СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных рабочих листов как способ развития учебно-познавательной деятельности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы.Материал возможен для использования сдачи кваллификационного экзамена

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных рабочих листов как способ развития учебно-познавательной деятельности на уроках математики»











«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАБОЧИХ ЛИСТОВ
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»





































1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование интерактивных рабочих листов как способ развития учебно-познавательных компетенций на уроках математики.

1.2. Актуальность

Информационные технологии прочно вошли в жизнь современного общества. С их помощью в значительной степени упрощается процесс поиска и обработки информации. Не остается в стороне и современное образование. Мир стремительно меняется, повышаются требования к будущим специалистам. Выпускник школы должен приобрести в процессе обучения в школе не только определенный объем знаний, но и умение учиться, развиваться, самостоятельно осваивать новые компетенции.

В данном случае постоянная работа учителя по формированию учебно-познавательных компетенций должна максимально эффективно содействовать успешному будущему выпускников.

В таком аспекте использование информационных технологий выступает одним из факторов повышения качества организации процесса обучения учащихся на уроках математики.

Такой инструмент, как интерактивный рабочий лист, облегчает восприятие материала, помогает учащемуся легче справляться с обработкой предлагаемого объема информации, прививает навыки самостоятельной работы, повышает интерес к изучаемому предмету.

Актуальность использования рассматриваемого инструмента заключается в необходимости внедрения информационных технологий, а также для «осовременивания» используемых ранее методов и приемов обучения. Применение интерактивных методов способствует реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, являясь отличным инструментом в улучшении восприятия и обработки информации.

Интерактивные продукты, созданные с помощью информационных технологий, обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций. Как следствие, повышается качество образования.

В работе будут представлены особенности создания и применения интерактивных рабочих листов. Умелое использование указанного инструмента позволяет разнообразить урок, сделать его ярче и интереснее.

Таким образом, актуальность темы определена важностью использования информационных и интерактивных технологий в учебном процессе.

1.3. Цель: создание условий для развития познавательной активности на уроках математики в 7 классе посредством использования интерактивных рабочих листов.

1.4. Задачи:

  1. изучить сущность и методику применения интерактивных рабочих листов на уроках математики;

  2. проанализировать эффективность применения интерактивных рабочих листов в процессе обучения математике;

  3. разработать систему интерактивных рабочих листов по темам программы учебного предмета «Математика» для учащихся 7 класса;

  4. выработать рекомендации по эффективному применению интерактивных рабочих листов на уроках математики.

1.5. Длительность работы над опытом

Внедрять в свою педагогическую практику интерактивные рабочие листы я начал в 2013 году. Сперва мною был изучен теоретический аспект: структура и методические особенности использования ИРЛ. Рассмотрены и проанализированы примеры готовых проектов, на основании которых строились уроки в 5, 6, 7 классах. В последующем были составлены собственные листы по темам программы для 7 класса. В 2017/2018 учебном году мною был разработан и проведён мастер-класс по созданию интерактивных рабочих листов для коллег школы, а так же проведены открытые уроки с использованием данной технологии.

2. Описание технологии опыта

    1. Ведущая идея опыта

Ведущая идея опыта заключается в изучении возможностей и потенциала интерактивных рабочих листов. Данная технология позволяет не только повысить интерес к изучаемому предмету, но и развивать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности. Она направлена на максимальную практическую деятельность и является актуальным механизмом включения всех учащихся в процессы, которые способствуют развитию учебно-познавательных компетенций учащихся.

Сущность педагогического опыта заключается во внедрении в педагогическую деятельность интерактивных рабочих листов, как средства развития учебно-познавательных компетенций учащихся в процессе преподавания учебного предмета «Математика» в 7 классе.

    1. Описание сути опыта

2.2.1. Интерактивным рабочим листом (ИРЛ) принято считать цифровое средство организации учителем учебной деятельности учащихся при помощи облачных технологий и веб-инструментов.

Рабочие листы или карточки давно используются учителями и за долгие годы доказали свою эффективность. Информационные технологии позволяют «осовременить» данный инструмент, сделать его более интересным и привлекательным для учащегося.

Основная цель работы учащегося с листом – не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.

Выделяются несколько характерных особенностей ИРЛ:

  • используются для самостоятельной работы учащихся на уроке либо в качестве домашнего задания;

  • возможно использование бумажного варианта листа, однако более эффективная форма – применение в электронной форме;

  • интерактивный лист должен содержать название и инструкцию для работы с ним в краткой форме, понятной для учащегося;

  • суть электронного листа – активные действия учащегося через преобразование исходного материала;

  • работа с ИРЛ подразумевает открытое использование источников информации (учебник, интернет-сайты);

  • листы могут быть как одинаковыми для всего класса, так и индивидуальными для конкретного учащегося.

Из сути интерактивного рабочего листа понятно, что результаты работы разных учащихся могут различаться между собой. Иными словами, каждый учащийся обрабатывает предлагаемую информацию в соответствии со своими способностями и уровнем знаний.

