СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс технологий при подготовке к итоговой аттестации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается вопрос об использовании кейс технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс технологий при подготовке к итоговой аттестации»

Использование кейс – технологий как эффективный метод

при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.

Поэтому считаю необходимым знакомить учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.

Но подробнее хочу остановиться на Использование кейс – технологий как эффективного метода

при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.



В России данная кейс- технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Название технологии произошло от casus (лат) – запутанный необычный случай; или от case (англ) – портфель, чемоданчик. я бы назвала это архив ,где хранятся все пакеты документов по определённой теме. Этимология отражает суть технологии. Педагог предлагает пакет документов (кейс)

ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;

предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;

даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;

выпускник может планировать время работы над данной темой;

И в конечном результате кейс-метод предполагает, что, во- первых,к концу учебного года у выпускников 10 класса накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который они могут использовать для  повторения и подготовки к экзамену, во-вторых, каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда.









Алгоритм работы над кейсом сложный и трудоемкий, включает в себя следующие этапы:

сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, как выявить эту проблему, каким способом можно её сформулировать;

принятие решений: выбор основной проблемы; формулировка, выделение проблемы в форме вопроса;

рассмотрение альтернатив: выступление представителей группы с предложением своей проблемы, выбор  одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем;

Представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку можно выделить  различные уровни сложности заданий: 1)выполнение задания тестовой работы; 2) выполнение творческого задания части С (на втором этапе кейс является более эффективным методом).

Основными критериями для разработки кейса длячасти С  должно стать:соответствие содержанию спецификации; определение задач в строгой последовательности с кодификатором;достаточный уровень осведомленности учащихся;наличие у выпускников опыта групповой  работы.

К планируемым результатам освоения учебного материала при формулировке проблемы исходного текста относятся:

предметные:

- знание понятия «проблема текста», умение работать с рече­вым клише для определения проблемы, установление связи про­блемы, обсуждаемой автором текста, с темой;

метапредметные:

- умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать;

- умение работать с разными источниками информации при подготовке индивидуального задания, отбирать и систематизиро­вать материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Для работы в группе важно определить, правильно ли сформулированы проблемы в сочинениях к текстам? ( кейс с алгоритмом); вспомнить, что такое проблема? Чем она отличается от темы? Сколько проблем можно найти в предложенном тексте? Со всеми ли найденными проблемами нужно работать?Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.Как понять, что данная проблема основная; обсудить результаты работы ( кейс «Алгоритм работы»); пользуясь кейсом «Сочинение на 100 баллов» (критерии оценивания ответа на задание 27), оценить работу каждого участника.

Я работаю с группами по 6-7 человек, в каждой группе есть те, кому выполнение задания 27 не доставляет особых усилий и те, для кого написание любой творческой работы – серьезная проблема. У каждой группы свой определенный день недели и время для консультаций и обсуждений написанных работ. Начинаем консультацию с зачитывания написанных дома сочинений по предложенному тексту сначала ребятами, у которых, по их мнению, получились не очень удачные работы по разным причинам ( не поняли поднятую проблему, не могли сформулировать, подобрать аргументы и т.д.), эти работы обсуждаются, корректируются членами группы, зачитываются фрагменты из других сочинений для доказательства своей точки зрения. Иногда начинаем с работ сильных учеников ( чаще всего это происходит в случае анализа сложного текста). Я нахожусь в качестве независимого эксперта и, если ситуация заходит в тупик, прихожу на помощь. Ребята делают пометки в своих работах, корректируют их, исправляя не только содержание, но и речь, грамматику, орфографию, пунктуацию (обращаясь при необходимости к соответствующим папкам – кейсам). Еще раз, используя кейс с критериями оценивания ответа на задание 27, проверяем сочинения поэтапно, оцениваем, выставляем баллы. Выдаю новые тексты для анализа, а тем, у кого предыдущая работа оценена как «незачет», переписывают, используя рекомендации и понравившиеся варианты товарищей из группы (либо берут другой текст с подобной проблемой). Переписанные работы приносят уже в индивидуальном порядке ( на каждого ребенка есть специально для него отведенные в течении недели 15-20 минут, когда они могут прийти на консультацию по любому вопросу, связанному с подготовкой к аттестации). Где взять время учителю? Да, временем придется пожертвовать, но зато, провожая на экзамен, ты уверен, что все, что от тебя зависело, ты сделал.

