СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности посредством контекстных задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта было представлено в 2020 году на методическом объединении учителей математики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности посредством контекстных задач»

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

Сегодня  особо остро встала проблема  продолжающегося снижения интереса школьников к математике. Одна из причин - это отсутствие у школьников понимания ценности и значимости математики в решении практических, реальных жизненных проблем. Большинство видят в математике лишь однообразный тренаж по подготовке к тестам и бессмысленную зубрежку большого количества формул и теорем. В жизни же ученики теряются перед практическими задачами или решают их нерационально.

Результаты международного исследования PISA, ЕГЭ и ОГЭ по математике говорят, что ребята ежегодно испытывают затруднения при решении контекстных задач. Анализ КИМов показал, что % таких заданий с каждым годом постоянно возрастает, а сами они усложняются. Например, изучив один из вариантов ОГЭ по математике, мы можем увидеть, что 7 заданий из 26 содержат финансовую составляющую, а 4 являются практико-ориентированными задачами. Если сравнить задания ОГЭ по математике до 2019 г. (ориентированные на Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) и демо версии 2020 г. (ориентированные на ФГОС), то можно увидеть изменение структуры задания КИМ. Больше внимания уделяется контекстным задачам.

Результаты ВПР по математике в 5 классах нашей школы свидетельствуют о том, что наиболее низкие показатели были у ребят при решении логических задач, связанных с покупками, задач на нахождение части от целого и целого по его части, а также при решении текстовых задач на проценты. Стоит отметить, что задания такого типа чаще всего и свидетельствуют об уровне математической грамотности ребенка. Поэтому, изучив контрольно-измерительные материалы для подготовки к ВПР по математике в 5 и 6 классах, я еще раз убедилась в необходимости системного включения контекстных задач в свои уроки.

Во власти учителя школы изменить сложившуюся ситуацию, решить проблему поиска и отбора необходимого и достаточного информационно-методического обеспЕчения такой деятельности.

Поэтому цель работы вижу в оптимизации процесса формирования математической грамотности посредством контекстных задач.

Научить ребят решать контекстные задачи можно через решение практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас.

Исследовав учебники курса математики основной школы, я начала разработку банка заданий контекстных задач с обозначением тех тем уроков, на которых будет логично их включение.

Главная особенность построения образовательной деятельности на уроках математики и внеурочной деятельности – это логическая завершенность. Именно вокруг решения практических задач строится обучение, где происходит постоянное обращение от практики к теории и обратно к практике.

Повышение математической грамотности осуществляется мною в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Как я уже упоминала ранее, анализ содержания курса математики показал возможность включения контекстных задач в различные разделы программы.

Так, например, такие задачи тесно связаны с финансовой грамотностью учеников.

При изучении раздела «Дроби» в 5 классе ввожу понятия «накладная», «налог», «НДС» и рассматриваю задачи, связанные с заполнением документации с привлечением процентных расчетов. А в 6 классе при решении задач на проценты мы знакомимся с понятиями «скидка», «вклад», «налог на прибыль», «ссуда». Причем идет приращение знаний обучающихся. Достаточно эффективно идет работа по включению контекстных задач в 7 классе, так как тема «Решение уравнений» позволяет решать большой объем текстовых задач экономического содержания. В 8 классе при изучении темы «Степень с целым показателем» рассматриваем понятия «дивиденды», «процентная ставка». А в 9 – тема «Прогрессии» дает возможность сформировать знания учащихся о платежах по кредитам.

Или другой пример. В курс основной школы системно включены задачи на движение.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Перегон в 60 км поезд должен был проехать с постоянной скоростью за определенное расписанием время. Простояв у семафора перед перегоном 5 минут, машинист вынужден был увеличить скорость прохождения перегона на 10  , чтобы наверстать к окончанию прохождения перегона потерянные 5 минут. С какой скоростью должен был пройти поезд перегон по расписанию?

9 класс

Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо идущего параллельно путям со скоростью 6 км/ч навстречу ему пешехода за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах. 


