Использование кейс – технологий как эффективный метод
при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.
Поэтому считаю необходимым знакомить учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.
Но подробнее хочу остановиться на Использование кейс – технологий как эффективного метода
при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
В России данная кейс- технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Название технологии произошло от casus (лат) – запутанный необычный случай; или от case (англ) – портфель, чемоданчик. я бы назвала это архив ,где хранятся все пакеты документов по определённой теме. Этимология отражает суть технологии. Педагог предлагает пакет документов (кейс)
ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;
предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;
даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
выпускник может планировать время работы над данной темой;
И в конечном результате кейс-метод предполагает, что, во- первых,к концу учебного года у выпускников 10 класса накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который они могут использовать для повторения и подготовки к экзамену, во-вторых, каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда.
Алгоритм работы над кейсом сложный и трудоемкий, включает в себя следующие этапы:
сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, как выявить эту проблему, каким способом можно её сформулировать;
принятие решений: выбор основной проблемы; формулировка, выделение проблемы в форме вопроса;
рассмотрение альтернатив: выступление представителей группы с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем;
Представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода.
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку можно выделить различные уровни сложности заданий: 1)выполнение задания тестовой работы; 2) выполнение творческого задания части С (на втором этапе кейс является более эффективным методом).
Основными критериями для разработки кейса длячасти С должно стать:соответствие содержанию спецификации; определение задач в строгой последовательности с кодификатором;достаточный уровень осведомленности учащихся;наличие у выпускников опыта групповой работы.
К планируемым результатам освоения учебного материала при формулировке проблемы исходного текста относятся:
предметные:
- знание понятия «проблема текста», умение работать с речевым клише для определения проблемы, установление связи проблемы, обсуждаемой автором текста, с темой;
метапредметные:
- умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать;
- умение работать с разными источниками информации при подготовке индивидуального задания, отбирать и систематизировать материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Для работы в группе важно определить, правильно ли сформулированы проблемы в сочинениях к текстам? ( кейс с алгоритмом); вспомнить, что такое проблема? Чем она отличается от темы? Сколько проблем можно найти в предложенном тексте? Со всеми ли найденными проблемами нужно работать?Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.Как понять, что данная проблема основная; обсудить результаты работы ( кейс «Алгоритм работы»); пользуясь кейсом «Сочинение на 100 баллов» (критерии оценивания ответа на задание 27), оценить работу каждого участника.
Я работаю с группами по 6-7 человек, в каждой группе есть те, кому выполнение задания 27 не доставляет особых усилий и те, для кого написание любой творческой работы – серьезная проблема. У каждой группы свой определенный день недели и время для консультаций и обсуждений написанных работ. Начинаем консультацию с зачитывания написанных дома сочинений по предложенному тексту сначала ребятами, у которых, по их мнению, получились не очень удачные работы по разным причинам ( не поняли поднятую проблему, не могли сформулировать, подобрать аргументы и т.д.), эти работы обсуждаются, корректируются членами группы, зачитываются фрагменты из других сочинений для доказательства своей точки зрения. Иногда начинаем с работ сильных учеников ( чаще всего это происходит в случае анализа сложного текста). Я нахожусь в качестве независимого эксперта и, если ситуация заходит в тупик, прихожу на помощь. Ребята делают пометки в своих работах, корректируют их, исправляя не только содержание, но и речь, грамматику, орфографию, пунктуацию (обращаясь при необходимости к соответствующим папкам – кейсам). Еще раз, используя кейс с критериями оценивания ответа на задание 27, проверяем сочинения поэтапно, оцениваем, выставляем баллы. Выдаю новые тексты для анализа, а тем, у кого предыдущая работа оценена как «незачет», переписывают, используя рекомендации и понравившиеся варианты товарищей из группы (либо берут другой текст с подобной проблемой). Переписанные работы приносят уже в индивидуальном порядке ( на каждого ребенка есть специально для него отведенные в течении недели 15-20 минут, когда они могут прийти на консультацию по любому вопросу, связанному с подготовкой к аттестации). Где взять время учителю? Да, временем придется пожертвовать, но зато, провожая на экзамен, ты уверен, что все, что от тебя зависело, ты сделал.
