СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование исторического материала на уроках математики как средство развития познавательного интереса обучающихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся.

 Одним из средств, способствующих развитию познавательного интереса на уроках математики, является использование исторического материала на уроках математики.

Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность обучающихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить обучающихся с самим понятием творчества, с творчеством их в науке.

Просмотр содержимого документа
«Использование исторического материала на уроках математики как средство развития познавательного интереса обучающихся»

КазенкинаТ.Н.,

учитель математики

МБОУ «Средняя школа №17 имени

Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»

г.Смоленска.

Использование исторического материала на уроках математики как средство развития познавательного интереса обучающихся


Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся.

Одним из средств, способствующих развитию познавательного интереса на уроках математики, является использование исторического материала на уроках математики.

Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность обучающихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить обучающихся с самим понятием творчества, с творчеством их в науке.

 Ученые указывают на то, что введение элементов истории математики на уроках в доступной форме положительно сказывается на творческом развитии обучающихся. Самое главное приобщает их к чтению дополнительной литературы, способствует глубокому пониманию изучаемого фактического материала, расширению кругозора школьников , что приводит к развитию их познавательного интереса.

Используя на уроках исторический материал, учитель знакомит учащихся с разными учеными, чей вклад в науку оказал большое влияние на развитие математики.

Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление обучающихся. Математика, в свою очередь, занимает достойное место в изучении истории, помогая лучше ее понять. Использование исторического материала на уроках математики способствует:

  1. Формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, к истории, к религии, к традициям и ценностям народов России и народов мира.

  2. Умению самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3.  Умению  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

  4. Умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  5. Умению организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

  6. Овладению базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества.

  7. Формированию умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

  8. Развитию умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

  9. Осознанию значения математики в повседневной жизни человека.

  10. Формированию представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

  11. Развитию представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел.

При использовании исторического материала на уроках математики должны учитываться психологические особенности детей конкретной возрастной группы. Использование исторического материала на уроках математики должно носить систематический характер.


Несколько фактов из истории.


Задача

В 1795 г. бюджет России составлял 9,75 млн. рублей. Из них 2/3 расходовали на содержание армии и флота. Расходы на флот составляли 0,3 от стоимости содержания армии. Сколько стоило России содержание армии и флота в 1725году ?


Задача. В Московском Кремле находится Царь-пушка. Она весит 40 т, была отлита русским мастером Андреем Чоховым в 1586 г. Узнайте, чему равна длина ствола Царь-пушки (в см)?


Задача

Чтобы спуститься с Везувия, спартаковцы сплели лестницу, 875 м которой были сделаны из пеньковых веревок. Часть лестницы, выполненной из ивовых прутьев, составляла 20 % от длины веревочной части, а остальные 321 м были сделаны из виноградных лоз. Какова высота Везувия? О т в е т: 1371 м.

Задача

Известный древнегреческий учёный Пифагор установил замечательное соотношение между гипотенузой и катетом в прямоугольном треугольнике. А он ещё и олимпийский чемпион в кулачном бою (по боксу).


Задача. Часовая стрелка кремлевских курантов на 0,31 м короче минутной. Вычислите длину стрелок, если известно, что они вместе имеют длину 6,25 м


Задача. Московский Кремль ХI в. Занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.


Задача. Высота скульптурной группы памятника Минину и Пожарскому в 1,225 раза больше высоты его постамента. Вычислите высоту скульптурной группы, зная, что высота памятника 8,9 м.


Исторический факт

После  сражения у села Бородино в сентябре 1812 года русская армия была вынуждена отойти, и французы вошли в город.
Москва встретила наполеоновские войска огненным морем. Город весь горел. Оставаться под властью врага москвичи не захотели. Вскоре пришлось бежать и Наполеону. Но перед отступлением французский император распорядился взорвать Кремль. Это не удалось, хотя многие постройки и башни Кремля пострадали.
Изгнав французов из Москвы, наша армия под предводительством фельдмаршала М.И.Кутузова освободила все русские земли и завершила войну в столице Франции – Париже. В 1814 году победоносная русская армия вернулась в Москву. В память об этом торжестве была сооружена величественная Триумфальная арка.



Задача. Триумфальная арка простояла у Тверской заставы (у Белорусского вокзала ) много лет, затем ее разобрали и детали украшений сложили в Музее архитектуры в Донском монастыре. У Тверской заставы она простояла в 3,1875 раз дольше, чем хранилась на территории Донского монастыря. Сколько лет арка стояла у Тверской заставы, если известно, что она там стояла на 70 лет дольше, чем длился период хранения деталей в музее?





Интересные высказывания известных мыслителей о математике



Математика — это язык, на котором говорят все точные науки.

(Н.И. Лобачевский)


Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

(М.В. Ломоносов)


Математика — царица наук, арифметика — царица математики.

(К.Ф. Гаусс)



«Числа управляют миром», — говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.

(А. Дородницын)


Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.

(Д.И. Писарев)


Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

(М.В. Ломоносов)


Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной.

(А. Эйнштейн)

 Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир.

(И. Гете)



Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.

(Б. Паскаль)



Величие человека — в его способности мыслить.

 (Б. Паскаль)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!