СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу об актуальности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов спо иностранному языку (на примере профессионально-ориентированнойиноязычной лексики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ)

 

Аннотация. В статье раскрываются основные вопросы, освещающие необходимость использования ресурсов сети Интернет и ИКТ в процессе обучения студентов СПО иностранному языку. Подчеркивается, что использование ИКТ является неотъемлемой частью современного образовательного процесса и обеспечивает повышение уровня образования студентов СПО. Значимость привлечения информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов СПО профессионально-ориентированной иноязычной лексике очевидна, поскольку обозначенные современные технологии позволяют раскрыть неограниченные возможности компьютера, являющимся результативным средством обучения. Подчеркивается роль преподавателя, использующего информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения студентов СПО профессионально-ориентированной иноязычной лексике.

Ключевые слова. информационно-коммуникационные технологии, сеть Интернет, образовательный процесс СПО, иностранный язык, профессионально-ориентированная иноязычная лексика.

 

Очевидно, что в 21 столетии возникла важность владения иностранными языками. Исследователи отмечают, что XXI век был назван ЮНЕСКО «веком полиглотов». Данным фактом подчеркивается главная роль, которую играет знание языков в нашей жизни [1]. Границы между государствами становятся открытыми, и нам надо находить общий язык с зарубежными друзьями и партнерами [2]. Современная система связи и телекоммуникации позволила создать всемирную паутину Интернет, которая сделала нас значительно ближе к зарубежным друзьям и партнерам.

Неоспоримым является тот факт, что сеть Интернет оказала существенное влияние на процесс образования в целом, и на процесс обучения студентов, получающих среднее профессиональное образование, в частности. Интернет, будучи информационной и коммуникационной системой, в определенной степени мотивируют студентов СПО к активному изучению иностранных языков.

Необходимо подчеркнуть, что в связи с активным повсеместным распространением сети Интернет стали появляться современные технологии под названием информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ), под которыми понимаются такие процессы и способы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с использованием устройств цифровой техники. При помощи использования ИКТ стало возможным обеспечить сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации с использованием программных средств и устройств, разработанных на базе цифровой техники. На основе ИКТ в настоящее время построен образовательный процесс в рамках СПО. Так, Е.С. Полат в свою очередь отмечает взаимосвязь ИКТ и образовательного процесса, взаимосвязь, повлекшую обращение к новым педагогическим технологиям: «Новые педагогические технологии… немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь», поскольку именно ИКТ «позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов обучения, реализовать заложенные в них потенциальные возможности».

Анализ научных источников позволяет нам утверждать, что ИКТ является как средством предоставления материала для изучения иностранного языка, так и своеобразным инструментом контроля и оценки, например, изучаемой профессионально-ориентированной иноязычной лексике. ИКТ также способны создавать и реализовывать высококачественные задания с применением коммуникативных каналов. Цифровые технологии позволяют реализовывать процесс обучения индивидуально, осуществляя подход к каждому обучающемуся, что в свою очередь дает возможность студентам передвигаться в комфортном темпе по выбранному ими образовательному маршруту. ИКТ направлены на создание таких условий обучения, которые позволяют успешно и продуктивно проводить учебную деятельность студентов колледжа, способствуют созданию положительных эмоций, повышают учебную мотивацию, дают возможность создания объективной оценки работы обучающихся т.е. использование функциональных упражнений с заранее прописанными оценочными средствами, что исключает возможность ошибки при субъективной оценки материала. Применение ИКТ помогает обучающимся избавиться от психологического барьера овладения иностранным языком, на практике использовать изученную лексику на основе заранее заготовленных вспомогательных образцов, избавляет обучающихся от боязни допустить ошибку при применении лексических оборотов, что, зачастую, становится первым барьером в общении обучающихся.

Мы в свою очередь уверены, что внедрение ИКТ на занятиях иностранного языка со студентами СПО раскрывает неограниченные возможности компьютера, способным стать результативным средством обучения, а не средством развлечения, как полагают многие студенты. Имеющиеся компьютерные разнообразные развивающие и обучающие программы позволяют развивать различные виды речевой деятельности, а также способны создать неограниченное количество разнообразных комбинаций в общении, что способствует сознательному пониманию языковых явлений и развитию лингвистических способностей обучающихся.

