Использование интерактивных форм обучения для формирования экологического мышления младших школьников
Наталья Николаевна Горская
Россия, г. Троицк
[email protected]
Natalia Nikolaevna Gorskaya
Russia, Troick
Аннотация. Современное образование требует новых подходов к обучению и воспитанию школьников, включая формирование экологического мышления. Использование интерактивных форм обучения - доступный и эффективный способ достижения этой цели, позволяющий детям активно участвовать в образовательном процессе и способствующий лучшему усвоению материала и развитию критического мышления. Этот вид деятельности не только делает обучение более интересным и увлекательным, но и помогает формировать у детей ответственное отношение к природе и понимание важности экологического мышления, активно участвовать в образовательном процессе, что стимулирует интерес к обучению и помогает лучше усваивать информацию, формирует целостную картину мира.
Annotation. Modern education requires new approaches to teaching and educating schoolchildren, including the formation of ecological thinking. The use of interactive forms of learning is an affordable and effective way to achieve this goal, allowing children to actively participate in the educational process and contributing to better learning and the development of critical thinking. This type of activity not only makes learning more interesting and exciting, but also helps children develop a responsible attitude to nature and an understanding of the importance of ecological thinking, actively participate in the educational process, which stimulates interest in learning and helps to better assimilate information, forms a holistic picture of the world.
Ключевые слова: экология, интерактивные формы обучения, экологическое мышление, обратная связь, критическое мышление.
Keywords: ecology, interactive forms of learning, environmental thinking, feedback, critical thinking.
Современное образование диктует новые подходы к обучению и воспитанию школьников. Одним из них являются интерактивные формы обучения – действенный и эффективный способ экологического образования детей младшего школьного возраста, способствующий развитию творческих способностей, умению сотрудничать, решать проблемные ситуации. Интерактивные методы обучения позволяют учителям активно взаимодействовать с учениками, а также дают возможность школьникам самостоятельно исследовать и анализировать информацию, развивать критическое мышление, осознавать важность бережного отношения к природе.
О принципе природосообразности, который является ведущим в системе экологического воспитания, было сказано еще в XVII веке чешским педагогом Яном Амосом Коменским [1].
В книгах Ушинского К.Д. уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обрaщается к логике природы [2].
В современное время появилось достаточно много разнообразных форм и методов обучения, дающих возможность адаптировать как теоретический, так и практический материал для восприятия, вовлечь каждого ребенка в обсуждение и активное решение экологических проблем нашей планеты, показать их важность. Одной из актуальных и эффективных форм работы является интерактивная, без которой, как показывает педагогический опыт, реализация экологического воспитания младших школьников невозможнa [3].
Интерактивные методы обучения включают в себя различные формы работы, которые могут быть использованы для становления экологического мышления обучающихся начальной школы: групповые дискуссии, ролевые игры, проектные работы, квесты, экскурсии и походы, интерактивные презентации и видео, дискуссии и дебаты, различные творческие задания.
В реализации задач экологического воспитания можно применять разнообразные виды ИКТ [4].
Экологические игры и квесты - отличный способ не только получать знания, но и применять их на практике, развивая критическое мышление и навыки решения проблем.
К примеру, игра "Экологический конструктор", цель которой – создать экологически безопасные конструкции из подручных материалов.
Описание: дети получают набор материалов (картон, пластиковые бутылки, деревянные палочки) и должны создать что-то полезное, например, кормушку для птиц или мини-сад. Это развивает креативность и учит использовать материалы повторно.
Квест "Спасение планеты"- выполнение заданий, чтобы
«спасти планету".
Описание: дети проходят через серию станций, где им нужно выполнить задания, такие как сортировка мусора, создание экологического плаката или проведение мини-исследования о местных растениях и животных. За каждое выполненное задание они получают "экологические баллы".
Подобные игры и квесты не только делают обучение увлекательным, но и помогают детям осознать важность бережного отношения к природе и научиться принимать экологически ответственные решения.
Один из примеров использования интерактивных методов обучения - проектная работа. Ученики создают какой-либо продукт и работают над этим проектом вместе. В процессе работы они общаются друг с другом, делятся идеями и помогают друг другу, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Примером являются проекты, направленные на улучшение экологической ситуации в школе или районе. Например, организация сбора макулатуры.
Проектная работа является одной из наиболее эффективных позитивных практик в начальной школе. Она позволяет ученикам самостоятельно исследовать и анализировать информацию, а также развивать творческие способности, критическое мышление и умение работать в коллективе.
Экскурсии и походы являются важными средствами воспитания и экологического образования младших школьников, которые позволяют детям не только получать знания о природе, но и развивать навыки наблюдения, анализа и критического мышления, помогают увидеть природу вживую и понять ее ценность.
Экскурсии в природу помогают ребятам познакомиться с различными экосистемами, растениями и животными. Во время экскурсий дети могут наблюдать за поведением животных в их естественной среде обитания, изучать разнообразие растений и их роль в экосистеме, узнавать о взаимосвязях между различными элементами природы. Это способствует развитию у школьников чувства ответственности за окружающую среду. Они учатся понимать, как их действия могут влиять на природу, и как важно сохранять ее для будущих поколений.
