СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компетентностно-ориентированных заданий для развития речевых умений учащихся на уроках русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья была напечатана в сборнике республиканской конференции "Инновационная образовательная практика как ресурс развития"

Просмотр содержимого документа
«Использование компетентностно-ориентированных заданий для развития речевых умений учащихся на уроках русского языка в 5 классе»

1


Использование компетентностно-ориентированных заданий для развития речевых умений учащихся на уроках русского языка в 5 классе


Тылецкая А.В.,

учитель русского языка и литературы

государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Почаповская детский сад-средняя школа» Барановичского района

Сегодня процесс обучения требует усиления связи с реальной жизнедеятельностью обучающихся, практической ориентированности. Методологическую основу для реализации данных принципов составляет компетентностный подход.

А.В.Хуторской отмечал, что компетентностный подход в обучении, в процессе реализации которого формируются ключевые компетенции, не отрицает значение усвоения предметных знаний, а акцентирует внимание на степени их актуализации. Для того, чтобы убедиться, что учащийся освоил те или иные сведения на требуемом уровне, следует предложить ему те задания, которые позволят работать с информацией, доказывать, задавать вопросы, выделять главное. Задания такого типа повышают мотивацию к учёбе, создают условия для использования полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях, дают возможность соотносить своё мнение с мнениями других.

Именно такими возможностями обладают компетентностно-ориентированные задания, которые позволяют учащемуся последовательно и поэтапно осваивать в процессе работы с информацией следующие этапы, как ознакомление – понимание – анализ – синтез – оценка. Особенность этих заданий заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер и предполагают наличие системы необходимых конкретных предметных знаний.

Компетентность как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.

Мой педагогический стаж составляет 23 года. Наряду с русским языком и литературой я преподаю и немецкий язык, поэтому считаю, что эти два языка должны изучаться так, чтобы сделать возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми – носителями разных языков в контексте диалога национальных культур. Главным видом деятельности на уроках немецкого языка является говорение. По моему мнению, и на уроках русского языка должны создаваться ситуации общения, при помощи которых у учащихся формируются умения передавать свои мысли и чувства. Поэтому, моя задача, как педагога, создавать оптимальные возможности для речевого поведения в условиях моделирования ситуации коммуникации.

Реализация компетентностного подхода требует обновления не только цели, результата, но и содержания образования, а также методов, форм, технологий и средств обучения и воспитания.

Проблема состоит в том, что учащиеся не умеют практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Использование компетентностно-ориентированных заданий открывает широкие возможности для самостоятельной работы учащихся, для развития их творческих способностей и компетенций (языковой, речевой, коммуникативной, лингвокультурологической, социокультурной). Выполнение заданий поискового характера активизирует творческие способности, позволяет радоваться успехам, проверить свои силы, развивать навыки самосовершенствования.

Я взяла эту тему именно в 5 классе, потому что считаю, что в любом виде работы должен быть системный подход. Кроме того, учащиеся 5 класса заинтересованы в хороших оценках, слушают, а главное, выполняют требования и пожелания учителя, они стремятся узнавать новое. Именно дети этого возраста отличаются высокой восприимчивостью и достаточно легко обучаются. Кроме того, выбор класса и отбор дидактического материала обусловлен и тем, что на ІІ ступени общего среднего образования осуществляется допрофильная подготовка учащихся, нацеленная на формирование у них предметных и метапредметных компетенций, внутренней мотивации учебной деятельности, развитие устойчивого интереса к предмету, что впоследствии приведёт к тому, что учащиеся выберут русский язык в качестве профильного предмета.

В 5 классе изучают такие разделы языка, как фонетика, орфография, лексика и фразеология, единицы которых активно используются в синтаксисе для реализации его коммуникативной и познавательной функций. Эти разделы я изучаю во взаимосвязи с другими разделами языка и на основе текста. Большинство моих заданий составлено с опорой на определённый текст. Стараюсь составлять задания по уровню сложности, могу изменить формулировку задания, дополнить, заменить более подходящим в зависимости от подготовки учащихся.

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку обязательно должны содержать следующие составляющие:

1) описание жизненной речевой ситуации, в которой возникла определённая проблема:

Катя сочинила рассказ об осеннем дне. Но одноклассникам её рассказ не понравился.

2) формулировку конкретного задания для выполнения его учащимися:

Прочитайте рассказ. Что не так в этом рассказе? Помогите Кате исправить рассказ.

3) учебные, информационные, дополнительные материалы, которые понадобятся учащемуся для выполнения задания:

Идёт мелкий дождь. Дует ветер и разносит по земле семена деревьев и трав. Позже восходит солнышко. Первой пожелтела берёза. Галки стаями летят из опустевшего сада. Осина расцветилась красными, багровыми и золотистыми листьями. Но порывистый ветер сбрасывает и это последнее убранство.

4) информацию для самоконтроля (ключи, образцы выполнения, модельные ответы):

Модельный ответ

В рассказе Кати нарушено качество речи – последовательность.

