СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений в процессе учебной деятельности как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена теме использования коррекционно-развивающих игр и упражнение в процессе учебной деятельности как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников. Важное внимание уделено рассмотрению формирования адекватной самооценки у младших школьников. На основании коррекционно-развивающих игр и упражнений в процессе учебной деятельности проводился анализ результативности проведенных игр в формировании адекватной самооценки у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений в процессе учебной деятельности как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Стратулат Яна Сергеевна,

Учитель начальных классов,

ГБПОУ СО «НТПК№ 1»

Г. Нижний Тагил

Аннотация. Данная статья посвящена теме использования коррекционно-развивающих игр и упражнение в процессе учебной деятельности как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников. Важное внимание уделено рассмотрению формирования адекватной самооценки у младших школьников. На основании коррекционно-развивающих игр и упражнений в процессе учебной деятельности проводился анализ результативности проведенных игр в формировании адекватной самооценки у младших школьников.

Ключевые слова. Самооценка, адекватная самооценка, формирование адекватной самооценки, коррекционно-развивающие игры и упражнения.

Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, своих мотивов, целей, значимости себя в окружающем мире. Именно в этот период особенно важно заложить основы для адекватной самооценки.

Тема проблемы формирования адекватной самооценки является актуальной на сегодняшний день. Известно, что самооценка оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, а также выступает важнейшим регулятором деятельности человека. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми. Для того чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться в окружающей среде и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе, адекватную самооценку. [1].

В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки изучаются довольно обширно. "Самооценка" как понятие формировалось в психологии не сразу. Ученые постепенно изучали, углубляли и расширяли это понятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах довольно известных психологов.

На сегодняшний день стало все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение и его контакты с окружающими людьми.

Самооценка напрямую связана с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение, постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе, оценить свои умения, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Немаловажное влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих к ребенку и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и оценивание своих результатов. Это осознание не появится автоматически: родителям и педагогам надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

Большое значение в формировании самооценки младшего школьника, кроме педагога, играет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. По утверждению многих психологов, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям и педагогам необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии адекватной самооценки.

Главным и наиболее важным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. [2].

В наше время скромным детям приходится очень тяжело, и для того, чтобы они смогли постоять за себя, нужно повысить их самооценку и уверенность в собственных силах. Для этого разработана целая серия специальных игр, которые способствуют этому. В основу таких игр положена возможность ребенка самому попытаться решить некоторые проблемы, самостоятельно найти выход из трудного положения и побыть лидером.

Желательно, чтобы дети чаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе..." и других, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".

Анализ нормативных документов в области образования и реальной практики в образовательном учреждении позволяет выделить следующие противоречия:

-между необходимостью развития адекватной самооценки у младших школьников и часто неадекватным характером самооценки у некоторых обучающихся начальной школы (завышенная или заниженная самооценка);

- между необходимостью создания условий для развития адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе и недостаточным вниманием к данной проблеме со стороны некоторых учителей. [1].

Основной задачей педагога является устранение обозначенных противоречий посредством обучения младших школьников методам и формам оценивания своих достижений в процессе учебной деятельности.

Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно развивать самооценку школьников. Рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

Оценки, выставляемые учителем, это реальный показатель знаний ученика по тому или иному предмету. Но чтобы учащийся мог самостоятельно оценивать свои деяния и достижения, учитель должен иногда проводить такие занятия, на которых ученику нужно будет за что-либо оценить самого себя или же своего товарища. К сожалению, не все учителя видят пользу в занятиях такого рода деятельности и более склонны к тому, чтобы ученик оценивал свои знания не выше, чем его оценивает учитель.

Для младших школьников важно выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу. [4].

Таким образом, существуют разные диагностические методики, позволяющие выявить характер самооценки у младших школьников и наметить пути коррекции самооценки, так как она влияет на развитие личности.

Традиционно выделяют три основных формальных параметра самооценки: высоту, устойчивость и адекватность. Так же самооценка делится на оптимальную и неоптимальную.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого личность подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.

К оптимальной относятся:

  1. самооценка «высокий уровень» и «выше среднего уровень», человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой;

  2. самооценка «средний уровень», человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства.

Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны, постоянно подчеркивать недостатки других.

Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий.

Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают эмпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми.

Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж. У них более выражена потребность в одобрении. Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни. Необходимо отметить, что в некоторых случаясь низкий уровень самоуважения предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последующие действия оказываются успешнее. [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что знать самооценку человека очень важно для установления положительных отношений с ним. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию и изменениям.

Библиографический список

  1. Самооценка. Виды и источники ее формирования [Электронный ресурс]/Психологика[сайт]. -URL: http://www.psyhologykey.ru/klogs-496-2.htmlоформи (дата обращения 15.04.2018)

  2. Цукерман, Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа плюс и минус. – 2014. - №1

  3. Рябкова Е.В. Формирование самооценки учащихся/ Начальная школа -2012.- №7

  4. Формирование самооценки младших школьников в условиях безотметочного обучения [Электронный ресурс]/Наука образования[сайт].URL:http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/12749/1/978-5-9615-0047-9_2010_057.pdf (дата обращения 20.04.2019)