Полагаем, что важнейшей целью применения ИКТ в образовательном процессе СПО можно определить как повышение уровня образования. Данный факт нацеливает преподавателей иностранных языков пересматривать программы обучения иностранным языкам по всем специальностям с учетом применения средств ИКТ в образовательном процессе, что уже является требованиями ФГОССПО. На основании ФГОССПО принято постановление об изучении иностранных языков на протяжении всего курса обучения. Остановимся на данном факте более подробно.

Так, первый год изучения студентами СПО иностранного языка нацеливает преподавателя построить свою работу таким образом, чтобы обучающиеся, поступившие учиться в систему СПО из разных школ и с разным уровнем владения иностранным языком, могли восполнить пробелы в знаниях иностранного языка. Также обучающиеся должны расширить свой словарный запас, а также научиться высказываться на темы, затрагивающие повседневную жизнь. В первый год пребывания обучающегося в колледже преподавателю иностранного языка особенно важно формировать внутреннюю уверенность обучающихся не только в себе и своих силах, но и в своих способностях к иноязычному общению.

В течение второго года обучения студентов СПО иностранному языку начинается активное вхождение обучающегося в профессиональный язык (иностранный язык для профессиональных целей). Особое внимание на втором году обучения студентов уделяется грамотному структурированию иноязычного учебного материала и подборка профессионально-направленных иноязычных текстов для чтения и перевода. На этом этапе также важно грамотное составление заданий, направленных на развитие иноязычной монологической и диалогической форм речи, что соотносится с формированием иноязычных коммуникативных навыков и умений. Обучающимся необходимо почувствовать, что иностранный язык не является абстрактной сущностью, которая никогда не понадобится в жизни обычной, а является тем инструментом, который помогает общению на профессиональном уровне, снимет психологический барьер для осуществления не только коммуникации на бытовом уровне, но и на профессиональном уровне.

Старшие курсы, относящиеся к третьему и четвертому годам изучения студентами СПО иностранного языка, являются важным периодом овладения профессионально-ориентированной иноязычной лексикой. В этот период изучение иностранного языка выглядит как средство общения непосредственно по профессии направленого на изучение и понимание инструкций на иностранном языке, а также понимание зарубежной литературы, связанной с выбранной профессией. Будущий специалист, способный описать технологический процесс, происходящий в результате выполнения каких-либо действий, и знающий профессиональные термины, наиболее востребован работодателями, чем остальные специалисты. Но в существующих реалиях времени не ко всем специальностям разработаны учебно-методические комплексы по изучению профессионально-ориентированной иноязычной лексики, что затрудняет её изучение. В данной связи важную роль играет в этой системе преподаватель, способный помочь обучающимся овладеть в полной мере профессиональным языком по соответствующей профессии, заинтересовать обучающихся, а также разумно применять ресурсы Интернет в процессе обучения.

Современному преподавателю иностранных языков, согласно устоявшемуся мнению, необходимо использовать в процессе обучения студентов профессионально-ориентированной иноязычной лексике ряд разнообразных ИКТ, среди которых учебники и пособия электронного вида, отображаемые через компьютер; цифровые справочники и энциклопедии; тренировочные программы для тестирования и т.д. Справедливо замечено, что использование преподавателем иностранного языка ИКТ в своей работе способствует решению множества различных задач, а именно: увеличить мотивационную направленность обучения; развить и активизировать познавательную сферу обучающихся; усовершенствовать методики проведения занятий; иметь возможность применять ИКТ в качестве средств для самообразования; своевременно и на высоком уровне проводить подготовку уроков и мероприятий т.п.

