Использование камешков МАРБЛС в коррекционно - логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
Мелехина Е.Ю.,
учитель-логопед
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО предъявляет особые требования к организации РППС детского сада, группы детей дошкольного возраста. Среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной, чтобы обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, организовать виды деятельности, способствующие развитию речи, мышления, воображения, детского творчества.
Современные педагоги стараются отыскать такие варианты и комбинации учебно-воспитательного материала, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Основная задача учителя-логопеда ДОУ – воспитание у детей правильной, чистой, выразительной связной речи, соответствующей возрасту с помощью специальных методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся речевых нарушений. Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной речи легче формировать в игровых ситуациях. Для успешной реализации требований, изложенных в ФГОС мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.
При планировании коррекционной работы с детьми с ОВЗ важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приёмов, технологий решается индивидуально в каждом конкретном случае.
Коррекционная работа строится с учётом психической деятельности детей. Логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой.
В коррекционной деятельности учителя-логопеды широко применяют традиционные нетрадиционные (инновационные) методы и приёмы.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий, которую я активно использую в своей педагогической деятельности, является использование камешков и шариков Марблс в различных логопедических играх. «Марблс» в переводе с английского означают мраморные. Камешки плоские, не перекатываются, ребёнку удобно выкладывать их на поверхности. Они очень красивы; детям и взрослым хочется к ним прикоснуться, поиграть с ними. Камешки Марблс изготавливают из стекла. Они красивые, гладкие, прозрачные или матовые, разных форм и расцветок.
На логопедических занятиях (индивидуальных и подгрупповых) использую разнообразные задания с камешками Марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устраннении речевых нарушений воспитанников. Разноцветные камешки и шарики успешно применяю для создания сюрпризного момента., эмоционально-положительного настроения, а также для релаксации. Движения пальцев рук способствуют стимуляции деятельности ЦНС, благотворно влияют на развитие речи дошкольников. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
О практической ценности применения камешков Марблс в работе с дошкольниками пока ещё мало что известно, но, оно однозначно может быть использовано в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учётом индивидуальных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в различных видах деятельности.
Коррекционные задачи в играх с камешками Марблс:
- развивать мелкую моторику;
- упражнять в ориентировке на плоскости;
- упражнять в последовательной смене тонуса мышц рук;
- упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
- упражнять в употреблении предлогов, глаголов, наречий;
- автоматизировать поставленные звуки в свободной речи;
- обогащать словарный запас;
- упражнять в звуковом анализе слова;
- развивать глазомер, тактильные ощущения, фантазию ребёнка;
- развивать образное мышление, зрительное внимание, память;
- развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца, заинтересованности в игре.
Логопедические игры с камешками Марблс