Тезисы
Тема: «Использование исторического и краеведческого материала на уроках математики на II ступени общего среднего образования как основа патриотического воспитания учащихся»
Романович Наталья Степановна, заместитель директора по учебной работе
ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района
Цель: формирование педагогической компетенции участников по проблеме применения краеведческого материала в обучении учащихся и расширении знаний о возможности патриотического воспитания в преподавании математики.
Задачи:
актуализировать знания участников об использовании краеведческого и исторического материала в преподавании математики;
продемонстрировать опыт работы по организации мотивации учащихся, разработать фрагменты урока математики с использованием исторического материала;
создание условия для профессионального самосовершенствования педагогов, содействовать осознанию участников значимости полученного опыта на основе коммуникативного взаимодействия участников мастер-класса.
Оборудование: мультимедийная презентация;
Ход проведения
Организационно-мотивационный этап.
Задача: создание благоприятной психологической атмосферы, установление контакта с аудиторией, мотивация участников на активную совместную деятельность.
1.Приветствие с участниками. Слайд1
Добрый день, дорогие коллеги, какие это прекрасные слова:
Доброе утро, добрый день, добрый вечер! Слайд2
При этом замечаешь улыбку на лице говорящих и на душе становится радостнее.
Педагоги знают: как начнёшь урок, так его и продолжишь. Включить ребят в работу - важная задача педагога.
И в этом помогает правильно организованный психологический настрой. Он позволяет организовать учащихся, настроить их внимание. На этом этапе формируется умение сосредоточиться, мобилизовать себя. Именно поэтому в начале каждого урока я предлагаю ученикам улыбнуться. Улыбка обогащает тех, кто её получает, и не обедняет тех, кто ею одаривает. Улыбка создаёт атмосферу доброжелательности. Давайте и мы подарим друг другу свои улыбки. Улыбка располагает к совместным действиям, служит паролем для других.
В течение жизни мы решаем множество проблем, и, если каждую отдельно решённую проблему рассматривать как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный букет. Каким ему быть зависит от каждого из нас. Слайд3
Предлагаю подойти и взять из корзины одну проблему, один цветок и представить своё имя. Каждый участник представляется, называя свое имя и эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя. (Например, «Я – Наталья-настойчивая»).
2. Знакомство с участниками. Метод «Мой цветок». Цель: рассказать о себе. Кратко о себе. Актуализация субъектного опыта участников.
Задача: определение проблемного опыта, актуальности исследования мастера; создание условий для диагностики имеющегося у участников педагогического опыта.
Перед школой стоит задача сделать образовательный процесс более значимым для учащихся, помочь находить доброе и прекрасное там, где мы живем. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства справедливости, доброты, любви к родному краю. Слайд4
Современное общество требует, чтобы изменилась роль каждого участника образовательного процесса. И примером в этом остается учитель. Он должен дать своим ученикам не только глубокие предметные знания, но и научить его жизни. Ведь можно быть отличником, но совсем не приспособленным к жизни. Сейчас важно научить видеть ценности, ставить цели, быть социально адаптированным и воспитанным. Слайд5
Я всегда помню: «Ученик уже не тот сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь». И я стремлюсь зажечь в душе обучающихся факел познания».
Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является использование исторического и краеведческого материала на уроках математики. Слайд6
Целеполагание
Задача: определение целей совместной деятельности, ожиданий участников.
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня речь.
Приём «Что же я хочу узнать?»
Сейчас я вам предлагаю взять зеленые листочки (стикеры) и записать ответ на вопрос «Что же я хочу узнать?». т.е. определить, что вы ожидаете от занятия. Побуждаю к постановке цели и задач.
Приём «Психогеометрия». Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Слайд 7.
Хочу вам предложить нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов геометрических фигур.
Как видите, везде, в любой работе нужна очень важная наука – математика. Слайд8.
Ребенок только родился, а в его жизни уже появились первые цифры: рост, вес.
Малыш растет. Он уже знает цифры и решает небольшие примеры.
Уже школа. Ребенок познает все новое и новое. Новые задачи и примеры, геометрические фигуры и формулы, домашние задания.
И вот человек, который был маленький и потихоньку познавал мир, стал взрослым. Впереди работа и как раз здесь пригодятся его знания. Особенно математика.
Помашите рукой. Кто учился в школе?
Помашите рукой. Кто любил математику?
Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?
Слайд9. Предлагаю вам вернуться в своё детство и вспомнить то время, когда вы были учениками.
-Чему вас учили в школе??
-С какими проблемами будучи учениками вы сталкивались?
-А легко ли вам было учиться?
- Как ни странно, но в наш век современных технологий нынешним ученикам тоже нелегко учиться.
