ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ
Сегодня особо остро встала проблема продолжающегося снижения интереса школьников к математике. Одна из причин - это отсутствие у школьников понимания ценности и значимости математики в решении практических, реальных жизненных проблем. Большинство видят в математике лишь однообразный тренаж по подготовке к тестам и бессмысленную зубрежку большого количества формул и теорем. В жизни же ученики теряются перед практическими задачами или решают их нерационально.
Результаты международного исследования PISA, ЕГЭ и ОГЭ по математике говорят, что ребята ежегодно испытывают затруднения при решении контекстных задач. Анализ КИМов показал, что % таких заданий с каждым годом постоянно возрастает, а сами они усложняются. Например, изучив один из вариантов ОГЭ по математике, мы можем увидеть, что 7 заданий из 26 содержат финансовую составляющую, а 4 являются практико-ориентированными задачами. Если сравнить задания ОГЭ по математике до 2019 г. (ориентированные на Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) и демо версии 2020 г. (ориентированные на ФГОС), то можно увидеть изменение структуры задания КИМ. Больше внимания уделяется контекстным задачам.
Результаты ВПР по математике в 5 классах нашей школы свидетельствуют о том, что наиболее низкие показатели были у ребят при решении логических задач, связанных с покупками, задач на нахождение части от целого и целого по его части, а также при решении текстовых задач на проценты. Стоит отметить, что задания такого типа чаще всего и свидетельствуют об уровне математической грамотности ребенка. Поэтому, изучив контрольно-измерительные материалы для подготовки к ВПР по математике в 5 и 6 классах, я еще раз убедилась в необходимости системного включения контекстных задач в свои уроки.
Во власти учителя школы изменить сложившуюся ситуацию, решить проблему поиска и отбора необходимого и достаточного информационно-методического обеспЕчения такой деятельности.
Поэтому цель работы вижу в оптимизации процесса формирования математической грамотности посредством контекстных задач.
Научить ребят решать контекстные задачи можно через решение практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас.
Исследовав учебники курса математики основной школы, я начала разработку банка заданий контекстных задач с обозначением тех тем уроков, на которых будет логично их включение.
Главная особенность построения образовательной деятельности на уроках математики и внеурочной деятельности – это логическая завершенность. Именно вокруг решения практических задач строится обучение, где происходит постоянное обращение от практики к теории и обратно к практике.
Повышение математической грамотности осуществляется мною в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Как я уже упоминала ранее, анализ содержания курса математики показал возможность включения контекстных задач в различные разделы программы.
Так, например, такие задачи тесно связаны с финансовой грамотностью учеников.
При изучении раздела «Дроби» в 5 классе ввожу понятия «накладная», «налог», «НДС» и рассматриваю задачи, связанные с заполнением документации с привлечением процентных расчетов. А в 6 классе при решении задач на проценты мы знакомимся с понятиями «скидка», «вклад», «налог на прибыль», «ссуда». Причем идет приращение знаний обучающихся. Достаточно эффективно идет работа по включению контекстных задач в 7 классе, так как тема «Решение уравнений» позволяет решать большой объем текстовых задач экономического содержания. В 8 классе при изучении темы «Степень с целым показателем» рассматриваем понятия «дивиденды», «процентная ставка». А в 9 – тема «Прогрессии» дает возможность сформировать знания учащихся о платежах по кредитам.
Или другой пример. В курс основной школы системно включены задачи на движение.
5 класс | |
6 класс | |
7 класс | |
8 класс | Перегон в 60 км поезд должен был проехать с постоянной скоростью за определенное расписанием время. Простояв у семафора перед перегоном 5 минут, машинист вынужден был увеличить скорость прохождения перегона на 10 , чтобы наверстать к окончанию прохождения перегона потерянные 5 минут. С какой скоростью должен был пройти поезд перегон по расписанию? |
9 класс | Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо идущего параллельно путям со скоростью 6 км/ч навстречу ему пешехода за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах. |
Во всех задачах рассматривается движение на поезде, а вопросы ориентированы на тему по программе. Однако эти задачи не вызывают интерес, ассоциируются у ребят только со школой, а никак не с жизнью. Но каждую задачу можно сделать личностно-значимой, то есть представить в виде контекстной. Если будет выстроена система задач, способная сократить дефицит знаний у подростков с одной стороны, а с другой стороны социализировать личность, то и результаты как предметные, так и метапредметные будут достигнуты. На занятиях курса внеурочной деятельности "Математика для всех" также использую возможность включения контекстных задач, только уже эти задачи часто решаются в группе, представляются в виде проектов. При этом использование интерактивных технологий, современных платформ в интернете дает возможность вовлекать учеников в близкую им деятельность. Как видим, работа, проводимая на уроках математики и во внеурочной деятельности, дает возможность формирования у подростков математической грамотности, и в этом большую помощь мне оказывает банк заданий. Он состоит из 2 разделов: 1) Контекстные задачи в текстовом формате (используются сплошные и несплошные тексты). Как пополняется этот раздел? Путей несколько. Задачи подбираются из методической литературы или других источников. Здесь большое внимание уделяю сборникам заданий, направленных на подготовку к PISA. Это первый путь. Второй – самостоятельное составление задач: или преобразование уже готовой задачи в контекстную, или же создание новой. 2) Интерактивные задания, тестовые задания, темы проектов, список электронных ресурсов для выполнения проектов, задания повышенной трудности, в том числе и олимпиадные.
