СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование изотерапии в работе с детьми с нарушением интеллекта (техники рисования)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации. Цель использования изотерапии -  помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире через изобразительное искусство.

Просмотр содержимого документа
««Использование изотерапии в работе с детьми с нарушением интеллекта (техники рисования)»»

ГБОУ «Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья» «Использование изотерапии в работе с детьми с нарушением интеллекта (техники рисования)» Составила Гильмутдинова Халидя Якубовна Учитель-дефектолог первой квалификационной категории

ГБОУ «Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Использование изотерапии в работе с детьми с нарушением интеллекта (техники рисования)»

Составила

Гильмутдинова Халидя Якубовна

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации. Также она является одним из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации. Также она является одним из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.

Цель использования изотерапии - помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире через изобразительное искусство.    Возможности, которые дает изотерапия:   - выход внутренним конфликтам;  - помогает понять собственные чувства и переживания;  - способствует повышению самооценки;  - помогает в развитии творческих способностей.

Цель использования изотерапии - помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире через изобразительное искусство. Возможности, которые дает изотерапия: - выход внутренним конфликтам; - помогает понять собственные чувства и переживания; - способствует повышению самооценки; - помогает в развитии творческих способностей.

Рассмотрим техники рисования, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ.   рисование пальчиками;   рисование ладошкой;   оттиск печатками из картофеля;   оттиск поролоном;   оттиск смятой бумагой через трафарет;   восковые мелки (свеча) и акварель;   монотипия предметная;   монотипия пейзажная;   цветной граттаж;   кляксография обычная; кляксография с трубочкой;  кляксография с ниточкой;   набрызг;   отпечатки листьев.

Рассмотрим техники рисования, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ. рисование пальчиками; рисование ладошкой; оттиск печатками из картофеля; оттиск поролоном; оттиск смятой бумагой через трафарет; восковые мелки (свеча) и акварель; монотипия предметная; монотипия пейзажная; цветной граттаж; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; кляксография с ниточкой; набрызг; отпечатки листьев.

Рисование пальчиками.   Материал и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.   Способ получения изображения . Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения).

Рисование пальчиками. Материал и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. Способ получения изображения . Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения).

Рисование ладошкой.  Материал и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.  Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения.

Рисование ладошкой. Материал и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения.

Оттиск печатками из картофеля.  Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля - их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.).   Способ получения изображения. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск печатками из картофеля. Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля - их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.). Способ получения изображения. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск поролоном.   Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого пропитанного гуашью поролона, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик.   Способ получения изображения. Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск поролоном. Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого пропитанного гуашью поролона, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик. Способ получения изображения. Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой через трафарет.  Материал и инструменты : блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты.   Способ получения изображения . Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу через трафарет. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

Оттиск смятой бумагой через трафарет. Материал и инструменты : блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты. Способ получения изображения . Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу через трафарет. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

Монотипия предметная.  Материал и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.   Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения, каждый раз так же складывая лист.

Монотипия предметная. Материал и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения, каждый раз так же складывая лист.

Монотипия пейзажная .   Материал и инструменты : бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.   Способ получения изображения . Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой - получается его отражение, как в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, обновляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Монотипия пейзажная . Материал и инструменты : бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения . Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой - получается его отражение, как в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, обновляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография обычная.  Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть.  Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография обычная.

Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.   Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть, трубочка-соломинка для напитков.  Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой. Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть, трубочка-соломинка для напитков. Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг .  Материал и инструменты: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.   Способ получения изображения. Ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.

Набрызг . Материал и инструменты: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка. Способ получения изображения. Ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.

Отпечатки листьев.   Материал и инструменты: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти.   Способ получения изображения . Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Отпечатки листьев. Материал и инструменты: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения . Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!