СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование КОЗ на уроках биологии для повышения компетентности обучающихся»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностно-ориентированные задания для 5-6 классов, которые способствуют формированию системы универсальных учебных действий, обеспечивают условия для применения предметных знаний, умений, навыков в новых, незнакомых для обучающихся межпредметных ситуациях; и как следствие, способствуют приобретению обучающимися опыта решения задач жизненного характера.

Просмотр содержимого документа
««Использование КОЗ на уроках биологии для повышения компетентности обучающихся»»

«Использование компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) на уроках биологии для повышения компетентности обучающихся»



Образование как процесс и результат освоения ключевых компетенций — необходимое условие для подготовки человека к жизни и труду. Процесс образования предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса.

Чтобы выяснить, достигли ли обучающиеся заданных программой результатов обучения, необходимо контролировать их учебные достижения, для чего должны развиваться новые механизмы оценки.

Для любого творчески работающего учителя вопросы повышения эффективности обучения стоят очень остро. Это требует постоянного поиска нестандартных решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс.

Компетентностно-ориентированное задание (далее КОЗ)- задание, которое способствует формированию и развитию у обучающихся различных компетентностей.

На современном этапе успешность обучения, обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся. В свете этого, основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить детей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с учителем школьники "открывают" для себя новые знания, постигают особенности отдельного учебного предмета. Развитие познавательных и коммуникативных способностей обучающихся является важнейшей составляющей образовательного процесса. Умение обработать и систематизировать полученную информацию, создать письменный документ любой структуры, вести диалог – неоценимые качества современного человека.

Достижению этой цели способствует применение на уроках компетентностно-ориентированных заданий. Именно они способны изменить организацию традиционного урока, способствуют формированию системы универсальных учебных действий, обеспечивают условия для применения предметных знаний, умений, навыков в новых, незнакомых для обучающихся межпредметных ситуациях; и как следствие, способствуют приобретению обучающимися опыта решения задач жизненного характера.

Актуальность применения таких заданий состоит в том, что обучающийся может оценить свои и чужие творческие и коммуникативные способности, происходит самореализации и социальной адаптации в жизни.

Исходя из вышеизложенного, предлагаю компетентностно-ориентированные задания (далее КОЗ).

Компетентностно-ориентированные задания

Разработчик: Бабушкина Мария Николаевна

Фактические знания

КОЗ по теме «Признаки животных» ботаника - 5 класс:

компоненты задания

формулировки

характеристика


В школе в живом уголке живут: кролик, ёж, крыса, курица, черепаха и лиса. Вас назначили ответственным по уходу и кормлению этих животных. Вы должны разместить животных на ночь в вольеры и накормить их.

мотивационная часть


Разместите ВСЕХ этих животных на ночлег в вольеры и накормите их, соблюдая следующие условия:

определите животных в вольерах так, чтобы они НЕ съели друг друга: вольеров всего пять, а животных шесть;

положите два продукта в каждый вольер (питьем животные обеспечены).


критерии оценки

1.Правильное распределение животных в вольерах – 3 балла

2.Правильное распределение корма животным – 2 балла

3.Учащийся уложился за 5 минут (при правильном ответе) – 2 балла

4.Всего – 7 баллов

время выполнения

10 минут

методические комментарии

Внимательно читайте условия задания.

Заполните таблицу. Прочитайте информацию об этих животных.


Вольер № 1

Вольер № 2

Вольер № 3

Вольер № 4

Вольер № 5

Животное или

животные






Корм 1






Корм 2






Питье

Вода

Вода

Вода

Вода

Вода


Корм для животных


Мясо

Молоко

Капуста

Зерно

Морковь

Трава



И нформация о животных






Кролик

– растительноядное животное. Кролики едят морковь, свеклу, картофель, листья капусты, зерно. Для предупреждения желудочных заболеваний кроликам необходимо давать травы (одуванчик, подорожник, полынь и другие).





Ёж

- насекомоядное животное. В природе он поедает жуков и их личинки, гусеницы бабочек, червей, яйца мелких птиц, нередко ловит мышей. Известен случай, когда в неволе ёж съел ядовитую змею гадюку.





Крыса

- всеядное животное. Ест зерно, овощи и фрукты. В природе крысы нападают на мелких животных и птиц, таскают из сараев крольчат, цыплят и яйца, продукты из домов и амбаров, уничтожают урожай на полях.





Курица




преимущественно растительноядная птица. Кур кормят зерном, овощами (капустой, морковью, картофелем, свеклой и др.), травой. Кроме этого они едят червей и насекомых.








Среднеазиатская черепаха

– растительноядное животное.

Она обитает в степях, пустынях и полупустынях Азии. В природе черепахи питаются растениями пустыни, арбузами и дынями, ягодами, упавшими фруктами в садах. В неволе их кормят листьями капусты, одуванчиков и клевера, тыквой, огурцами, яблоками и др.




Лиса




природе поедает грызунов (мышей и крыс), зайцев, лягушек, ящериц и др. мелких животных. В неволе её кормят мясом, яйцами, молоком, витаминными смесями.










Бланк ответа:


Вольер № 1

Вольер № 2

Вольер № 3

Вольер № 4

Вольер № 5

Животное или

животные

Кролик


ежик черепаха

мышь

Курица


лиса

Корм 1

трава

молоко

морковь

зерно

мясо

Корм 2

морковь

капуста

мясо

трава

молоко

Питье

Вода

Вода

Вода

Вода

Вода

Пример КОЗ - урок биологии в 6 классе по теме «Побег. Видоизменения побегов»

компоненты задания

формулировки

характеристика


Вы, ученик 6 класса, помогаете своему младшему брату (сестре, другу, подруге) готовиться к викторине по природоведению. На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги.

мотивационная часть


На рисунке представлен клубень картофеля № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками № 2.

-условие (информационная часть)

Внимательно рассмотрите рисунки. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? Почему, нельзя назвать клубень картофеля плодом?

код/модельный ответ


Сходства объектов Различия объектов

Есть стебель Форма стеблей разная

Есть почки Клубень содержит много крахмала

Имеет кожицу Из почек дерева распускаются листья

Образуют придаточные корни Клубень едят, а ветку - нет

критерии оценки

1.названы 3-4 сходства и отличия – 5 баллов;

1.названы 2-3 сходства и отличия – 4 балла;

1.названы 1-2 сходства и отличия – 3 балла.


время выполнения

10 минут

Представление результатов. Заполните таблицу:

Сходства объектов Различия объектов