«Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников»
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
Вопросы финансовой грамотности и решения этих вопросов путём применения художественной литературы достаточно интересны и многогранны, никогда точно не знаешь, как откроется тот или другой вопрос, учитывая программу, требования, интересы родителей, детей и пути его решения.
В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор - сказки, потешки, пословицы, поговорки.
Чтобы обучение давалось детям проще и интереснее, педагогу необходимо разбирать различные финансовые ситуации в сказках или рассказах художественной литературы.
Путешествие в мир финансов – интересное и увлекательное занятие, которое понравится дошколятам. Они с большим удовольствием будут осваивают азы экономик, играя в дидактические и сюжетные игры, разгадывая кроссворды, коллекционируя монеты и т.д.
Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.
Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Со сказки начинается наше знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке происходит расширение понятий и представлений детей об окружающем мире, развиваются социальные навыки (дружелюбие, терпение, стремление помочь, общительность, потребность делиться, усердие, необходимые для полноценного развития финансово грамотной личности.
Функции сказок
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений,
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми.
Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, воспитатель должен поставить перед собой:
Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.
В соответствии с целью поставить задачи:
1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.
2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).
5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».
Принципы построения работы:
- возрастное соответствие –предлагаемые произведения учитывают возможности детей данного возраста;
- доступность предлагаемого материала.
- системность и постепенность его усвоения.
- наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
Этапы работы со сказкой
1 этап – определиться с вопросами финансовой направленности, короткими диалогами, подбором иллюстраций (картинок с изображением сказочных героев и их действий).
2 этап – дети осваивают содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
3 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
В качестве средств экономического воспитания использовать:
- сказочные персонажи;
- игровые формы;
- чтение произведений с дальнейшим их обсуждением;
- создание проблемных ситуаций;
- развивающая среда.
Методы:
• Словесный метод - это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев;
• Метод наглядности - использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному.
Функции сказки:
- помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях;
- позволяет выделить существенное, характерное в объекте; - знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему;
- формирует умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи;
- помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
1. Сказки, раскрывающие потребности - в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении и возможности их удовлетворения
К этой категории можно отнести следующие сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная мельничиха», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Как коза избушку построила», «Морозко», «Каша из топора», «Телефон», «Жадная старуха». С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей: материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
2.Сказки, отражающие труд
К этой категории относятся сказки: «Терем – теремок», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Хаврошечка», «Мужик и медведь», «Так сойдет», «О том, как труд лень победил», «Краденым сыт не будешь», «Воловий труд», «Терешечка», «Про нужду», «Федорино горе», «Трое из Простоквашино». В процессе, работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки;
3.Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства (сказка «Колобок», Курочка Ряба»)
4. Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство.
Это такие сказки, как: «Муха - Цокотуха», «Кот в сапогах», «Чужие деньги», РНС «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», «Дудочка и кувшинчик». «Огниво», «Али-баба и сорок разбойников», «Золотая антилопа», «Золотой ключик или приключение Буратино». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.
5. Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость:
«Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Чудесный мешочек», «Чудесная рубашка», «Сынок-с-кулачок», «Как кот ходил с лисом сапоги покупать», «Хитрая наука», «Аленький цветочек», «Как барин овцу купил».
6.Сказки, знакомящие с понятием «реклама».
«Как мужик корову продавал» цель сказки раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем, что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
Дети, знакомясь с основами экономики через сказки, учатся не только слушать и рассказывать сказки, но и понимать содержание сказочных произведений, выражающих их эмоциональное отношение к сказочным персонажам, изучать способы общения с фантастическими персонажами, принимать ценные решения о действиях персонажей с «экономических» позиций.
Пословицы и поговорки – это еще один способ освоить финансовую грамотность детям. Они также способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевых, интеллектуальных, и творческих способностей детей. Пословицы кратки, просты и несут в себе глубинный смысл, который помогает понять устройство нашего мира. Они прививают интерес к устному народному творчеству. Расширяют кругозор. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. В пословицах можно увидеть разную философию русского народа в отношении денег.
Например, в поговорке «Не в деньгах счастье», говорится, как совет беречь здоровье, а также с осуждением, когда кто-либо в ущерб здоровью старается больше заработать денег.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Хорошо иметь много друзей. Даже, если у тебя не будет денег, то родственники, друзья и близкие люди всегда помогут, чем смогут.
