СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе на уроках физики, математики и ОБЖ с целью развития и совершенствование процесса обучения».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме; «Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе на уроках физики, математики и ОБЖ с целью развития и совершенствование процесса обучения».

Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе на уроках физики, математики и ОБЖ с целью развития и совершенствование процесса обучения».»

Бояркина Татьяна Александровна МКОУ Уксянская СОШ

Тема опыта: «Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе на уроках физики, математики и ОБЖ с целью развития и совершенствование процесса обучения».

Актуальность опыта
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Работая в современных условиях, я сталкиваюсь в своей деятельности с противоречием между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению. Общепринятое понимание образования как усвоения учащимися опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственной цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Но для этого необходим иной подход к обучению.

В ходе моей работы над этой темой я выделила три основных этапа:
  - Подготовительная работа: изучила нормативных документов, составила рабочие программы на основе новых образовательных стандартов, подготовила материально-техническую базу и учебно-методический комплекс , познакомилась с новыми педагогическими технологиями;
- Образовательный процесс: выполняю государственный стандарт по предметам, соблюдаю правила техники безопасности, использую инновационные педагогические технологии на уроках физики, математики, основах безопасности жизнедеятельности;
- Подведение итогов: провела диагностику изучения материала, изложение ученикам домашних (индивидуальных) заданий на каникулы, выводы по организации урочной и внеурочной деятельности.
Я использую новые педагогические технологии, основанные на гуманистических идеях, с использованием активных методов обучения входящих в существующую классно-урочную систему, которые обеспечивают не только усвоение учениками материала, но интеллектуально-нравственное развитие детей.
По типу организации и управления познавательной деятельностью в нашей школе отдается предпочтение личностно ориентированным образовательным технологиям, которые в центре образовательной системы ставят личность ученика, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализацию природных способностей. Личность подростка становится целью образовательной системы.

Специфика современного образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе нынешнего образования в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная система может быть претворена в жизнь.

Инновации – это внедрение в жизнь новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение можно считать инновациями.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Научно-методическое обоснование опыта.

Между стандартом первого поколения и стандартом второго поколения существует много отличий. Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились компоненты стандарта. Раньше стандартом считались фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Сейчас предмет стандарта и его функции существенно расширены. Новые стандарты регулируют не только содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и обеспечивают гарантии государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигать в условиях определенной информационно образовательной среды.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволило мне как учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
- использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов:


Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проектные
методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

На уроках физики, математики без исследований и опытов нельзя, они дают возможность ученикам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Также это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Эта система используется мной достаточно часто на уроках физики, ОБЖ в старших классах. Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся. Здесь я использую для работы сайты: Решу ЕГЭ, Техноскул (онлайн-школа), Сколково и другие..

Обучение
в сотрудничестве

Сотрудничество трактуется мной, как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Это проявляется на каждом, в каждой теме.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных уроков с ИКТ, доступ в ИНТЕРНЕТ. Каждый урок и внеклассное мероприятие не проходит без использования ИКТ технологий и без сети Интернет.

Игровые технологии

Для того чтобы развить интерес к физике в среднем звене часто после прохождения темы провожу интерактивные игры, которые нужны не столько для обобщения материала, сколько для развития познавательных интересов учащихся.



Сущность и ведущая идея педагогического опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта – научить получать знания по физике, математике, ОБЖ выходящие за рамки программного материала через исследовательскую и проектную деятельность в различных формах, научить учиться, добывать знания.

Личность ученика формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к будущей профессии. 40 минут урока – это не только интеллектуальное напряжение, но и простое человеческое общение. Именно через общение начинается изучение физики, математики и ОБЖ на более высоком уровне.

Я считаю, что новые современные образовательных технологии в учебном процессе меняют методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов (с помощью использования различных интерактивных датчиков), анимации, персональных компьютеров, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческого развития мышления, активизируя учебную деятельность обучающихся.