В конечном варианте текст будет выглядеть следующим образом:

Идёт мелкий дождь. Дует ветер и разносит по земле семена деревьев и трав. Первой пожелтела берёза. Осина расцветилась красными, багровыми и золотистыми листьями. Но порывистый ветер сбрасывает и это последнее убранство.

Галки стаями летят из опустевшего сада. Позже восходит солнышко.

Я имею возможность самостоятельно подбирать информационные материалы и форму для самоконтроля.

Стимул таких заданий мотивирует учащихся на поисковую работу. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося. Например:

1) Представьте, что вы учитель, и исправьте неверное написание.

2) Прочитайте фразеологизмы. Найдите соответствующую речевую ситуацию каждому фразеологизму.

3) Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Какую из пословиц вы бы выбрали, чтобы доказать важность труда и.т.д?

Модельный ряд позволяет организовать рефлексивную деятельность. Инструмент проверки стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, учащиеся объясняют основания своих знаний и действий, понимают свои ошибки и пытаются их исправить. Именно эти навыки, формируемые в среднем звене, помогают учащимся старших классов быть успешными в учебном процессе.

В отличие от традиционных заданий компетентностно-ориентированные предлагают учащемуся определённую инструкцию, как искать ответ на вопрос, т.е. подключается поисковый элемент. Кроме того, у учащегося не возникает вопроса “А за чем это надо?”.

Компетентностно-ориентированные задания можно использовать при изучении нового материала без предварительного объяснения учителя; при изучении темы через дидактические блоки или расширение информации за счёт дополнительных сведений; при закреплении нового материала и при обобщении изученного материала; при выполнении домашнего задания. Рефлексивный момент заложен в этих заданиях изначально.

Специфика материалов для компетентностно-ориентированных заданий обусловлена содержанием учебной программы по предмету “Русский язык” для 5 класса, необходимостью предъявления информации, содержащей в себе занимательный момент. Важен также подбор жизненных ситуаций, которые приближены к реальному общению и дают возможность применять полученные знания, умения и навыки.

Педагогическая мастерская учителей русского языка, руководителем которой я являюсь, создало учебное пособие для 5 класса, а 2020/2021 учебном году занимается разработкой учебного пособия для 6 класса, куда и включены компетентностно-ориентированные задания. В дальнейшем планируется разработка учебных пособий по всем классам и создание сборника компетентностно-ориентированных заданий и методических рекомендаций по применению данных разработанных материалов в практике учителей русского языка и литературы.

Отсутствие достаточного уровня навыков общения на определенный возрастной момент у учащегося приводит к множеству конфликтов и в семье, и в ученическом коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным учащимся, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

В качестве контрольно-измерительных материалов уровня сформированности коммуникативных умений учащихся на итоговом этапе использовались задания на редактирование деформированного текста (текста, содержащего речевые, грамматические и стилистические ошибки).

Системное применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет эффективно формировать, развивать ключевые и предметные компетенции учащихся; данная методика эффективна, так как учитель может не только прогнозировать развитие той или иной компетентности, но определять уровень сформированности ключевых и предметных компетенций.

Но следует отметить, что данный подход требует затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.

При использовании компетентностного подхода у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Повышение коммуникативной активности учащихся – процесс постоянный, непрерывный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся. Действительно, для повышения коммуникативной активности учащихся следует использовать не один прием, а множество приемов в комплексе, так как ни один из них сам по себе, без других, не может играть решающей роли в повышении коммуникативной активности учащихся.

Мой педагогический опыт организации и проведения определенной работы по повышению коммуникативной активности учащихся на уроках русского языка позволяет сделать следующие выводы:

-содержательно-методическое обеспечение процесса развития коммуникативной активности учащихся целесообразно использовать в комплексе с другими методами обучения (например, игровыми, с использованием ИКТ);

-использование коммуникативно-ориентированных моментов возможно на любом этапе урока;

-необходимо умело и обязательно творчески подготавливать коммуникативно-ориентированные элементы уроков;

-грамотно дозировать применение коммуникативно-ориентированных моментов по тем темам, которые требуют акцента на другие формы урока;

-учителю-филологу необходимо владеть разнообразными приемами развития коммуникативной активности учащихся и умело их применять на уроках русского языка.

Список использованных источников

1. Захарова, С. Н. Компетентностно - ориентированные задания на уроках русской литературы: от проектирования до применения / С. Н. Захарова. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/ glavnaya-stranitsa/1425-kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-na-urokakh-russkoj-literatury-ot-proektirovaniya-do-primeneniya. – Дата доступа: 19.11.2020.

2. Мурина, Л. А., Худенко, Л. А., Игнатович, Т. В. Русский язык. 5-7 классы: дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Л. А. Мурина, Л. А. Худенко, Т. В. Игнатович. – Минск : Аверсэв, 2018. – 128 с.

3. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. – Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.