СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий при выполнении лабораторных и практических работ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные аспекты использования инновационных технологий при выполнении лабораторных и практических работ по химии

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий при выполнении лабораторных и практических работ по химии»

«Использование инновационных технологий при выполнении лабораторных и практических работ по химии»

С началом нового тысячелетия все большего веса в педагогике набирают инновационные технологии обучения.

Инновационные педагогические технологии – это нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности учащегося и повышения эффективности учебного процесса

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Достоинство инновационных технологий заключаются в следующем. Дают

возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания, при этом

развивается самостоятельность в учебной деятельности.

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

проговаривания учебного материала на уроке, у учащихся нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает, а также повышается коммуникативная культура и самооценка ученика.

Если опираться на разработанную А.В. Хуторским теорию дидактики,

направленную на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию, то в основу преподавания предмета химии я бы положила следующие инновационные технологии:

– исследовательскую технологию;

– технологию проблемного обучения;

– технологию разноуровневого обучения;

– технологию игрового обучения;

– информационно-коммуникативные технологии;

– проектные технологии.

В настоящее время обучение химии нельзя представить без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей школьников. Содержание школьной программы по химии способствует запоминанию материала, но не развивает творческую мыслительную деятельность учащихся. В этих условиях учителю необходимо применять инновационные методики, повышающие мотивацию и уверенность учащихся в своих силах, создающие положительные эмоции и интерес к процессу познания.

Лабораторные и практические работы, являясь важным источником познания нового материала, способствуют, кроме того, формированию и совершенствованию практических умений и навыков учащихся. Основными проблемами при их проведении являются обеспечение всех учащихся реактивами, посудой и оборудованием, а также выполнение всеми учащимися правил техники безопасности.

Выполняя лабораторные опыты и практические работы, учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности, на практике убеждаясь в их достоверности. Естественно, что эта практическая деятельность учеников не может осуществляться без руководящего слова учителя. Необходимо добиваться, чтобы при проведении экспериментов ученики проявляли творческий подход, то есть применяли бы свои знания в новых условиях. Важным достоинством этих видов учебного эксперимента является то, что учащиеся, в отличие от демонстрационных опытов, включают в процесс познания практически все органы чувств, что способствует более прочному и глубокому усвоению материала.

Практические занятия проводятся обычно в конце изучения одной или нескольких тем курса и преследуют определенные цели.

Во-первых – это закрепление знаний по химии, в том числе основного экспериментального материала, путём самостоятельного выполнения определенных опытов учащимися. При этом практические занятия, проводимые в заключение ряда тем, дают возможность удачно обобщить экспериментальный и теоретический материал, что не всегда возможно на обычном уроке.

Во-вторых, происходит дальнейшее развитие практических навыков и овладение техникой химического эксперимента.

В-третьих, реализуется творческое применение знаний в процессе экспериментального решения задач и практических вопросов, что имеет большое значение для формирования умений пользоваться знаниями в активной форме, для расширения кругозора учащихся о применении химии в жизни.

Для проведения практических работ, которые требуют длительного времени, требуют сложного оборудования, сопровождаются выделением опасных веществ и т. д., нам приходят на помощь информационные технологии.

Кроме того, виртуальные опыты полезны перед проведением реальных процессов, чтобы убедиться в том, что ученики полностью осознают ход предстоящего опыта. В любом случае, виртуальные опыты основаны на представлениях воображения, и, чтобы они были ближе к фактическим явлениям, необходимо предварительно формировать у учащихся соответствующие представления памяти. Особой формой виртуального химического эксперимента являются опыты, которые можно конструировать и "проводить" с помощью компьютерных программ (Chem. Lab., Виртуальная химическая лаборатория и др.).



Хорошая возможность моделирования химического процесса нам представляется на интерактивной доске. Это новый специфический метод обучения химии наряду с реальным (натурным) химическим экспериментом.

Актуальность внедрения виртуальных лабораторий в учебную практику обусловлена, во-первых, информационными вызовами времени, а во-вторых, нормативными требованиями к организации обучения на уровнях основного и среднего образования по ФГОС.

Как и в других естественнонаучных дисциплинах, учебный эксперимент в преподавании химии имеет целью способствовать решению основных учебно-воспитательных задач, как: усвоение основ химической науки, знакомство с ее методами исследования и овладение специальными умениями и навыками; формирование и развитие способностей учащихся, их познавательной и мыслительной деятельности; политехническая подготовка и ориентация учащихся на химические профессии; формирование мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании; осуществление трудового, нравственного, экологического воспитания; всестороннее развитие личности и т.д.

Навыки, полученные после выполнения экспериментальных работ, используются учащимися при выполнении различных учебных проектов и представлении результатов своей самостоятельной деятельности в виде презентаций. При этом ученик не только получает знания по химии, но и развивает у себя способности к аналитическому и «экспериментальному» мышлению.

Осваивая на уроках практику выполнения лабораторного эксперимента с пользованием средств ИКТ, учащиеся не только приобретают практические умения и навыки, но и готовятся к самостоятельному проектированию лабораторных экспериментов. Использование ИКТ обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, а также приобщения учащихся к исследовательской деятельности.