В процессе подготовки к тестовым заданиям хорошо использовать подачу материала блоками, в чём помогает метод инфографики, так как старшеклассники получают материал в полном объёме и в дальнейшем могут использовать её в качестве шпаргалок для выполнения тренировочных упражнений. Создаем кейсы по каждому блоку, по каждой теме, отдельно теория и практика ( в кейс входят и таблицы, и схемы, презентации как учителя, так и ребят, и видеоуроки с интернетсайтов)

В результате эффективного совмещения этих двух методов, каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат  приходит не сразу, а через определенное время.

По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата, на который способен»





Тематические кейсы для самостоятельной работы

Кейс 1-3 "Информационная обработка текста"

  • презентация, видеоконсультация

  • практические задания, самоконтроль

  • урок 1урок 1-3 от центра онлайн-обучения Coursive.

Кейс 4 "Орфоэпические нормы"

  • орфоэпический словник и орфоэпическое лото

  • мнемонически-орфоэпический словарь

  • практические задания, самоконтроль

  • урок 4 от центра онлайн-обучения Coursive.

Кейс 5 "Лексические нормы. Паронимы."

  • словарики паронимов, тематические презентации

  • практические задания, самоконтроль

  • "Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (часть 5.1часть 5.3)

  • урок 5 от центра онлайн-обучения Coursive.

Кейс 7 "Грамматические нормы (уровень слова и словосочетания)"

  • теоретический материал,тематические презентации

  • практические задания, самоконтроль

  • урок 6-7(ч.1) от центра онлайн-обучения Coursive

  • "Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 6)

Кейс 8 "Грамматические нормы (уровень предложения)"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

  • тематическая презентация учителя русского языка Н.Г.Харлановой

  • тематический видеоурок (Школа русской словесности "Самарус")

  • урок 6-7(ч.2) от центра онлайн-обучения Coursive.

  • "Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 8)

Кейс 9 "Правописание корней"

  • теоретический материал; видео-консультация

  • практические задания, самоконтроль

  • урок 8 от центра онлайн-обучения Coursive



Кейс 10 "Правописание приставок"

  • теоретический и практический  материал; алгоритм выполнения

  • урок 9 от центра онлайн-обучения Coursive

  • Кейс 4 ОГЭ по русскому языку

Кейс 11 "Правописание суффиксов"

  • теоретический и практический  материал

  • Кейс 5 ОГЭ по русскому языку

  • тематический видеоурок

Кейс 12 "Правописание глагольных форм"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

  • урок 11 от центра онлайн-обучения Coursive

  • открытый банк заданий по теме "Глагольные формы" (Елисеев Д. Г.)

  • "Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 11)

Кейс 13 "Правописание НЕ и НИ"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

  • открытый банк заданий по теме "Правописание НЕ и НИ» (Елисеев Д. Г.)

  • урок 12 от центра онлайн-обучения Coursive

  • "Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 12)

Кейс 14 "Слитные, раздельные, дефисные написания"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

  • открытый банк заданий по теме (Елисеев Д. Г.)

  • урок 13 от центра онлайн-обучения Coursive

  • "Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 13)

Кейс 15 "Правописание слов с -н- и -нн-"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

  • открытый банк заданий по теме "Правописание Н и НН» (Елисеев Д. Г.)

  • урок 14 от центра онлайн-обучения Coursive

  • "Прогулки по ЕГЭ" с Алексеем Тихоновым (задание 14)

Кейс 16 "Знаки препинания в СПП и ПП с однородными членами"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

Кейс 17 "Знаки препинания в предложениях с обособленными членами"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

Кейс 18 "Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

Кейс 19 "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

Кейс 20 "Знаки препинания в  предложении с разными видами связи"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

Кейс 25 "Средства связи между предложениями в тексте"

  • теоретический материал; практические задания, самоконтроль

Кейс 26 "Выразительные средства текста"

  • теоретический материал

  • И.К.Путилина "Средства художественной изобразительности на ЕГЭ"

  • практические задания, самоконтроль



Сайты-спутники:

https://zhulanova.jimdofree.com/итоговая-аттестация/тематические-кейсы/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!