Таким образом, экскурсии и походы являются эффективными средствами воспитания и экологического образования младших школьников, так как помогают не только получать знания о природе, но и развивать важные жизненные навыки и качества.
С целью активизации познавательной деятельности в начальной школе широко применяются интерактивные презентации и видео, развивающие чувство ответственности за окружающую среду, навыки анализа, критического мышления и осознанного отношения к окружающей среде; помогают понять важность сохранения природных ресурсов, формируют уважительное отношение к природе и ее обитателям. Использование мультимедийных материалов наглядно демонстрирует последствия загрязнения окружающей среды и способы их предотвращения.
Интерактивные задания способствуют визуализации сложных процессов и явлений, такие как круговорот воды в природе или жизненный цикл растений. Викторины и игры позволяют проверить свои знания и закрепить материал, гиперссылки могут вести на дополнительные ресурсы, углубляющие понимание темы. Видео материалы используются для демонстрации различных аспектов природы и экологии, показывают реальные примеры взаимодействия человека с природой и последствия его деятельности, развивают визуальное восприятие и понимание сложных экологических процессов. Мультфильмы демонстрируются для объяснения сложных экологических концепций в доступной и увлекательной форме. Эксперименты позволяют увидеть научные принципы в действии и понять, как они работают в реальной жизни.
Организация дискуссий на темы экологии – действие, требующее от педагога тщательной подготовки, когда школьники учатся высказывать свои мнения и учиться аргументировать свою позицию.
Дискуссии могут быть организованы на различные темы, связанные с экологией. Например, рассуждая о проблемах загрязнения окружающей среды, выясняется, как различные виды загрязнения влияют на природу и что можно сделать для их предотвращения; дискутируя о сохранении природных ресурсов, обсуждают важность сохранения воды, леса и других природных ресурсов; затрагивая тему влияния человека на природу, рассматриваются примеры положительного и отрицательного влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
Дискуссии помогают детям развивать навыки аргументации и критического мышления, а также учат их уважать мнение других.
Одним из эффективных приемов, способствующих развитию экологического мышления учащихся, является применение творческих заданий: рисование, лепка или создание коллажей на тему природы, что помогает выразить свои чувства и мысли о природе через искусство, делает обучение более интересным и увлекательным, способствуют формированию у детей осознанного отношения к окружающей среде.
Примером такого вида работы служит создание экологических плакатов, посвященных различным экологическим темам, таким как сохранение воды, защита лесов или переработка отходов. Плакаты могут включать рисунки, коллажи и короткие тексты с целью визуализации и передачи информации, а также повышение осведомленности о важности экологических проблем.
Обладая достаточным объемом знаний и умений, ученики начальных классов создают короткие экологические мультфильмы с помощью различных техник, таких как рисование, аппликация или компьютерная анимация. В процессе данного вида работы формируется понимание красоты природы и важности ее сохранения.
Важным элементом интерактивных методов обучения является обратная связь. Учащиеся должны получать конструктивную критику и рекомендации по улучшению своей работы. Это помогает им осознавать свои ошибки и исправлять их, а также повышает уровень самокритики. Кроме того, обратная связь способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Интерактивные методы обучения предоставляют уникальную возможность для развития критического мышления - одной из ключевых задач современного образования. Критическое мышление включает в себя способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и значимость, а также формировать собственные аргументированные выводы. Для развития этих навыков необходимо предоставить учащимся возможность активно участвовать в образовательном процессе, а не просто пассивно воспринимать информацию. Использование таких методов позволяет подготовить учащихся к жизни в современном мире, где необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать взвешенные решения.
Таким образом, проблема формирования экологического воспитания младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий является актуальной в условиях модернизации системы образования.
Библиографический список
1. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. М.: Просвещение, 1983. – 319 с.
2. Хохолкова, А. М. Использование интерактивных средств в обучении младших школьников: научн. статья. / А. М. Хохолкова – Киров, 2016. – 7 с.
3. Медведев, В. И. Экологическое сознание: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. псих. и эколог. направлениям и спец./В.И.Медведев М.: Логос, 2001. — 375 с.
4. Мельничук, Е.М. Об экологическом воспитании младших школьников средствами интерактивных технологий: пособ. для учит. и студентов педагогических вузов / Е. М. Мельничук. – М.: АРКТИ, 2015. – 112 с.
Bibliographic list
Komensky, Ya.A. The Great didactics / Ya.A. Komensky. Moscow: Prosveshchenie, 1983. – 319 p.
Khokholkova, A.M. The use of interactive tools in teaching younger schoolchildren: scientific article. / A.M. Khokholkova – Kirov, 2016. – 7 p.
Medvedev, V. I. Ecological consciousness: textbook. handbook for university students, training. according to the ped. psycho. and an ecologist. directions and specials/V.I.Medvedev, Moscow: Logos, 2001— 375 p.
Melnichuk, E.M. On the environmental education of younger schoolchildren by means of interactive technologies: a manual. for teaching. and students of pedagogical universities / E. M. Melnichuk. – M.: ARKTI, 2015. – 112 p.
3