С появлением ИКТ школьникам стали доступны виды деятельности, которые можно реализовать вне учебной аудитории, такие как виртуальный лабораторный эксперимент, проводимый дома. С каждым днем возможности Цифровых Образовательных Ресурсов, нацеленных на существенное повышение эффективности образовательного процесса в целом и обучения химии в частности, многократно возрастают. Возможно, что уже создается виртуальный химический кабинет, где ученик может провести практические работы вне урока и прислать отчет учителю.

ИКТ позволяют учащимся получать новые знания на основе осуществления самостоятельного анализа наблюдаемых явлений, процессов; изучения объектов, сравнения их свойств; анализа результатов виртуально проводимых экспериментов и выявления экспериментальных зависимостей; осуществления поиска и обработки информации, построения обобщенных аргументированных выводов на основе информации, полученной из всей совокупности источников.

Средства ИКТ дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями.

Залог успешного применения ИКТ в образовательном процессе современного образования - в хорошо известных принципах педагогики сотрудничества, которые можно перефразировать следующим образом: «не к компьютеру за готовыми знаниями, а вместе с компьютером за новыми знаниями».

Информационные ресурсы

https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/01/26/provedenie-laboratornyh-opytov-s-ispolzovaniem-ikt Проведение лабораторных опытов с использованием ИКТ.

http://gigabaza.ru/doc/73376.html Инновационные технологии обучения химии

Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС) http://еor.

Лабораторная работа «Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ» http://fcior/card/7246/laboratornaya-rabota-zavisimost-skorosti-himicheskoy-reakcii-ot-poverhnosti-soprikosnoveniya-reagent . Html





У учителя химии есть одно преимущество, его учащиеся воспринимают не

только как учителя, но и как своего рода волшебника, который творит чудеса. А

если он дает возможность учащимся побыть в роли волшебников, мотивация к

изучению химии повышается в несколько раз. И это нужно использовать при

изучении химии в полной мере. Для этого использовать инновационные технологии при проведении лабораторных и практических работ.

Как же эти технологии использовать?

Исследовательская технология

1. При изучении индикаторов, учащиеся, работая в группе по 4 человека,

сами изучают поведение индикаторов в кислой, щелочной и нейтральной среде.

В конце тетради составляют таблицу, которая служит «шпаргалкой» в течении 8

класса.

2. При изучении общих химических свойств кислот ребята самостоятельно

проводят опыты, которые доказывают эти свойства. Или выдвигают гипотезы, с

чем могут реагировать кислоты и самостоятельно подтверждать или опровергать

их экспериментально.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

3

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Проблема: учащиеся не всегда понимают то, что читают. Поэтому стоит подробно описать инструкцию к эксперименту, ТБ при проведении эксперимента.

После этого попросить, чтобы ребята объяснили, что они будут делать.

3. При изучении химических свойств карбоновых кислот, я предлагаю

вспомнить общие свойства кислот и проверить их на уксусной кислоте. Учащиеся, работая в группах, вспоминают общие свойства кислот, подтверждают их

экспериментально.

Развивающее обучение – технология, при которой развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основными особенностями этой технологии является то, что обучающийся превращается в субъекта

познавательной деятельности, развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти. Суть развивающего обучения – в создании

условий для развития учащегося, формирования у него потребности и способности саморазвитию, их максимальной реализации. Технологии развивающего обучения должны дать учащимся навыки поисковой деятельности по решению новых проблем.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель

создает определенные организационные условия для активизации мыслительной

деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения

познавательного противоречия. Этот поиск может происходить при определенных способах организации проблемного обучения.

Использование проблемных технологий можно использовать на всех этапах

изучения химии. Начиная с изучения химических свойств, заканчивая контролем

знаний.

1. Провести реакцию цинка и меди с кислотой, объяснить, почему с медью

реакции нет.

2. Экспериментально доказать, что не все соли реагируют с кислотами.

3. Экспериментально осуществить цепочку превращений.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

4 https://interactive-plus.ru

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

4. Определить вещества в пронумерованных пробирках.

5. Экспериментально решить контекстную задачу.

6. Верна ли информация о веществе в контекстной задаче.

7. Экспериментально подтвердить информацию контекстной задачи.

8. Экспериментальный контроль.

Информационно-коммуникативные технологии

1. При выполнении практической работы учащиеся разбиты на три группы,

перед каждой группой стоит своя задача.

В то время как ученики выполняют работу, один из учащихся снимает проводимые ими опыты на видеокамеру. После того, как ученики завершили эксперимент, представители каждой из групп рассказывают у экрана с видео, какой

эксперимент они выполняли, чтобы решить поставленную перед ними задачу, и

пишут уравнения соответствующих реакций на доске.

В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся закончить выполнение отчета о проделанной работе.

Очень много идет разговоров о виртуальном эксперименте, может ли он заменить эксперимент, который учитель проводит в классе. Я считаю, что виртуальный эксперимент необходим только при отсутствии реактивов, или опасности

проведения эксперимента.

Таким образом, применяя инновационные технологии, мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету.

Список литературы

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2007.

2. Хамидуллина Д.И. Современные инновационные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/sovremennieinnovacionnie-obrazovatelnie-tehnologii-456029.html

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/

library/2014/04/20/ispolzovanie-informatsionnykh-tekhnologiy-pri-provedenii

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

5

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

4. Ильина Е.Ф. Применение инновационных технологий на уроке химии

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/primenenie-innovaci

onnih-tehnologiy-na-uroke-himii-435636.html (дата обраще


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!