Использование хороводов
и хороводных игр в работе
с дошкольниками
АНО ДО "Планета детства "Лада"
ДС № 161 “Лесовичок”
Королёва Наталья Геннадьевна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Хоровод –
форма организации
детской деятельности.
пение
движение
игра
пение
движение
игра
Хоровод – это не только пение, движение под музыку, не только игра. Это одновременное действие, все выполняется в единстве.
Разноплановое воздействие
хороводов и хороводных игр
на здоровье:
физическое
психическое
социальное
Формы хороводов
и хороводных игр.
Круговые
«Вербочка»
«Золотые ворота»
Линейные
«Пахари и жнецы»
«А мы просо сеяли»
Игра «Зоренька заря».
Раз, два, три косы заплети
«Пахари и жнецы»
игровое действие
«Кто кого перетянет»
Завивальный хоровод «Капустка»
Формирование репертуара
Содержание хороводных игр и
хороводов сориентировано на
создание психологического комфорта
и эмоционального благополучия
каждого ребенка. Репертуар подобран
из музыкальных произведений народной и авторской современной музыки.
Примерное планирование
хороводов и хороводных игр.
Программное содержание
репертуар
1 квартал
Вторая младшая группа
2 квартал
Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Выполнять несложные правила: догнать, убежать, выбрать. Орнаментальный хоровод: ходить по кругу в одну сторону, взявшись за руки, делать «воротики», пробегать под ними.
3 квартал
«Пошла коза по лесу»
«Ходит Ваня»
«Заинька выходи»
Примерное планирование
хороводов и хороводных игр.
Программное содержание
репертуар
1 квартал
Средняя группа
2 квартал
Учить детей импровизировать в действиях и ответах. Учить выполнять действия под текст потешки. Усложнять правила: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Хоровод: менять направление в кругу, разрывать круг по окончании мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот.
3 квартал
«Огуречик-огуречик», «У медведя во бору»
«Скок – скок –поскок»
«Петя- петушок», «Жучок-паучок»
Примерное планирование
хороводов и хороводных игр.
Программное содержание
репертуар
1 квартал
Старшая группа
2 квартал
Вызывать желание участвовать в играх с театральными действиями. Усложнять правила: какие-либо действия выполнять в определенном порядке. Учить сочетать движения рук и ног. Импровизировать движения в соответствии с содержанием песни. Хоровод: «по солнцу», «против солнца», два круга в разные стороны; двигаться цепочкой, словно нитка вокруг столба и в обратном направлении.
3 квартал
«Мельни-ца», «В сову»
«Клубочек»«Метели-ца», «Зайка» (выход есть из огорода)
«Родничок», «Гори ясно», «Медведь» (Ах, ты мишенька-медведь, что ты вздумал реветь)
Примерное планирование
хороводов и хороводных игр.
Программное содержание
репертуар
1 квартал
Подготовительная группа
2 квартал
Активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом. Усложнять правила и предлагать другие варианты игр. Хоровод: «плетень», «улитка», «заплетающийся плетень» (капустка), «нитка с иголкой».
3 квартал
«Зоренька-заря», «Селезень и утка», «Вишенку я брала», «Капустка»
«Вдоль по улице метелица метет», «Арина»
«Веснянка», «Золотые ворота», «Бояре», «Во поле береза стояла..»
Обучение играм и хороводам направлено:
на развитие музыкального восприятия, стремления двигаться в соответствии с характером хороводной песни, формой хоровода; умению двигаться легко и пластично, синхронно повторять движение и пение;
на формирование социальных навыков согласования, объединения, взаимодействия друг с другом, развитие чувств; коллективизма и умения действовать по правилам;
на создание положительного эмоционального фона, благотворно действующего на психологическое и психофункцональное состояние ребенка, который, включаясь в коллективный игровой процесс, получает от этого удовольствие;
на формирование любви к народной игре, приобщение детей к истокам народной музыки – хороводу.
При обучении
используются методы:
наглядный
словесный
практический
Этапы разучивания
хороводов и хороводных игр :
первоначальное ознакомление
с игрой
последующее ее разучивание
и закрепление в повторных занятиях
Первый этап:
создать атмосферу заинтересованности
увлечь первыми впечатлениями
вызвать желание играть
объяснить значение
непонятных детям слов
Второй этап:
предварительное усвоение песни
разучивание отдельных элементов
движений
освоение навыка пения с движением
работа над качеством пения и движений, точностью, выразительностью
При разучивании хороводной песни, используются следующие приемы:
проговаривать фразы на распев
на одном звуке в ритме песни
пение мелодии без музыкального сопровождения
выбор удобной тональности, учитывая вокальные возможности детей
Третий этап:
стимулировать творчество детей, введением элементов борьбы, состязания
самостоятельное исполнение игры, непринужденно, выразительно, сознательно
Искренняя включенность педагога в игру
Эффект использования хороводов и хороводных игр:
хороводы и хороводные игры помогают детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и психофункциональное состояние человека;
в музыкальном плане – совершенствуется координация движения с пением, появилось понимание устремленности музыкальной фразы к завершению, к тонике;
в физическом плане - дыхание стало более экономным: если в начале использования хороводов дети пропевали на одном дыхании короткую фразу, то сейчас умеют распределять дыхание на длинную фразу;
у детей появилось желание использовать хороводные игры в самостоятельной деятельности, проявляя инициативу при распределении обязанностей, следить за правилами игры.
Хороводные игры , основанные на взаимосвязи музыки и движения, являются источником положительных эмоций, формируют нравственные качества личности, закладывают первоначальные основы общей культуры и способствуют сохранению и укреплению здоровья детей
Спасибо за внимание!