информационных компетенций – это готовность студентов самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

В основе средств информационных технологий, используемых в профессиональном образовании, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств и необходимым программным обеспечением.

Таким образом, новые информационные технологии, повышают познавательную активность студентов, эффективное усвоение учебного материала, углубление уровня понимания, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Применение в учебном процессе информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности преподавателя позволяет оптимизировать проведение занятий и практических занятий по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям, повысить развивающий потенциал занятий. Вместе с тем использование информационных технологий – это возможность создать электронный банк контрольно-измерительных материалов и электронных учебников. Работа с интерактивной доской побуждает преподавателя к поиску новых подходов в обучении, развивает его творческие способности, способствует его профессиональному росту.


Литература:

  1. Андреев А.А., Меркулов В.П. Современные телекоммуникационные системы в образовании //Педагогическая информатика. -1995.

  2. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в школе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1994.

  3. Ваграменко Я. А. Педагогическая информатика. Программное обеспечение компьютерного всеобуча: Межвузовский сборник трудов. М.: МОПИ им. Н.К.Крупской, 1990. - 69 с.

  4. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: изд-во Омского госпедуниверситета, 1999.

  5. Моисеева М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.

  6. Шухман А.Е. Подготовка учителя к применению информационных и коммуникационных технологий. // Ученые записки ИИО РАО. Вып.З -М.: РАО, 1999. С.27-36.

  7. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование, 1998, №2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!