Уже много лет на своих уроках я, независимо от предмета, использую элементы проблемного обучения. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой степени свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами я пользуюсь на уроке. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках физики, математики и ОБЖ. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

Отдельные темы физики, математики и основ безопасности жизнедеятельности невозможно изучить без применения информационно-коммуникативных технологий. В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний обучающихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у них исследовательской компетенции. Обучающиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики, математики, экологии, спорта, авиастроения и др. Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с учащимися мы выбираем тему исследования, я помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное. Очень важно, чтобы представленные к отчету материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

Целью проведения учебно-научной конференции по физике является раскрытие творческого потенциала обучающихся, ведение научно-исследовательской работы. Проектную деятельность использую для того, чтобы научить учеников самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения, научить работать в команде.

В реализации проектов заинтересованы все: учащийся занят работой и развитием своего творческого потенциала с перспективой получить несколько оценок по физике, преподаватель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; родители – в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.

Описание сущности педагогического опыта.

Основную идею стандартов второго поколения я понимаю так: научить детей универсальным учебным действиям, самим добывать необходимые им знания. Эти способности хорошо развиваются в процессе исследовательской деятельности, поэтому этот вид работы я использую в качестве способа развития интереса детей к предмету.

С введением новых стандартов появилось множество новых учебно-методических комплектов, соответствующих им, и одним из них является учебно-методический комплект Л.Э. Генденштейна. Отличительной особенностью данного учебника является то, что для всех тем есть много домашних лабораторных заданий. В них даются задания для выполнения экспериментов в домашних условиях – это тоже вид исследовательской деятельности. Я решила заинтересовать обучающихся еще больше и предложила свои опыты задокументировать в виде микропрезентаций с фото, видео отчетом и научным обоснованием наблюдаемых явлений. Обучающиеся получают рекомендации для проведения и оформления работы. Для объяснения некоторых опытов недостаточно материалов учебника, и тогда учащиеся находят научные объяснения из других источников самостоятельно. Это развивает один из видов универсальных учебных действий, а именно поиск информации. Данные действия позволяют усваивать дополнительный материал и делиться своими знаниями с одноклассниками. Опытом работы по данной теме: Плюсы и минусы УМК Л.Э. Генденштейна я делилась на областном вебинаре.

Мною накоплен опыт безопасного поведения обучающихся - это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для её изучения привлекаются ученые-социологи, психологи, педагоги, инженеры, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

   В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

   Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

   Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых  условно делят их на три группы:

1)     природные;  2) техногенные; 3) социальные.

    Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:

          1)Опасности дома (или бытовые).

          2)Опасности на природе.

          3)Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

   Анализируя данные классификации, я вижу, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

   Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.     


Условия, при которых создавался опыт.
К созданию собственного опыта я пришла не сразу – время и новые требования к выпускникам сами подсказали в каком направлении двигаться. В начале своей педагогической деятельности мне не очень нравилась экспериментальная часть предмета, но со временем я увидела, что именно она приносит наилучшие результаты. Начав усиленно работать в этом направлении, я получила отклик от учеников. Улучшилась результативность, обучающиеся стали интересоваться предметом не только с целью выполнения стандартного домашнего задания, но и с желанием узнать больше, пришло понимание многих явлений и законов.

Трудоемкость, доступность и перспективность опыта.
  Исследовательская деятельность занимает дополнительное время как с моей стороны – подготовка ученика, поиск направляющих материалов; так и со стороны ученика – исследование, оформление работы. Возможности моего кабинета физики способствуют реализации полученных знаний и демонстрации результатов работ. Возможность использования опыта велика для любого учителя физики, но наиболее результативна при работе по учебно-методическому комплекту Л.Э.Генденштейна.
Перспектива развития инновационных технологий всегда велика. В ходе внедрения стандартов второго поколения, основная цель которых развитие универсальных учебных действий, и деятельностного подхода к обучению, ученики школы должны учиться анализировать, находить главное и нужное для себя в учебном материале. Справившись с этой задачей, учащиеся должны уметь применить знания на практике и в жизни, при получении высшего образования. А перспектива развития нашей страны предполагает использование специалистов, обладающих умением связывать свои теоретические знания с практической деятельностью.

   Дети стали более внимательными на дорогах села, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень, они больше стали задумываться о здоровом  и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения, о своем месте в мире.


Таким образом, использование современных образовательных технологий на уроках физики существенно повышает эффективность образовательного процесса, делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации и интеллектуальных способностей учащихся.



Начало формы



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!