Прокопьева Любовь Александровна,
заместитель директора
по научно-методической работе,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №7»
Тема мастер – класса
«Использование кейс-технологии в обучении русскому языку и литературе».
Одним из главных требований обновлённых ФГОС для обучающегося средней школы является овладение коммуникативной компетенцией, которая реализуется посредством обучения говорению. Говорение, как один из видов речевой деятельности, необходимо развивать у обучающихся посредством различных приемов, методов и технологий.
На современном этапе развития педагогической науки существует множество эффективных технологий обучения, методов и приемов. На уроках русского языка и литературы нашли широкое применение проектная, технология проблемного обучения, квест – и кейс-технологии.
В рамках обучения русскому языку и литературе, на наш взгляд, наиболее эффективной является кейс-технология. Ее суть – в анализе проблемной ситуации, с которой ученики могут столкнуться в реальной жизни, поиск решения данной проблемы может происходить несколькими путями. Эта технология не подразумевает активного участия педагога в реализации упражнений и заданий, педагог здесь выступает в роли проводника, наставника, «компаса». Он направляет, корректирует работу, при необходимости готов дать обратную связь.
Кейс-технология развивает способность находить несколько решений поставленной проблемы и мотивирует к всестороннему её рассмотрению. Результатом успешно выполненного задания, построенного по принципу технологии кейса, является решённый кейс.
В этой технологии школьники получают определенный набор материалов заданий, они имеют возможность спокойно над ними подумать, а уже потом представить свою работу. Кейс-техология позволяет школьникам применить полученные знания на практике. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и получению информации, которая в жизни может оказаться нужной. В процессе работы над кейсами у ребят развиваются коммуникативные, аналитические и творческие умения.
К методам кейс-технологий относятся метод ситуационного анализа, метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование, метод дискуссии.
Учитель создает кейсы, делит учеников на группы, знакомит их с ситуаций, а также с системой оценивания и сроками выполнения заданий.
В своей работе я использую несколько видов кейсов:
Печатный кейс (это графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации).
Мультимедиа –кейс.Кейс можно использовать как при дискуссии, так и при опросе,
в качестве зачетов и домашних заданий.
План работы с кейсом.
Ознакомление с содержанием кейса (ознакомление может происходить в классе на предыдущем уроке или дома).
Работа по обсуждению кейса (формулирование вопросов).
Руководство дискуссией (вовлечение всех обучающихся в диалог, поддержание эмоционального настроя, недопущение конфликтов).
Оценка выступлений активных обучающихся.
Итоги дискуссии.
При использовании кейс-метода в своей практике я учитываю уровень подготовленности обучающихся. Для слабых детей составляем другой кейс.
В результате кейс-технология способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и доказывать свою точку зрения. С помощью этого метода обучающиеся научаться работать в группе, находить правильное решение поставленной проблемы, коммуникации.
Итак, рассмотрим примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.
КЕЙС №1 (Русский язык)
Твои одноклассники Толя, Кирилл и Витя разделили прецедентные тексты и имена по группам. Каждый из детей допустил ошибку. Найди ошибку в каждой группе, аргументируй свой ответ.
Материалы к кейсу
Прецедентные тексты – тексты, на которые ссылаются многие, поскольку считают их важными для данной культуры (пословицы, поговорки, афоризмы).
Типология прецедентных текстов с примерами
не наблюдают», «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?», « Отчего люди не
летают?», « Лучше меньше, да лучше», « Жди меня, и я вернусь»;
строки из популярных песен типа «У природы нет плохой погоды», «Вот
новый поворот»; реплики героев кинофильмов, например: «Надо, Федя, надо»;
царстве», «Дети Арбата», «Тришкин кафтан»; «Не ждали» (название картины И.
Е. Репина), «Лунная соната» (название музыкального произведения Л. -В.
Бетховена), «Кавказская пленница» (название кинофильма Л. Гайдая); названия
популярных телепередач: «Очевидное - невероятное», «Поле чудес» и т. д.
пословицы - «Худой мир лучше доброй ссоры», «Чему учился, тому и
пригодился», « Знай больше, а говори меньше».
поговорки - Как снег на голову, Когда рак на горе свистнет, Лыка
не вяжет, Остаться у разбитого корыта, Подвести под монастырь, Семь пятниц
на неделе, Собака на сене.
Толя: Поступай всегда по совести; На золотом крыльце сидели:Царь,
царевич, король, королевич; Берись дружно — не будет грузно.
Кирилл: Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар; Кто рано
встает, тому бог подает; Эники-беники ели вареники.
Витя: Рыльце у тебя в пуху; У сильного всегда бессильный виноват;
Слона-то я и не приметил; Глаза боятся, а руки делают; Попрыгунья
Стрекоза лето красное пропела.
КЕЙСЫ №2 (Литература)
Самый простой пример кейса: обучающиеся получают отрывок текста, который несёт в себе нравственную проблему. Перед ними задача: предугадать дальнейшее развитие событий. Рассказ Николая Лескова «Станционный смотритель», где основой анализа может стать поступок главного героя Постникова, который оказывается в ситуации нравственного выбора. После дискуссии участникам можно дать текст – концовку данного произведения для соотнесения личных ощущений с авторским. На уроках литературы кейсы также могут быть разной степени сложности.
Кейс по стихотворению С.А.Есенина «Пороша»
Задания кейса и рабочие материалы:
1. Режим работы с кейсом
2. Критерии оценивания работы по этапам
3. Стихотворение С.Есенина «Пороша»
4. Схема анализа стихотворения
5. Задание по составлению синквейна о зиме.
1. Режим работы с кейсом
1. Послушайте, а затем прочитайте стихотворение С.Есенина «Пороша» - 5 минут
2. Ознакомьтесь с критериями оценивания работы – 3 минуты
3. Проанализируйте стихотворение – 7-10 минут
4. Составьте синквейн о зиме – 5 минут
2. Критерии оценивания кейса
Стихотворение проанализировано по плану, не пущены пункты анализа | 0-1 б |
Дан полный анализ стихотворения | 0-2 б |
Составлен синквейн о зиме | 0-1б |
Синквейн составлен правильно | 0-1б |
3. Стихотворение С.Есенина «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
4. Примерный план анализа стихотворения:
Тема
Идея
Жанр
Основной мотив
Композиция
Основные образы
Изобразительные средства
5. Создайте синквейн на тему «Зима»
Правила составления синквейна –
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.
Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек
выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Итак, подведем итоги. Кейс –технология - это одна из форм, положительно влияющих на процесс обучения: мотивирует получению новых знаний, формирует познавательный интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельность и формирует познавательную мотивацию, что очень важно для современного образования.