СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование инновационных педагогических технологий – как условие качественного функционирования образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование инновационных педагогических технологий на уроках по предмуту "Технология" (трудовое обучение).

Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных педагогических технологий – как условие качественного функционирования образовательного процесса»»

«Использование инновационных педагогических технологий – как условие качественного функционирования образовательного процесса»

Лямина Н.А. учитель технологии

МБОУ «СОШ №59» г. Курска

Прогресс постоянно вносит коррективы в образовательную деятельность. Вновь создаваемые формы, методы, средства обучения, элементы учебно-материальной базы потенциально обладают существенными возможностями по повышению качества образовательного процесса.      В концепции модернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика.

Современный урок уже не интересен без использования педагогом в своей деятельности педагогических технологий.

Часто педагогическую технологию определяют как:

        Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми  обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

        Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

        Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

Информационные и коммуникационные технологии

Применение компьютерных технологий в процессе обучения способствует реализации дидактических принципов и наполняет их новыми возможностями:

- принцип научности – позволяет отражать в образовательном процессе сегодняшние рубежи науки и выводит обучающихся на уровень опережающих знаний;

- принцип наглядности реализует в достаточной степени на основе технологий мультимедиа;

- принцип активности – работа компьютером обеспечивает повышение у обучающихся творческой деятельности и психических процессов (восприятия, ассоциации, интуиции и др.), что в конечном итоге оказывает положительное влияние на формирование уровня знаний;

- принцип системности и последовательности за счет программированного представления учебной информации, что обусловливает успешное усвоение не только предметных знаний соответствующей науки, но и её структуры, логики и методики изучения;

- принцип индивидуализации обучения реализуется с помощью адаптивных программных средств, обеспечивающих каждому обучающемуся свой уровень сложности предоставляемой информации.

Компьютеризация обучения неизбежно сводится к процессам передачи знаний, на которые опирается традиционная система обучения.

Данный вид обучения обладает ещё одним достоинством – занимательностью и эмоциональностью.

Использование информационных технологий, на уроках технологии, имеет ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке (изучение нового материала с использованием тематической презентации).

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Технология развития критического мышления.

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Построение процесса обучения в виде развивающих интеллектуальных игр резко повышает интерес и внимание к учебному материалу, а музыкальное сопровождение приносит эстетическое удовлетворение и повышает качество информации.

         Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. 

Проектная технология.

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.   Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

На уроках технологии дети могут выполнить как исследовательский проект, так и творческий, индивидуальный или групповой.

 Работа по данной методике дает возможность развивать творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

Технология развивающего обучения.

Технология развивающего обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
   В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Игровые технологии.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

7. Кейс-технология

Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. 

Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Несомненным достоинством кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, формировать общие компетенции. Он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению. Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

2. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

- мне интересно то, чему меня учат;

-  мне интересен тот, кто меня учит;

-  мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

Список литературы:

1. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение/Н.В.Матяш.-М.:Academia,2012.-160c.
2. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение.Учебноепособие/Н.В.Матяш.-М.:Academia,2014.-160c.
3. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева.-М.:Академия,2012.-208c.
4. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности. - М.: Прометей, 2012. - 336 c.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2012. - 272 c

6. Романова, Каринэ Евгеньевна Модель Методической Системы Формирования И Развития Педагогического Мастерства Будущих Учителей Технологии / Романова Каринэ Евгеньевна. - Москва: СИНТЕГ, 2010. - 222 c.