Овладевая языком других народностей, обучающиеся достигают не только свои основные цели в знании языка, но и ряда других немаловажных целей, среди которых: расширение кругозора, знакомство с культурой и традициями других стран и народов, умение вести диалог, в том числе и в профессиональной сфере, получают знания, навыки и умения четко выражать свои мысли. Для успешного достижения этих целей преподавателю необходимо не просто работать, а тесно сотрудничать с обучающимися, повышать мотивацию изучения иностранных языков, при этом соблюдая основные принципы обучения. Но сегодня перед преподавателем стоит еще более серьезная задача: подготовить специалиста, владеющего иностранным языком на профессиональном уровне. Знание терминологии, умение понять иноязычную публикацию, способность представить на иностранном языке свой проект – это тот минимум, которым должен владеть специалист двадцать первого века.

Попутно заметим, что в просторах сети интернет обучающимся предлагаются рекомендации для обращения к различным словарям, дающим разъяснения лексическим единицам на иностранном языке и демонстрирующие примеры использования данных лексических единиц в письменной речи. Мы, в свою очередь, видим огромный потенциал применения ресурсов сети Интернет для обучения студентов СПО профессионально-ориентированной иноязычной лексике, овладение которой в силу редкой употребимости данного пласта лексики в обычной коммуникации является наиболее трудным моментом в процессе обучения студентов СПО иностранному языку. В настоящее время на занятиях по иностранному языку систематически осуществляется обращение к сети Интернет, например, для более быстрого запоминания значений того или иного профессионального слова или термина на иностранном языке. Также одним из важных достоинств использования Интернета при изучении профессионально-ориентированной иноязычной лексики является тот факт, что, общаясь в языковой среде, обучающиеся получают возможность самостоятельно создать любую языковую ситуацию,

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой частью современного образовательного процесса и обеспечивает повышение уровня образования студентов СПО. Мы выяснили, что именно ИКТ раскрывают неограниченные возможности компьютера, погружают обучающихся в различные виды аутентичной речевой деятельности, создают неограниченное количество разнообразных комбинаций в общении, способствуют сознательному пониманию языковых явлений и развитию лингвистических способностей обучающихся.

 

 

Просмотр содержимого документа
«К вопросу об актуальности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов спо иностранному языку (на примере профессионально-ориентированнойиноязычной лексики)»

МЕДВЕДЕВ А.В.

Преподаватель

Промышленно технологического колледжа



К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ)



Аннотация. В статье раскрываются основные вопросы, освещающие необходимость использования ресурсов сети Интернет и ИКТ в процессе обучения студентов СПО иностранному языку. Подчеркивается, что использование ИКТ является неотъемлемой частью современного образовательного процесса и обеспечивает повышение уровня образования студентов СПО. Значимость привлечения информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов СПО профессионально-ориентированной иноязычной лексике очевидна, поскольку обозначенные современные технологии позволяют раскрыть неограниченные возможности компьютера, являющимся результативным средством обучения. Подчеркивается роль преподавателя, использующего информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения студентов СПО профессионально-ориентированной иноязычной лексике.

Ключевые слова. информационно-коммуникационные технологии, сеть Интернет, образовательный процесс СПО, иностранный язык, профессионально-ориентированная иноязычная лексика.



Очевидно, что в 21 столетии возникла важность владения иностранными языками. Исследователи отмечают, что XXI век был назван ЮНЕСКО «веком полиглотов». Данным фактом подчеркивается главная роль, которую играет знание языков в нашей жизни [1]. Границы между государствами становятся открытыми, и нам надо находить общий язык с зарубежными друзьями и партнерами [2]. Современная система связи и телекоммуникации позволила создать всемирную паутину Интернет, которая сделала нас значительно ближе к зарубежным друзьям и партнерам.

Неоспоримым является тот факт, что сеть Интернет оказала существенное влияние на процесс образования в целом, и на процесс обучения студентов, получающих среднее профессиональное образование, в частности. Интернет, будучи информационной и коммуникационной системой, в определенной степени мотивируют студентов СПО к активному изучению иностранных языков.