В процессе подготовки к тестовым заданиям хорошо использовать подачу материала блоками, в чём помогает метод инфографики, так как старшеклассники получают материал в полном объёме и в дальнейшем могут использовать её в качестве шпаргалок для выполнения тренировочных упражнений. Создаем кейсы по каждому блоку, по каждой теме, отдельно теория и практика ( в кейс входят и таблицы, и схемы, презентации как учителя, так и ребят, и видеоуроки с интернетсайтов)
В результате эффективного совмещения этих двух методов, каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через определенное время.
По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата, на который способен»
Тематические кейсы для самостоятельной работы
Кейс 1-3 "Информационная обработка текста"
-
презентация, видеоконсультация
-
практические задания, самоконтроль
-
урок 1, урок 1-3 от центра онлайн-обучения Coursive.
Кейс 4 "Орфоэпические нормы"
-
орфоэпический словник и орфоэпическое лото
-
мнемонически-орфоэпический словарь
-
практические задания, самоконтроль
-
урок 4 от центра онлайн-обучения Coursive.
Кейс 5 "Лексические нормы. Паронимы."
-
словарики паронимов, тематические презентации
-
практические задания, самоконтроль
-
"Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (часть 5.1, часть 5.3)
-
урок 5 от центра онлайн-обучения Coursive.
Кейс 7 "Грамматические нормы (уровень слова и словосочетания)"
-
теоретический материал,тематические презентации
-
практические задания, самоконтроль
-
урок 6-7(ч.1) от центра онлайн-обучения Coursive
-
"Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 6)
Кейс 8 "Грамматические нормы (уровень предложения)"
-
теоретический материал; практические задания, самоконтроль
-
тематическая презентация учителя русского языка Н.Г.Харлановой
-
тематический видеоурок (Школа русской словесности "Самарус")
-
урок 6-7(ч.2) от центра онлайн-обучения Coursive.
-
"Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 8)
Кейс 9 "Правописание корней"
-
теоретический материал; видео-консультация
-
практические задания, самоконтроль
-
урок 8 от центра онлайн-обучения Coursive
Кейс 10 "Правописание приставок"
-
теоретический и практический материал; алгоритм выполнения
-
урок 9 от центра онлайн-обучения Coursive
-
Кейс 4 ОГЭ по русскому языку
Кейс 11 "Правописание суффиксов"
Кейс 12 "Правописание глагольных форм"
-
теоретический материал; практические задания, самоконтроль
-
урок 11 от центра онлайн-обучения Coursive
-
открытый банк заданий по теме "Глагольные формы" (Елисеев Д. Г.)
-
"Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 11)
Кейс 13 "Правописание НЕ и НИ"
-
теоретический материал; практические задания, самоконтроль
-
открытый банк заданий по теме "Правописание НЕ и НИ» (Елисеев Д. Г.)
-
урок 12 от центра онлайн-обучения Coursive
-
"Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 12)
Кейс 14 "Слитные, раздельные, дефисные написания"
-
теоретический материал; практические задания, самоконтроль
-
открытый банк заданий по теме (Елисеев Д. Г.)
-
урок 13 от центра онлайн-обучения Coursive
-
"Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 13)
Кейс 15 "Правописание слов с -н- и -нн-"
-
теоретический материал; практические задания, самоконтроль
-
открытый банк заданий по теме "Правописание Н и НН» (Елисеев Д. Г.)
-
урок 14 от центра онлайн-обучения Coursive
-
"Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 14)
Кейс 16 "Знаки препинания в СПП и ПП с однородными членами"
Кейс 17 "Знаки препинания в предложениях с обособленными членами"
Кейс 18 "Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями"
Кейс 19 "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Кейс 20 "Знаки препинания в предложении с разными видами связи"
Кейс 25 "Средства связи между предложениями в тексте"
Кейс 26 "Выразительные средства текста"
Сайты-спутники:
https://zhulanova.jimdofree.com/итоговая-аттестация/тематические-кейсы/