Методические материалы Закаменных В. Ф.
Доклад
Использование коррекционно-развивающих упражнений для формирования орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка.
Как известно, русский язык – один из сложных учебных предметов. Сложность изучения русского языка для учащихся, как отмечают учёные, заключается ещё и в том, что в последнее время увеличилось число детей, не способных по разным причинам овладеть правописанием в условно нормативные сроки.
Поэтому большое значение для обучения русскому языку в целом и формирования орфографической грамотности в частности имеет этап обучения в 5 классе. Переход из начальной школы в основную считается одним из самых сложных периодов в обучении школьников. Для безболезненной и успешной адаптации в новых условиях учебной деятельности пятиклассники должны обладать определенным набором сформированных умений и навыков. Стойкая дисграфия и дизорфография, наблюдающаяся у многих учеников начальной школы, есть и у пятиклассников, что может привести к неуспеваемости по русскому языку и в результате к резкому снижению учебной мотивации. В свою очередь, грамотное письмо вселяет в ребенка уверенность и является прочной базой для дальнейшего усвоения знаний.
Для устранения причин неуспеваемости П. И. Пидкасистый предлагает такие формы работы.
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого используются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение диагностических диктантов в начале и в конце учебного года. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. На Западе это группы выравнивания, их преимущество в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
4. Воспитательное воздействие. С неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа.
Многие из этих форм мы используем в своей работе, я же хочу остановиться на педагогической диагностике и педагогической терапии. Успешное обучение требует, чтобы каждый ученик сознательно и прочно усвоил ту систему знаний, навыков и умений, которые предусмотрены программой каждого года обучения. Следовательно, учителю важно своевременно выявлять и ликвидировать пробелы. Для этого в начале учебного года целесообразно проводить диагностический диктант. Это даёт представление о том, на какие темы при повторении в начале года учителю следует обратить особое внимание, а также выявить, каким ученикам необходима помощь, помогает определить объём коррекционной работы.
Одной из важнейших задач коррекционной работы является повышение результативности процесса обучения. Цель коррекционной работы – помочь учащимся выработать твёрдые навыки грамотного письма. Среди форм коррекционной работы можно отметить такие, как: метод двойного контроля по текстам учебника по русскому языку,
работа по пособиям Т. В. Шкляровой.
Учебники по русскому языку для 5-9-х классов (Ладыженская Т.А. и др. (5-7 классы) / Бархударов С.Г. и др. (8, 9 классы) содержат ряд упражнений с заданием «Диктант». Диктант занимает важное место в системе орфографических упражнений, он представляет собой запись учениками текста, воспринимаемого на слух. Целью проведения диктанта являются обучение правописанию, проверка усвоения орфографических и пунктуационных норм, формирование навыков правильного письма. Написание диктанта по заданию учебника мы проводим как подготовленный диктант, используя метод двойного контроля. Сначала текст диктанта ученики разбирают по учебнику, определяют слова с орфограммами, в которых можно допустить ошибку, объясняют постановку знаков препинания, а затем они пишут его под диктовку родителей. Написав диктант, проводят самостоятельно проверку написанного, выставляют себе оценку, учитывая допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Затем уже в классе они пишут этот же диктант под руководством учителя. В этом и заключается двойной контроль: сначала ученик оценивает свою работу, а уже потом учитель проводит контроль работы ученика. За такую работу ученик получает двойную оценку, например, 5/4, где первая – за выполнение домашнего задания, а вторая – за работу в классе. Если ученик провел работу качественно и так, как советовал учитель, то разница в оценках не должна быть большой или же вообще отсутствует. Значительная разница в оценках - показатель некачественного выполнения домашнего задания.
Пособие Т. В. Шкляровой «Найди ошибку!» - необычное учебное пособие, т. к. все работы в нём написаны с ошибками, представляют собой деформированные тексты. Задача учащегося – найти все ошибки, исправить их, написать слова правильно и объяснить свои действия, ориентируясь на образец выполнения. Количество ошибок, допущенных в каждой работе, указано внизу. Работа по данному пособию помогает развить орфографическую зоркость, вспомнить учащимся изученные правила.
Одной из важнейших задач обучения является формирование основных предметных учебных навыков, многие из которых должны быть доведены до автоматизма. Такой технологией обучения, позволяющей успешно решить эту задачу, являются электронные тренажеры. Электронные тренажеры представляют собой электронные образовательные ресурсы, предполагающие многократное выполнение учащимися подобных заданий с целью закрепления изучаемого материала и формирования прочных учебных навыков. Каждый электронный тренажер содержит систему разноуровневых заданий по определенной теме. Использование электронных тренажеров может происходить на разных этапах процесса обучения: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т. д.