СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интеллект карт на уроках обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование интеллект карт на уроках обществознания.»

Использование интеллект карт на уроках обществознания.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, является важнейшей задачей современной образовательной системы. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор), регулятивный (умения организовывать свою деятельность, познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Для формирования познавательных УУД на уроках обществознания, можно использовать метод составления ментальных карт. Именно этот инновационный метод помогает сделать учебный процесс эффективным для детей с разными интеллектуальными способностями.

Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта.

Как мы знаем, левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. Так как в процессе составления их задействованы оба полушария головного мозга. Создание интеллектуальных карт также способствует развитию потока идей и ассоциаций.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт на уроках, при выполнении домашнего задания.

Ментальная -карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

задания, создания проектов.



Какие задачи решает применение интеллектуальных карт в учебной деятельности

  • записывать учебные конспекты по книгам и на слух.

  • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов

  • сдавать экзамены

  • структурировать любой материал, что позволяет понять и запомнить сложные тексты.

  • написать ряд взаимосвязанных гипотез


Рассмотрим основной алгоритм построения ментальной карты.

1. Возьмите лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально.

2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, или ручек разных цветов, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3.
 Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты

4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями.









Структура интеллектуальной карты (сайт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32)



Пример интеллектуальной карты на тему «Государство».






Использование интеллектуальных карт помогает:

  1. Развивать у учеников навыки ассоциативного мышления

  2. Развивать творческие креативные способности

  3. Запоминать большой объем учебного материала

  4. Разнообразить привычные методы конспектирования

  5. Структурировать знания

  6. При помощи выделения основных и второстепенных признаков, помогает анализировать явления, понятия и события

  7. Повышает интерес учащихся к учебе.

Постоянное применение метода интеллектуальных карт на уроках обществознания способствует достижению основных целей современного образования, помогает систематизации знаний учащихся.

Ссылки на интернет ресурсы:

http://bershadskiy.ru

http://ru.wikipedia.

http://www.mind-map.ru














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!