Виртуальные листы универсальны для учителя и могут в короткое время быть адаптированы под особенности определенного класса или учащегося заменой (упрощением, усложнением) заданий, изменением объектов и пр.

Интерактивные рабочие листы используются мною при проведении уроков в компьютерном классе, а также предлагаются отдельным учащимся в качестве альтернативного домашнего задания.

2.2.2. Представленный опыт описывает возможность применения интерактивных рабочих листов, как одного из эффективных средств обучения математике. Такой инструмент содействует решению дидактических задач на основе актуальной информации, способствует созданию мотивации учебной деятельности с учётом возрастных и личностных особенностей обучающихся, привитию навыков самостоятельной работы над учебным материалом, развитию критического мышления.

2.2.3. Использование ИРЛ рассматривается как средство повышения качества обучения, развития навыков самостоятельного познания и усвоения, повышения интереса к предмету. Учитель в данном контексте выступает в качестве консультанта. Инструмент электронных листов, как одна из форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет учителю разнообразить урок, повысить активность учащихся, сделать их деятельность целенаправленной и более понятной.

Индивидуальная работа над листом способствует развитию каждого учащегося в соответствии с собственными способностями, мотивирует, приводит к развитию индивидуальных особенностей, улучшает эмоциональный фон, формирует навыки самообразования и самоконтроля.

Описанный опыт показывает, как с помощью интерактивных рабочих листов можно повысить эффективность процесса обучения математики с целью обеспечения компетентностного подхода к образовательному процессу.

2.2.4. Основываясь на собственном опыте, я могу сделать вывод, что применение интерактивных рабочих листов на уроках математики будет эффективным при соблюдении определенных условий:

    1. ИРЛ является разновидностью самостоятельной работы учащихся. Учащимся, имеющим хорошие способности к самостоятельному изучению учебного материала, можно предлагать листы на этапе изучения новой темы. На этапе закрепления, повторения и контроля интерактивные листы могут использоваться для всего класса.

    2. Использовать электронные листы необходимо дозированно, сопровождать традиционными и иными формами организации урока.

    3. Учителю при разработке ИРЛ важно четко описать инструкцию к их выполнению, учитывать особенность класса и изучаемой темы, определять временные рамки использования листов.

В процессе применения интерактивны рабочих листов на уроках математики должна соблюдаться определенная последовательность действий как учителя, так и учащихся. При разработке ИРЛ мною выделены следующие этапы действия учителя:

  1. определить тему, цели и задачи использования ИРЛ, в т.ч. решить, на каком этапе урока и для чего они будут применяться;

  2. определить количественный состав участников – отдельный учащийся, группа или весь класс;

  3. подготовить задания, разработать инструкцию к их выполнению;

  4. определить критерии оценивания работы.

Учащиеся, работая с интерактивным рабочим листом, проходят следующие этапы:

  1. начальный: учащиеся знакомятся с содержанием листа, изучают инструкцию;

  2. основной: индивидуальная работа над заданиями, при необходимости учащиеся обращаются к учебникам, материалам сети Интернет;

  3. заключительный: самоанализ выполненных заданий, определение возникших трудностей.

2.2.5. В ходе работы над темой мною была разработана система интерактивных рабочих листов по отдельным темам программы учебного предмета «Математика» для учащихся 7 класса (Приложение 1). Задания охватывают как алгебраический, так и геометрический компонент программы.

Существует большое количество интернет-ресурсов для создания интерактивных листов. Они могут быть схожими по своим функциональным возможностям, а могут отличаться между собой как функционалом, так и интерфейсом. На начальном этапе работы над темой мною были изучены возможности нескольких сервисов. Система интерактивных рабочих листов по математике для 7 класса разработана с использованием возможностей бесплатного специализированного ресурса LearningApps.

При изучении темы «Окружность» учащимся предлагается интерактивный рабочий лист с различными видами заданий. Например, вставить пропущенные слова из предложенного списка или выбрать правильный вариант при нахождении неизвестного элемента окружности (Приложение 2).

Раздел «Параллельность прямых на плоскости» сопровождается рабочим листом, где в одном из заданий необходимо вписать названия отмеченных углов или найти неизвестный угол и указать его величину (Приложение 3).

В теме «Линейная функция и ее график» учащимся предлагается установить соответствие представленного на рисунке графика с формулой функции (Приложение 4).

2.2.6. Работа над данным опытом проходила в три основных этапа:

1) подготовительный этап: изучение теоретической базы и методики работы с интерактивными рабочими листами, прогнозирование результатов;

2) этап практической реализации: разработка интерактивных рабочих листов по темам программы для 7 класса, разработка планов-конспектов и проведение уроков с применением данного инструмента;

3) оценочно-результативный этап: проведение открытых уроков, выступление с мастер-классом, оценка результатов, диагностика успешности опыта, обмен опытом и мнениями с коллегами.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. С целью диагностирования результативности и эффективности представленного опыта были определены следующие критерии: уровень сформированностиучебно-познавательных компетенций, повышение мотивации к изучению математики, роль ИРЛ на уроках,успеваемость учащихся по предмету.

