СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-метода при организации внеурочной деятельности (на примере кружка "Путешествуем по Волгограду")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является выступлением на методическом объединении или конференции, в которой кратко представлена теоретическая информация об используемых методах и технологиях работы. А также описана практическая часть, в которой сказано как используя кейс-метод можно организовать занятия внеурочной деятельности, как в интересной форме можно организовать процесс изучения краеведческой информации.

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-метода при организации внеурочной деятельности (на примере кружка "Путешествуем по Волгограду")»

Тема: «Использование кейс-метода при организации внеурочной деятельности (на примере кружка «Путешествуем по Волгограду)»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня в своём выступлении я хочу вам рассказать о том, как современные образовательные технологии помогают мне организовать внеурочную деятельность младших школьников. На примере кружка краеведческой направленности «Путешествуем по Волгограду» я расскажу как, используя элементы кейс-технологии и информационно-коммуникативной технологии, можно организовать работу в кружке.

Вкратце познакомлю вас с технологиями, на которые я опиралась.


  1. Кейс-технология объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных или имеющихся знаний и применить их на практике, либо понять, что имеющихся знаний не достаточно, следовательно, их необходимо пополнить.

Данные технология помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Я опиралась на метод ситуационного анализа.

Добавлю, что кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

  1. Информационно-коммуникативные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

ИКТотводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше, роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

ИКТ позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересыИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.


Одной из новых форм информационных технологий в учебном процессе являются – виртуальные экскурсии. Термин виртуальный – это значит похожий (virtual), неотличимый.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией, либо получением определённых творческих заданий.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы и проекты.

А теперь перейду к практике. Расскажу вам, как используя кейс-метод, я организовала занятие.

Учащиеся были разделены на команды. Я ребятам предложила следующую ситуацию: «В Волгоград прибыло 4 туристические группы разных возрастов и интересов.

1 группа: школьники 3-4 классов. Они приехали на 4дня во время каникул.

2 группа: танцевальная группа «Данко». Они приехали на соревнования, которые займут 2 дня. День приезда и отъезда выступлениями не заняты.

3 группа: семья Веселовых (4 человека). Состоит из родителей и двух детей. Возраст детей 5 лет и 8 лет. Семья очень активная: любит путешествовать и узнавать много нового.

4 группа: компания пенсионеров. 5 женщин 60 лет. Очень музыкальные, увлекаются спортом.


Каждая команда получила пакет документов:

  1. Одну из четырех туристических групп.

  2. Буклеты с туристическими программами.

  3. Задание.

  4. План защиты.

Буклет содержал название туристических мест экскурсии на каждый день пребывания группы.

Задание заключалось в следующем: учащимся необходимо было подобрать для данной туристической группы экскурсионную программу и объяснить, почему выбрана именно эта программа.

Ребятам нужно было учесть возраст участников группы, их интересы и время пребывания в г. Волгограде.

После обсуждения каждая группа рассказала:

  • Какую туристическую программу они выбрали для данной им туристической группы. И почему именно эта программа будет интересна туристам.

  • Что туристы могут узнать о нашем городе.

  • С какими достопримечательностями и памятными местами нашего города познакомятся.

Для учащихся 4 классов можно усложнить проблему и пути её решения. Можно добавить следующую информацию, которая приведёт к необходимости произвести математические расчёты, что позволит познакомить детей с основами экономики:

  1. Для каждой группы прописать общую стоимость путёвки.

  2. Что в эту стоимость входит: гостиница, питание, проезд, экскурсии.

Стоимость путёвки – 10 тыс. 600руб.

Гостиница – 1 тыс. руб/ сутки

Питание – 500 руб/ день

Проезд- 800руб детский билет в одну сторону

Экскурсии.

Программа №1


Стоимость программы 3000руб









Ребята должны вычислить, какая сумма из общей стоимости туристической поездки приходится на экскурсии. И подобрать экскурсионную программу согласно бюджету путёвки и интересам данной группы.

Мои ученики побывали в роли туристических агентов. Они смогли выбрать подходящую экскурсионную программу. И впоследствии у нас с ребятами возникла идея освоить роль экскурсоводов. Мы решили создать виртуальные экскурсии, чтобы самим побольше узнать о своём родном городе, а по окончанию проекта провести виртуальные экскурсии среди своих одноклассников, родителей и всех желающих.

Занятие мы начали с обсуждения вопросов:

  1. Как вы думаете, что туристам будет интересно узнать о нашем городе.

  2. Что бы вы им предложили посетить.

  3. Владеете ли вы достаточной информацией, чтобы провести экскурсию самостоятельно?

  4. Какими качествами должен обладать экскурсовод?


Далее я предложила учащимся обсудить в группах и наметить шаги проведения экскурсии:

- выбрать объект, т.е. куда поведёте своих сверстников;

-определить цели и задачи экскурсии- зачем вы хотите показать сверстникам выбранные объекты;

- отобрать материал и подготовить текст экскурсии - текст должна отличать краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала;

-составить маршрут экскурсии на основе видеоряда – определить последовательность, наметить путь, по которому вы поведёте экскурсантов;

-распределить роли.


В результате у нас наметились 4 экскурсионные программы:

  1. Мамаев Курган

  2. Обзорная экскурсия. Достопримечательности г. Волгограда.

  3. Музеи и театры Волгограда.

  4. Волго-Донской судоходный канал.

После выбора объектов ребята определили цели и задачи своей экскурсии. Пользуясь Интернетом и литературой каждый член группы собирал информацию, видео и фото материалы. На основе отобранного материала был составлен маршрут и презентация. Потом ребята распределили роли и начали репетицию. На отчётном занятии выступали по 2 группы. В качестве зрителей были одноклассники и родители.

Выступление каждой группы оценивалось одноклассниками и родителями. Каждый слушатель получил карту оценки.

После выступления всех групп на итоговом занятии были подведены итоги и даны рекомендации каждой группе. А также я предложила ученикам обсудить вопросы:

-Нужны ли вам эти знания?

-Как они вам могутпригодится в жизни?


Учащиеся пришли к выводу, что те знания, которые они приобрели за время подготовки к экскурсии о своей малой родине просто необходимы. А в будущем следует пополнять багаж знаний по средствам выполнения подобных проектов.

Подведу итог. Описанные н мною формы работы дают подрастающему поколению возможность для:

  • повышения свого интеллектуального уровня;

  • развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира,

  • активизация ученого процесса;

  • Умение ставить цель и добиваться ее;

  • самостоятельно добывать и применять знания;

  • составление плана своих действий и самостоятельное оценивание их последствия;

  • умение задавать вопросы;

  • ясно выражать свои мысли;

  • оформление результатов проектной деятельности как конечного продукта;