Необходимо подчеркнуть, что в связи с активным повсеместным распространением сети Интернет стали появляться современные технологии под названием информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ), под которыми понимаются такие процессы и способы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с использованием устройств цифровой техники. При помощи использования ИКТ стало возможным обеспечить сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации с использованием программных средств и устройств, разработанных на базе цифровой техники. На основе ИКТ в настоящее время построен образовательный процесс в рамках СПО. Так, Е.С. Полат в свою очередь отмечает взаимосвязь ИКТ и образовательного процесса, взаимосвязь, повлекшую обращение к новым педагогическим технологиям: «Новые педагогические технологии… немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь», поскольку именно ИКТ «позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов обучения, реализовать заложенные в них потенциальные возможности».

Анализ научных источников позволяет нам утверждать, что ИКТ является как средством предоставления материала для изучения иностранного языка, так и своеобразным инструментом контроля и оценки, например, изучаемой профессионально-ориентированной иноязычной лексике. ИКТ также способны создавать и реализовывать высококачественные задания с применением коммуникативных каналов. Цифровые технологии позволяют реализовывать процесс обучения индивидуально, осуществляя подход к каждому обучающемуся, что в свою очередь дает возможность студентам передвигаться в комфортном темпе по выбранному ими образовательному маршруту. ИКТ направлены на создание таких условий обучения, которые позволяют успешно и продуктивно проводить учебную деятельность студентов колледжа, способствуют созданию положительных эмоций, повышают учебную мотивацию, дают возможность создания объективной оценки работы обучающихся т.е. использование функциональных упражнений с заранее прописанными оценочными средствами, что исключает возможность ошибки при субъективной оценки материала. Применение ИКТ помогает обучающимся избавиться от психологического барьера овладения иностранным языком, на практике использовать изученную лексику на основе заранее заготовленных вспомогательных образцов, избавляет обучающихся от боязни допустить ошибку при применении лексических оборотов, что, зачастую, становится первым барьером в общении обучающихся.

Мы в свою очередь уверены, что внедрение ИКТ на занятиях иностранного языка со студентами СПО раскрывает неограниченные возможности компьютера, способным стать результативным средством обучения, а не средством развлечения, как полагают многие студенты. Имеющиеся компьютерные разнообразные развивающие и обучающие программы позволяют развивать различные виды речевой деятельности, а также способны создать неограниченное количество разнообразных комбинаций в общении, что способствует сознательному пониманию языковых явлений и развитию лингвистических способностей обучающихся.

Полагаем, что важнейшей целью применения ИКТ в образовательном процессе СПО можно определить как повышение уровня образования. Данный факт нацеливает преподавателей иностранных языков пересматривать программы обучения иностранным языкам по всем специальностям с учетом применения средств ИКТ в образовательном процессе, что уже является требованиями ФГОССПО. На основании ФГОССПО принято постановление об изучении иностранных языков на протяжении всего курса обучения. Остановимся на данном факте более подробно.

Так, первый год изучения студентами СПО иностранного языка нацеливает преподавателя построить свою работу таким образом, чтобы обучающиеся, поступившие учиться в систему СПО из разных школ и с разным уровнем владения иностранным языком, могли восполнить пробелы в знаниях иностранного языка. Также обучающиеся должны расширить свой словарный запас, а также научиться высказываться на темы, затрагивающие повседневную жизнь. В первый год пребывания обучающегося в колледже преподавателю иностранного языка особенно важно формировать внутреннюю уверенность обучающихся не только в себе и своих силах, но и в своих способностях к иноязычному общению.

В течение второго года обучения студентов СПО иностранному языку начинается активное вхождение обучающегося в профессиональный язык (иностранный язык для профессиональных целей). Особое внимание на втором году обучения студентов уделяется грамотному структурированию иноязычного учебного материала и подборка профессионально-направленных иноязычных текстов для чтения и перевода. На этом этапе также важно грамотное составление заданий, направленных на развитие иноязычной монологической и диалогической форм речи, что соотносится с формированием иноязычных коммуникативных навыков и умений. Обучающимся необходимо почувствовать, что иностранный язык не является абстрактной сущностью, которая никогда не понадобится в жизни обычной, а является тем инструментом, который помогает общению на профессиональном уровне, снимет психологический барьер для осуществления не только коммуникации на бытовом уровне, но и на профессиональном уровне.