2.3.2. Совместно с психологом была проведена диагностика уровня развития учебно-познавательных компетенций у учащихся 7 класса (в 2017 - 2018годах). Диагностирование осуществлялось с применением следующих методик: диагностика коммуникативной и социальной компетенций учащихся Беспаловой Г.М., диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности Бубнова С.С. и методика «Краткий ориентированный тест» Бузиной В.Н., Вандерлика Э.Ф.

Результат диагностирования показал положительную динамику уровня развития учебно-познавательных компетенций учащихся. (Приложение 5).

Дополнительно было проведено анкетирование с целью изучения роли ИРЛ на уроках математики. Результаты анкетирования представлены в Приложении 6.

На основании результатов анкетирования можно сделать вывод, что применение на уроках математики интерактивных рабочих листов:

  • способствует повышению уровня учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся;

  • индивидуализирует учебный процесс, приспосабливает его к личностным особенностям и потребностям учащихся;

  • способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, навыков самоконтроля и самоанализа;

  • обеспечивает повышение качества усвоения учебного материала.

Обобщая полученные результаты, можно говорить о том, что используемые в работе инструменты обучения, несомненно дают свои положительные результаты. На мой взгляд, интерактивные рабочие листы оживляют математику. Учащиеся лучше усваивают программный материал, повышается интерес к изучению предмета, что в свою очередь позитивно отражается на качестве образовательного процесса.

Это можно пронаблюдать, сравнивая успеваемость учащихся 7 класса по четвертям 2017/2018 учебного года (Приложение 7).

2.3.3. Эффективное использование представленного опыта подразумевает четкое соблюдение методических рекомендаций по работе с интерактивными рабочими листами и стремление педагога к саморазвитию. Результативность описанного инструмента обеспечивает соблюдение определенных условий:

  • выбранная форма выполнения заданий (тесты, опросники и пр.) должна мотивировать, соответствовать индивидуальным особенностям учащихся, оставлять чувство удовлетворенности после окончания работы над ИРЛ;

  • инструкция к выполнению задания должна быть четко и доступно сформулирована;

  • учащимся должна быть понятна система оценивания работы над электронным листом;

  • продуманность содержания: отбор качественных заданий, соответствующих уровню подготовки и психо-возрастным особенностям учащихся;

  • консультирование учащихся при работе над интерактивными листами со стороны учителя.

  1. Заключение

3.1. Анализируя собственный опыт использования интерактивных рабочих листов на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что применение данного инструмента позволяет:

  • обеспечить автономность и самостоятельность учащихся;

  • развивать учебно-познавательные компетенции;

  • осуществить индивидуальный подход;

  • мотивировать учащихся к применению полученных знаний и изучению нового материала;

  • способствовать принятию самостоятельных решений;

  • развивать критическое мышление, тренировать мыслительные способности.

3.2.В настоящее время мною разрабатывается система интерактивных рабочих листов по математике для учащихся 8 класса с учетом обновленной учебной программы, а также расширяется банк данных ИРЛ для 7 класса.

3.3. Данный опыт представлен мною на заседании методического совета школы.

Список литературы:

1.Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 256.

2. Розов, Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования» № 1 – Минск: МГПУ, 2003.

3.Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод.рек. / И. В. Богачева, И. В., Федоров, О. В., Сурикова: ГУО «Акад. последиплом. образования». Минск: АПО, 2012. – 92 с.

4. Сервисы для создания интерактивных упражнений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/servisy-dlya-sozdaniya-interaktivnykh-uprazhneniy/54-interaktivnie-upraschnenia.

5. Интерактивные рабочие листы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://letopisi.ru/index.php/Интерактивные_рабочие_листы.

6. Эффективный онлайн-конструктор интерактивного рабочего листа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://didaktor.ru/effektivnyj-onlajn-konstruktor-interaktivnogo-rabochego-lista/.

7. Интерактивные листы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/288743.



Приложение 1

Банк данных интерактивных рабочих листов по математике
для учащихся 7 класса

Алгебраический компонент

  1. Степень с целым показателем и ее свойство.

  2. Одночлен.

  3. Многочлен.

  4. Формулы сокращенного умножения.

  5. Разложение многочлена на множители.

  6. Линейный уравнения с одной переменной.

  7. Линейные неравенства с одной переменной.

  8. Линейная функция и ее график.

Геометрический компонент

    1. Окружность.

    2. Угол. Виды углов.

    3. Признаки равенства треугольников.

    4. Равнобедренный треугольник и его признаки.

    5. Признаки и свойства параллельности прямых.

    6. Сумм углов треугольника.

    7. Признаки равенства прямоугольных треугольников.



Приложение 2

Тема «Окружность»

1) вставить пропущенные слова (выбрать из списка)












2) решить задачу по рисунку, выбрать правильный вариант ответа





3) выбрать название указанного элемента окружности



Приложение 3

Тема «Параллельность прямых на плоскости»



Приложение 4

Тема «Линейная функция и ее график»



Приложение 5

Мониторинг сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся



Приложение 6

Результаты анкетирования учащихся 7 класса (май 2018 года).



Приложение 7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!