Информационно-деятельностный этап.
Задача: освоение новых знаний, создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию умения работать по заданному алгоритму, обеспечение практической деятельности участников по освоению принципов работы с предложенными приёмами.
Просмотр фрагмента мультфильма. (определение теоретических аспектов темы)
Предлагаю вспомнить фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» и ответить на вопрос: Так зачем в школе учат решать задачи?
Помните, как Витя Перестукин решал арифметическую задачу и получил в ответе Полтора Землекопа.??
Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)
Смысл в решении задач состоит в том, чтобы научить решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если же ребёнок в школе не уяснил сути решения задач, то и в жизни решение задач ему даётся с трудом.
Приём «Доскажи словечко» (доказательство проблемы).
Учиться в школе было нелегко во все времена. К доказательству этой проблемы обратимся к народной мудрости. Давайте вспомним поговорки и пословицы про учёбу. Каждая пара получила начало предложения, ваша задача продолжить.
Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)
Без муки нет и науки.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Кто больше знает, тот меньше спит.
Без терпенья нет ученья.
Намучится – научится.
Идти в науку – терпеть муку
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Учись смолоду- пригодится в старости.
Повторенье - мать ученья.
Век живи-век учись.
Учиться никогда не поздно.
Мудрым никто не родился, а научился.
Слайд10. На данном слайде можно сравнить свои ответы.
На каждом своём уроке стараюсь включать воспитательный момент, например, связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.
Определение путей решения проблемы.
Эпиграф к деятельности –
Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями. Приохотить
ребенка к учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Слайд11
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Каждый учитель использует систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. Нельзя научить ученика, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового - готова почва для его дальнейшего роста и прогресса.
В моей работе мне помогают активные методы обучения.
Давайте определим пути решения проблемы глазами ученика, педагога, администрации и родителей.
Слайд 12. Метод «Инфо-карусель».
Применение исторического материала будет способствовать развитию интереса учащихся на уроках математики, если будут соблюдены следующие условия: ...
Информационные карты у вас на столе.
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогают задачи исторического содержания. Ведь точно такие же или подобные приходилось решать и древним мастерам, военачальникам и полководцам, зодчим и ремесленникам. И ребятам, как и им когда-то, нужно будет применить смекалку и находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии.
И чем больше вопросов возникает у учащихся в этом путешествии по страницам прошлого, чем целеустремленнее они будут искать ответы на них в книгах и исторических документах, тем ближе и понятнее станет для них даль былых времен.
Вопрос об использовании исторического материала в процессе обучения математике не новый. Бесспорен тот факт, что каждый учитель в своей практике не раз использовал сведения из истории математики на уроках или внеклассных занятиях. Слайд13
В своей педагогической практике я использую различные формы подачи исторического материала на уроках: сообщение учителя или ученика, беседа, чтение статьи в учебнике, решение исторических задач на уроке или дома, оформление стенда в кабинете «Из истории математики».
Кроме того, за время работы в школе у меня сложилась своя система проведения «Уроков истории математики», когда знакомству с историческим материалом посвящается 1 - 2 урока. Такие уроки проводятся два раза в год, их содержание неразрывно связано с изучаемыми темами школьного курса математики, они прививают интерес к предмету, способствуют закреплению и более глубокому пониманию изученного материала, расширяют кругозор учащихся.
5.Демонстрация подборки задач исторического содержания. Составление скелета урока математики.
Рефлексивный этап.
Задача: оценка эффективности взаимодействия мастера с участниками, определение значимости поученных знаний для использования в дальнейшей педагогической деятельности.
Приём «Чемодан, корзина, мясорубка» Слайд14.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам три листа ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА и прошу выбрать один в соответствии с вашим состояние
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
На стикере, который затем приклеивается к плакату с изображением чемодана, необходимо написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т. е. прикрепить ко второму плакату.
То, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить», отправляется по лист «мясорубка».
Пожелание участникам Слайд15
Я считаю, что мы успешно поработали и получили хороший результат. Ведь с самых первых минут нашей встречи мы попытались создать атмосферу доброжелательности, сотворчества. Ведь мы улыбнулись друг другу. Только в наших руках, в руках учителей та сила, которая поможет каждому своему ребёнку найти путь к успеху.
Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы
Благодарю за работу и активное сотрудничество.
ЛИТЕРАТУРА
Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск: АПО, 2012. — 92 с.
Зильберберг, Н.И. Урок математики. Подготовка и проведение [Текст] / Н.И. Зильберберг. – М.: Просвещение, 1987.
Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся //Математика в школе. – 1996. – № 4. – С. 15.