Научно-исследовательская работа
на тему – «Использование комплексов специальных упражнений
для развития быстроты в футболе»
Исполнитель: тренер-преподаватель Батраков Максим
Актуальность работы. Футбол является одной из самых популярных игр в мире. Сегодня он превратился в общественное и социальное влияние, с каждым годом сохраняя и усиливая своё влияние на миллионы людей.
Большое преимущество футбола с точки зрения педагогики заключается в ее характере как команды, которая развивает дух коллективизма среди футболистов, а также проявление творчества. У игроков есть множество возможностей использовать свои собственные идеи в интересах всей команды.
Особенности игры требуют большой физической подготовки игроков.
Игроки должны бегать, останавливаться, радикально менять направление и скорость, бить по мячу, останавливать его, направлять, координировать свои действия в соответствии с ситуацией. Умение взаимодействовать с партнером, играть в комбинации - вот суть современного футбола.
Современный футбол - спортивная игра, и требования к футболистам самые высокие. Для достижения высоких технических и тактических навыков спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. И одно из наиболее значимых для современного футболиста является быстрота, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности.
Футболист сегодня - это мобильный, хорошо скоординированный спортсмен, быстро мыслящий на поле.
Объект исследования моей работы направлен на процесс развития скоростно-силовых качеств футболистов, где предметом исследования являются комплексы специальных упражнений для развития быстроты в футболе.
Целью исследования работы является практическое изучение влияния специальных упражнений для развития быстроты в футболе.
Для достижения поставленной цели нужно решить несколько задач моего исследования, такие как:
1. Подобрать и изучить литературные источники по выполнению и использованию комплексов специальных упражнений для развития быстроты в футболе.
2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития быстроты футболистов.
3. Подготовить комплекс специальных упражнений для развития быстроты футболистов.
4. Сделать заключение по представленной курсовой работе.
Для проведения своей научно-исследовательской работы мною были подобраны такие методы исследования как: анализ и изучение литературных источников и документов, метод тестирования и логического заключения по представленной теме.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретико-методические аспекты процесса развития быстроты футболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что в футболе понятие быстроты включает в себя скорость перемещения и реакции на мяч и скорость тактического мышления, т.е. способность быстро перемещаться по полю, быстро останавливать мяч, передавать партнеру, производить удар.
Только быстрота обеспечивает численный перевес атакующих над защищающимися в зоне мяча. Только быстрота атаки расстраивает защитную организацию соперника и заставляет его делать ошибки.
Такой вид спорта как футбол требует всего комплекса скоростных способностей, которые включают в себя быстроту простой и сложной реакции, быстроту отдельных двигательных актов и быстроту, проявляемую в темпе, т.е. в частоте движений.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью. Их можно разделить на три основные группы:
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей.
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия.
Разработаны так же и методы развития быстроты, такие как:
- динамических усилий, с применением упражнений скоростно-силового характера;
- повторный, с установкой на выполнение упражнений в максимально быстром темпе;
- облегченных условий при выполнении скоростных упражнений;
- затрудненных условий при выполнении скоростных упражнений;
- игровой метод.
В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры.
Быстроту футболист должен развивать в течение всего года. Весьма полезны и комбинированные тренировки. Упражнения на быстроту действительно эффективны лишь тогда, когда выполняют их с настроением и с полной отдачей.
Важное значение этого качества обязывает уделять много внимания его развитию, применяя наиболее совершенные средства и методы тренировки.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение влияния специальных упражнений на развитие быстроты футболистов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности приступая к разработке методики определения уровня развития футболиста необходимо разработать систему контрольных упражнений, соответствующих специфики тестируемых качеств и основным задачам физической подготовки на данном этапе.
Способности спортсмена к проявлению элементарных форм быстроты оцениваются:
1) по времени простой двигательной реакции, времени реакции выбора и времени реакции на движущийся объект;
2) по скорости выполнения отдельного движения;
3) по частоте движений.
Измерение этих показателей необходимо проводить в специфических условиях, где эти показатели имеют одно из решающих значений.
На втором этапе исследовательской деятельности для получения надежных результатов на практике применяют ряд тестов для футболистов на определения их быстрых спортивных качеств. Перед выполнением предлагаемых тестов необходимо:
1. Ознакомить спортсменов со способом выполнения теста на тренировочных занятиях за несколько дней до проведения исследований.
2. Измерения в тестах выполнять после предварительно проведенной разминки.
3. Местом проведения испытаний должно быть футбольное поле, а испытуемые должны быть одеты в полную футбольную форму.
4. Тесты следует выполнять в одно и то же время в следующей очередности: бег на 30 м, "слалом" с мячом, тест "футбольной поворотливости" и "специальная игровая выносливость".
На третьем этапе исследовательской деятельности анализ помог выявить, что профессиональными тренерами-преподавателями по футболу разработан комплекс упражнений для достижения желаемого результата.
В комплекс упражнений на развитие быстроты входит:
1. Бег со старта из различных положений.
2. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров.
3. Бег с предельной скоростью с «ходу».
4. Быстрый бег под уклон.
5. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами и уходами от встречных веток кустов и деревьев.
Для развития скоростных способностей, в футболе применяются упражнения как с мячом, например, быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м., так и без мяча, например, бег с резкими остановками по сигналу партнера.
Скоростные качества футболиста можно тренировать упражнениями, направленными на скорость старта в просто и сложной ситуации, выработки абсолютной скорости, развитие рывково – тормозных действий, скорости выполнения технических приемов и переключения одного действия к другому.
И в заключении из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Быстрота в футболе крайне важна: быстрый игрок имеет возможность выиграть время и пространство у соперника, а значит, при относительной свободе успешно решать стоящие конкретно перед ним задачи.
В футболе понятие быстроты включает в себя скорость перемещения и реакции на мяч, скорость тактического мышления, т.е. способность быстро перемещаться по полю, быстро останавливать мяч, передавать партнеру, производить удар и др.
Основными средствами развития различных форм быстроты являются специальные упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Методика использования специальных упражнений и тестов способствует достижению высокого уровня скоростных способностей, развитию скоростной выносливости, позволяет рекомендовать тренерам строить свой тренировочный процесс на совершенствования быстроты футболистов для достижения высоких результатов и побед.