Русские поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит наших детей полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.
Ответить на многие детские вопросы помогут детские книги о финансовой грамотности. В данной подборке книг увидите, что это совсем не сложно и даже если у вас самих пробел в этом вопросе, то читая совместно с ребенком, заодно повысите и свои знания.
1. «Волшебный банкомат», Татьяна Попова и Анастасия Булавкина
2. «Как рассказать детям о деньгах», Сергей Биденко и Ирина Золотаревич
3. «Приключения Нодди в игрушечном городе», Энид Блайтон
4. «Дети и деньги», Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко
5. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей», Елена Ульева
6. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами», Джолайн Годфри
«Волшебный банкомат», Татьяна Попова и Анастасия Булавкина
Книга познакомит ребёнка с занимательным миром денег, труда и хозяйства. В компании с главными героями читатель отправится на экзотический остров, чтобы постичь основы экономического мышления. Сказочный сюжет, исторические справки и игровые задания помогут малышу найти ответ на вопрос «Для чего нужны деньги?». Перед каждой главой размещены рекомендации, которые подскажут родителям, на что обратить внимание ребёнка при совместном чтении. Для дошкольного и младшего школьного возраста.
«Как рассказать детям о деньгах», Сергей Биденко и Ирина Золотаревич
Эта книга — для вас, родители. Теперь вы сами обучите своих детей и всю семью финансовой грамотности. Книга состоит из подборки удачных и приятных игр, которые принесут пользу всей семье. Игры и задания адаптированы под разные периоды развития ребенка.
«Приключения Нодди в игрушечном городе», Энид Блайтон
Сказка о говорящем деревянном человечке Нодди, который встретил гнома Большеуха и отправился вместе с ним в Игрушечную страну. Они стали настоящими друзьями, гном Большеух помогал Нодди построить дом из игрушечных кубиков и кирпичей, поймать воришек, которые угнали автомобили, их ждет много приключений.
«Дети и деньги», Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко
Тимур Мазаев (финансист по образованию эксперт по семейным финансам) в книге делится своими знаниями и мыслями, исходя из собственного опыта, успехов и неудач, из наблюдений за многочисленными друзьями подкастов от лучших в мире гуру по финансам и воспитанию детей. Одним словом, это материал! Но чтобы сделать эту книгу особенно полезной, именно для родителей, он пригласил, в качестве соавтора Елизавету Филоненко (семейного психолога), чтобы она дала свои комментарии по наиболее важным тезисам данного издания.
«Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей», Елена Ульева
Это книга, которая рассказывает детям о том, что такое деньги, откуда они берутся, как их беречь и зарабатывать.
На примере поучительной истории о зайце, который открыл производство морковки, ребёнок получит первые знания об экономике. А с помощью практических заданий он освоит навыки ведения бизнеса.
Из книги ребёнок узнает:
что такое деньги и откуда они берутся;
почему нужно хорошо уметь считать;
что такое «экономика в семье» и почему так важно разделять понятия «хочу» и «надо»;
как сделать шаг на пути к достижению своей мечты.
«Как научить ребёнка обращаться с деньгами», Джолайн Годфри
Эта книга поможет выработать у ребёнка в период с 5 лет до 18 лет десять ключевых навыков обращения с деньгами, сделать его бережливым и научить принимать ответственные решения, распоряжаясь деньгами.
В основе успешного финансового воспитания ребёнка лежит несколько ключевых принципов:
Деньги — не цель, а средство для достижения и сохранения независимости.
Экономить — хорошо, копить деньги ради самих денег — плохо.
Тратить следует с умом и в соответствии с индивидуальными возможностями.
«Дети и деньги», Евгения Блискавка
Часто ребёнок сталкивается с семейным бюджетом впервые в магазине: слёзы с просьбой купить понравившуюся игрушку и жёсткое мамино «сейчас денег нет». Но даже трёхлетнему малышу можно и нужно объяснять о планировании покупок, ведь это — первый шаг к финансовой свободе в будущем. Книга расскажет, как лучше начать учить чадо взаимодействию с деньгами, научит разумно тратить и копить.
В заключение хочется отметить, что книга является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и ситуации.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период формирования финансовой грамотности будущего гражданина. И я уверена, что сказка поможет сделать процесс экономического образования интересным и доступным.