Старшие курсы, относящиеся к третьему и четвертому годам изучения студентами СПО иностранного языка, являются важным периодом овладения профессионально-ориентированной иноязычной лексикой. В этот период изучение иностранного языка выглядит как средство общения непосредственно по профессии направленого на изучение и понимание инструкций на иностранном языке, а также понимание зарубежной литературы, связанной с выбранной профессией. Будущий специалист, способный описать технологический процесс, происходящий в результате выполнения каких-либо действий, и знающий профессиональные термины, наиболее востребован работодателями, чем остальные специалисты. Но в существующих реалиях времени не ко всем специальностям разработаны учебно-методические комплексы по изучению профессионально-ориентированной иноязычной лексики, что затрудняет её изучение. В данной связи важную роль играет в этой системе преподаватель, способный помочь обучающимся овладеть в полной мере профессиональным языком по соответствующей профессии, заинтересовать обучающихся, а также разумно применять ресурсы Интернет в процессе обучения.

Современному преподавателю иностранных языков, согласно устоявшемуся мнению, необходимо использовать в процессе обучения студентов профессионально-ориентированной иноязычной лексике ряд разнообразных ИКТ, среди которых учебники и пособия электронного вида, отображаемые через компьютер; цифровые справочники и энциклопедии; тренировочные программы для тестирования и т.д. Справедливо замечено, что использование преподавателем иностранного языка ИКТ в своей работе способствует решению множества различных задач, а именно: увеличить мотивационную направленность обучения; развить и активизировать познавательную сферу обучающихся; усовершенствовать методики проведения занятий; иметь возможность применять ИКТ в качестве средств для самообразования; своевременно и на высоком уровне проводить подготовку уроков и мероприятий т.п.

Овладевая языком других народностей, обучающиеся достигают не только свои основные цели в знании языка, но и ряда других немаловажных целей, среди которых: расширение кругозора, знакомство с культурой и традициями других стран и народов, умение вести диалог, в том числе и в профессиональной сфере, получают знания, навыки и умения четко выражать свои мысли. Для успешного достижения этих целей преподавателю необходимо не просто работать, а тесно сотрудничать с обучающимися, повышать мотивацию изучения иностранных языков, при этом соблюдая основные принципы обучения. Но сегодня перед преподавателем стоит еще более серьезная задача: подготовить специалиста, владеющего иностранным языком на профессиональном уровне. Знание терминологии, умение понять иноязычную публикацию, способность представить на иностранном языке свой проект – это тот минимум, которым должен владеть специалист двадцать первого века.

Попутно заметим, что в просторах сети интернет обучающимся предлагаются рекомендации для обращения к различным словарям, дающим разъяснения лексическим единицам на иностранном языке и демонстрирующие примеры использования данных лексических единиц в письменной речи. Мы, в свою очередь, видим огромный потенциал применения ресурсов сети Интернет для обучения студентов СПО профессионально-ориентированной иноязычной лексике, овладение которой в силу редкой употребимости данного пласта лексики в обычной коммуникации является наиболее трудным моментом в процессе обучения студентов СПО иностранному языку. В настоящее время на занятиях по иностранному языку систематически осуществляется обращение к сети Интернет, например, для более быстрого запоминания значений того или иного профессионального слова или термина на иностранном языке. Также одним из важных достоинств использования Интернета при изучении профессионально-ориентированной иноязычной лексики является тот факт, что, общаясь в языковой среде, обучающиеся получают возможность самостоятельно создать любую языковую ситуацию,

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой частью современного образовательного процесса и обеспечивает повышение уровня образования студентов СПО. Мы выяснили, что именно ИКТ раскрывают неограниченные возможности компьютера, погружают обучающихся в различные виды аутентичной речевой деятельности, создают неограниченное количество разнообразных комбинаций в общении, способствуют сознательному пониманию языковых явлений и развитию лингвистических способностей обучающихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!