Включение контекстных задач в уроки и во внеурочную деятельность дает возможность не только пробудить в ребятах интерес и желание работать в данном направлении, но и расширяет область знаний. Об этом могут свидетельствовать следующие результаты:
Проектная деятельность
В курсе внеурочной деятельности «Учимся проектировать» работаем над созданием проектов, в том числе связанных с практико-ориентированными заданиями. СЛАЙД
Три семиклассника из 6 в рамках РИКО в 7 классах (индивидуальный проект) из блока «математика-информатика» предпочли темы, связанные с контекстными заданиями: «Проценты и скидки», «Деньги и дети». Ребята защитили свои проекты на «повышенном уровне» и получили хорошие отзывы экспертной комиссии.
Олимпиадное движение и конкурсы
Включение ребят в олимпиадное движение и конкурсы– это одно из направлений моей работы с одаренными детьми. Это и турнир отличников наук "НьюТОН" горно-заводской зоны, и участие в осеннем сезоне олимпиады Фоксфорд, и онлайн-олимпиада "Юный предприниматель" на портале УЧИ.ру, и, конечно, всероссийская олимпиада школьников по математике.
Распространение опыта
Эффективность включения контекстных задач в урочную и во внеурочную деятельность проявляется в следующем:
Во-первых. Я, как учитель математики, постоянно мотивирована на поиск новых форм, ресурсов и технологий в образовании, на творческий подход в организации урока, для достижения конкретных целей и задач. Использую для распространения собственного опыта сеть интернет: сайты Инфоурок, Мультиурок, где не только знакомлюсь с опытом коллег, но и выкладываю собственные разработки.
В рамках школы – это выступление на школьных методических объединениях по вопросу сравнения заданий ОГЭ 2019 и 2020 года.
Примером распространения моего опыта является открытое внеурочное занятие «Летний отдых» в рамках метод.дня школы. Данное занятие было проведено в форме деловой игры, где каждый из учеников получил определенную должность в различных организациях- туристическое агентство, компания пассажирских перевозок, директор гостиничного комплекса, администратор аквапарка. Требования заказчиков были оформлены в виде кейсов, с которыми и предстояло справиться нашим сотрудникам. Сотрудники-ученики произвели расчеты для клиентов, предложили несколько вариантов разных ценовых категорий и, таким образом, удовлетворили спрос заказчиков, а сами сформировали навыки в области предпринимательства. Распространение опыта проходило и в рамках школьного семинара "Приемы пед.техники", где представлена тема "Инструменты современного учителя как одно из средств повышения мотивации учащихся"
Во-вторых. Со стороны учеников наблюдается рост интереса к изучаемому предмету. Учащиеся мотивированы не только на изучение математики в рамках программы, но и на повышенном уровне проявляют свои творческие способности, получают высокие результаты на конкурсах и олимпиадах.
В-третьих. Введение в практику работы контекстных задач помогает мне в самореализации, раскрытии собственных возможностей, мотивирует на изучение актуального педагогического опыта.
Подводя итог, могу сказать, что систематизацию работы в данном направлении можно считать одним из направлений инновации в обучении, так как формируются познавательные универсальные учебные действия, в решении учащимися системы учебных задач. Следовательно, сформированные познавательные универсальные учебные действия помогут моим ученикам социализироваться и быть успешными в этой жизни.
Это и является отображением моего педагогического кредо: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)…и, как бы судьба ни перемещала его с места на место он всегда будет на своём месте». (Ж.Ж. Руссо)
2