Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности, как одно из средств формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету.
Подготовила Ежикова О.А.
(учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный)
В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В связи с реализацией Федерального компонента государственного образовательного стандарта, большое значение имеет воспитательная составляющая деятельности школы. В задачи воспитательной деятельности входят привлечение школьников к исследовательским проектам, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, учатся выражать собственные мысли, а также принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности.
Краеведческий принцип при изучении отечественной истории помогает более осознанному усвоению школьниками сложнейших вопросов политического, социально-экономического, и культурного развития страны и своей малой Родины. При этом краеведческим данный подход будет лишь в том случае, когда изучение отечественной истории будет параллельно рассматриваться со многими явлениями местного быта, природы и истории.
Не зная даже основ истории, экономики и традиций своего родного края, не представляется возможным правильное руководство строительством современного общества на местном уровне. Именно по этой причине на школу ложиться задача по подготовке достойной смены в виде молодых строителей новой России, которые хорошо знают свой край.
Школьный курс истории призван решать триединую задачу:
1) дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность;
2) обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории своего региона;
3) развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний.
При этом историческое мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Особо стоит подчеркнуть, что историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных (локальных), общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных)
Краеведческий материал на занятиях по истории, безусловно, активизирует мыслительную деятельность учащихся, а также позволяет преподавателю разнообразить методику проведения уроков, внося в них конкретность и убедительность, а также принимает участие в патриотическом воспитании молодых граждан.
Использование материалов по краеведению на занятиях по отечественной истории открывает перед учащимися широкие возможности для самостоятельной деятельности, для исследования и даже небольшого открытия, а также для создания творческих работ, что пробуждает у обучающихся глубокий интерес к истории страны и края, вызывая жажду знаний.
Краеведение в значительной степени помогает школьникам понять идею исторического развития, проследить взаимосвязь между локальным и общим и, как следствие, понять современность, выработав зрелую жизненную позицию и целостное мировоззрение. При этом нужно помнить о том, что краеведение может являться основной составляющей при формировании имиджа и бренда региона, что особенно важно в современной политической и социально-экономической реалии.
Краеведческий материал в школе может быть внедрен как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности, так как ФГОС ООО предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Так, при изучении тем, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках истории возможно применение краеведческого материала при использовании следующих форм и методов обучения:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями;
исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов);
«мозговой штурм», эвристические беседы;
заседания «круглых столов»;
защита проектов.
Во внеурочной деятельности при обучении истории с использованием краеведческого материала возможны такие формы работы с учащимися как:
совместная проектная деятельность;
предметные кружки;
фестивали, конференции, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия и др. Внеурочная работа по истории - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта.
Так в прошлом году ученица 11 класса Муратова Виктория при подготовке исследовательского проекта на тему «Новгородская республика как центр развития торговли в IX-XIIвв.» использовала фото материал, собранный во время экскурсии в Великий Новгород.
Надолго запомнилась учащимся и поездка во Ржев к Мемориальному комплексу, посвящённому памяти советских солдат, павших в боях подо Ржевом в 1942-1943 годах в ходе Великой Отечественной войны.
При изучении истории России и использовании местного материала на уроках истории необходимо, прежде всего, исходить из философского принципа гласящего, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Следовательно, изучая историю края, любой краеведческий объект, всегда надо находить пути для установления связей между местными и общеисторическими фактами и событиями.
В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока следует рассчитывать и время его изучения: либо до прохождения темы, либо в начале изучения темы, в ходе темы и в конце. Например, в 9 и 11 классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Практика показывает, что только этот прием в старших классах дает неизгладимые впечатления от тех грандиозных событий. Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д.
Так, например, изучая ВОВ, невозможно не коснуться темы родного края. Мало кто из современных подростков знает, что в 30-е гг 2го века Озерный был городком авиаторов. На территории поселка располагались 7-я авиационная дивизия, части 34-й общевойсковой армии Северо-Западного фронта, части 6-й воздушной армии, в т.ч. 28-й гвардейский истребительский полк. В Выползовском военном небе началась легендарная жизнь многих прославленных советских летчиков.
В 2021 году на экраны вышел худ.фильм режисеров Сергея Трофимова и Тимура Бекмамбетова «Девятаев». События фильма повествуют о 44-м годе, когда самолет Михаила Девятаева был подбит, а сам он попал в фашистский плен, а затем был отправлен в концлагерь Клейнкенигсберг, откуда ему чудом удалось бежать в 1945 году. Современным детям более близки именно современные экранизации. Некоторые кадры удачно вписываются в подачу школьного материала. Но каково же удивление учеников, когда они узнают, что первые свои подвиги Девятаев совершил в небе над Выползовым, проведя воздушную разведку в 1943г.
Именем Героя Советского Союза – Василия Погорелова названа улица в поселке Выползово. Он совершил более 150 разведовательных полетов и погиб в возрасте 22 лет, выполняя боевое задание.
Завражнов Иван Дмитриевич, отдавший приказ экипажу: «Прыгайте. Все прыгайте. И прощайте…» Сумел посадить подбитый самолет, но выжить не смог.
Их 199…имен на мемориальных плитах на Братском кладбище в поселке Выползово.
Таким образом, краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:
а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;
б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;
в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края и района – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.