Во всех задачах рассматривается движение на поезде, а вопросы ориентированы на тему по программе. Однако эти задачи не вызывают интерес, ассоциируются у ребят только со школой, а никак не с жизнью. Но каждую задачу можно сделать личностно-значимой, то есть представить в виде контекстной. Если будет выстроена система задач, способная сократить дефицит знаний у подростков с одной стороны, а с другой стороны социализировать личность, то и результаты как предметные, так и метапредметные будут достигнуты. На занятиях курса внеурочной деятельности "Математика для всех" также использую возможность включения контекстных задач, только уже эти задачи часто решаются в группе, представляются в виде проектов. При этом использование интерактивных технологий, современных платформ в интернете дает возможность вовлекать учеников в близкую им деятельность. Как видим, работа, проводимая на уроках математики и во внеурочной деятельности, дает возможность формирования у подростков математической грамотности, и в этом большую помощь мне оказывает банк заданий. Он состоит из 2 разделов: 1) Контекстные задачи в текстовом формате (используются сплошные и несплошные тексты). Как пополняется этот раздел? Путей несколько. Задачи подбираются из методической литературы или других источников. Здесь большое внимание уделяю сборникам заданий, направленных на подготовку к PISA. Это первый путь. Второй – самостоятельное составление задач: или преобразование уже готовой задачи в контекстную, или же создание новой. 2) Интерактивные задания, тестовые задания, темы проектов, список электронных ресурсов для выполнения проектов, задания повышенной трудности, в том числе и олимпиадные.

Включение контекстных задач в уроки и во внеурочную деятельность дает возможность не только пробудить в ребятах интерес и желание работать в данном направлении, но и расширяет область знаний. Об этом могут свидетельствовать следующие результаты:

  1. Проектная деятельность

В курсе внеурочной деятельности «Учимся проектировать» работаем над созданием проектов, в том числе связанных с практико-ориентированными заданиями. СЛАЙД

Три семиклассника из 6 в рамках РИКО в 7 классах (индивидуальный проект) из блока «математика-информатика» предпочли темы, связанные с контекстными заданиями: «Проценты и скидки», «Деньги и дети». Ребята защитили свои проекты на «повышенном уровне» и получили хорошие отзывы экспертной комиссии.

  1. Олимпиадное движение и конкурсы

Включение ребят в олимпиадное движение и конкурсы– это одно из направлений моей работы с одаренными детьми. Это и турнир отличников наук "НьюТОН" горно-заводской зоны, и участие в осеннем сезоне олимпиады Фоксфорд, и онлайн-олимпиада "Юный предприниматель" на портале УЧИ.ру, и, конечно, всероссийская олимпиада школьников по математике.


Распространение опыта

Эффективность включения контекстных задач в урочную и во внеурочную деятельность проявляется в следующем:

Во-первых. Я, как учитель математики, постоянно мотивирована на поиск новых форм, ресурсов и технологий в образовании, на творческий подход в организации урока, для достижения конкретных целей и задач. Использую для распространения собственного опыта сеть интернет: сайты Инфоурок, Мультиурок, где не только знакомлюсь с опытом коллег, но и выкладываю собственные разработки.

В рамках школы – это выступление на школьных методических объединениях по вопросу сравнения заданий ОГЭ 2019 и 2020 года.

Примером распространения моего опыта является открытое внеурочное занятие «Летний отдых» в рамках метод.дня школы. Данное занятие было проведено в форме деловой игры, где каждый из учеников получил определенную должность в различных организациях- туристическое агентство, компания пассажирских перевозок, директор гостиничного комплекса, администратор аквапарка. Требования заказчиков были оформлены в виде кейсов, с которыми и предстояло справиться нашим сотрудникам. Сотрудники-ученики произвели расчеты для клиентов, предложили несколько вариантов разных ценовых категорий и, таким образом, удовлетворили спрос заказчиков, а сами сформировали навыки в области предпринимательства. Распространение опыта проходило и в рамках школьного семинара "Приемы пед.техники", где представлена тема "Инструменты современного учителя как одно из средств повышения мотивации учащихся"

Во-вторых. Со стороны учеников наблюдается рост интереса к изучаемому предмету. Учащиеся мотивированы не только на изучение математики в рамках программы, но и на повышенном уровне проявляют свои творческие способности, получают высокие результаты на конкурсах и олимпиадах.

В-третьих. Введение в практику работы контекстных задач помогает мне в самореализации, раскрытии собственных возможностей, мотивирует на изучение актуального педагогического опыта.

Подводя итог, могу сказать, что систематизацию работы в данном направлении можно считать одним из направлений инновации в обучении, так как формируются познавательные универсальные учебные действия, в решении учащимися системы учебных задач. Следовательно, сформированные познавательные универсальные учебные действия помогут моим ученикам социализироваться и быть успешными в этой жизни.

Это и является отображением моего педагогического кредо: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)…и, как бы судьба ни перемещала его с места на место он всегда будет на своём месте». (Ж.Ж. Руссо)

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!