Использование краеведческого материала при изучении темы по астрономии: «Развитие представлений о строении мира»
С этого учебного года в планах СПО снова появился предмет «Астрономия». Студенты охотно изучают его, задают много вопросов, на которые мы вместе ищем ответы, используя новые технологии, пособия, справочники, учебники, интернет-ресурсы.
Хочу поделиться некоторым опытом своей работы (я преподаю математику и астрономию, ранее также работала по этим специальностям).
При изучении материала «История развития астрономии» стараюсь опираться на краеведческий материал, т.к. эта тема благодатная для нас, жителей Курского края, с которым связана жизнь и работа некоторых астрономов. До этого, за две недели я предложила студентам подготовить сообщения, микро рефераты, творческие работы на тему: «Курские астрономы». На занятиях по изучаемой теме мы прослушали некоторые интересные сообщения, обсудили их вместе с присутствующими на уроках, дополнили и просмотрели короткую презентацию о музее Ф.А.Семёнова в г.Курске, расположенном на ул.Семёновской. Так, студенты 1 курса Ливинцов Д., Малёнкин Д. познакомили всех с биографией известного учёного-самоучки, его работами в области астрономии, самодельными приборами, изготовленными Ф.А.Семёновым (1794-1860).
Знаменательным событием в жизни учёного было изготовление самодельного телескопа, когда он навёл трубу на звёздное небо, его «охватила неописуемая радость», т.к. через телескоп Семёнов впервые увидел неровности Луны, серповидную Венеру, спутники Юпитера и кольца Сатурна. Это был первый телескоп в России такого рода, над своим изобретение автор трудился 2 года: пришлось сделать специальный шлифовальный станок для обработки оптических стёкол – их изготовление требовало чрезвычайной осторожности, терпения, сноровки, скорости. Но все трудности остались позади и он целыми днями и ночами просиживал у телескопа, наслаждаясь изумительными красотами. 14 апреля 1827 года Ф.А.Семёнов наблюдал солнечное затмение в городе Курске, а в 1857г. в журнале «Северная пчела» появилась заметка о том, что полные солнечные затмения, согласно сделанным им вычислениям, будут видимы в Европе: 16 июля 1857г., 7 августа 1887г., 28 июля 1896г., 15 мая 1990г.
Результатом всей его научной деятельности области астрономии является написанная им работа «Таблица показания времени лунных затмений и солнечных», с 1847г. по 2001г. на московском меридиане (по старому стилю) для того времени это было сенсацией, т.к. Семёновым солнечные и лунные затмения были вычислены на 160 лет вперёд. Эта работа была опубликована в «Записках Русского географического общества», а в 1858г. Семёнов был награждён географическим обществом золотой медалью.
Фёдор Алексеевич принадлежит к выдающимся людям и по праву занимает почётное место среди знаменитых людей России.
Студент Дрантусов И. нашёл интересные факты о жизни и работе профессора Сергея Даниловича Чёрного (1874-1956). Последние 10 лет своей жизни он работал в Курском Государственном Педагогическом институте, был профессором и директором обсерваторий в Киеве, Ростове, Варшаве. Основным вкладом Чёрного в астрономию явились разработки метода расчёта кометных и планетарных орбит, создание динамической теории для двойной системы затменно-переменной звезды δ Лиры, провёл ряд наблюдений больших планет, комет, ярких астероидов, покрытий звёзд Луной и т.д. Его научные работы относятся к теоретической астрономии и небесной механике, он составил 1 учебный учебник по астрономии на украинском языке. По завещанию профессора КГПИ получил его библиотеку, астрономические инструменты и крупную сумму денег на приобретение современного телескопа и строительство башни для него. \через несколько лет в институте была создана учебная обсерватория…Но, к сожалению, (добавила я) за те годы, пока астрономия не изучалась в школах и техникумах, обсерватория начала приходить в упадок. Сейчас начато восстановление оборудования, приведение в порядок помещений, студенты снова приходят туда на практические занятия.
Студенты Медведев Е., Осикин С., Насальский Е. подготовили сообщения о Борисе Ивановиче Вронском (родился в г.Дмитриеве Курской губернии в 1898г.) – учёном, геологе, писателе, исследователе Тунгусского метеорита; о Леониде Алексеевиче Кулике (родился в Курской губернии в 1881г.), который трижды возглавлял экспедиции по изучению Тунгусского метеорита (1921 – 1939г) в районе реки Подкаменная Тунгуска, изучал выпавшие на Землю метеориты, лично проверял все поступавшие сообщения об их падениях, ездил в те места, подробно описывал их в научных статьях. Погиб в 1942году в концлагере…
С Курским краем связано имя Котельникова Владимира Александровича – современного астронома, который занимался радиолокацией Марса, Венеры, Меркурия, составлял первые карты рельефа и поверхности.
Связан был с Курской областью и академик Михайлов Александр Александрович – директор Пулковской обсерватории, составитель Большого звёздного атласа – теоретика расчётов наступления солнечных затмений, создателя крупнейшего для своего времени 6-метрового телескопа-рефлектора РАТАН-600. Эти сведения дополнили студенты Кутепова А., Сопина К., Шуршин А.
В г.Льгове родился Букреев Борис Яковлевич (1859-1962г.), доктор математических наук, руководитель Киевской школы русских математиков, профессор более 70 лет преподававший в университете Киева. Среди его учеников был Отто Юльевич Шмидт, предложивший гипотезу об образовании Земли и других планет из холодных допланетных тел(планетезималей) и активно эту теорию обосновывающий, начиная с 40-х годов 20 века (снова было моё дополнение)
В заключение этого занятия я рассказала студентам о том, что кроме открытого в 1990г. музея Ф.А.Семёнова в Курской области есть музей космонавтики в г.Щигры, Курский планетарий, оборудованный прекрасными приборами (один из немногих, имеющихся на периферии), в д. Стаканово Черемисиновского района размещён крупный телескоп для астрономических наблюдений. В 1986г. появился астероид «Курск» - один извращающихся на орбите между Марсом и Юпитером. Задание: с каким событием это связано?
перед проведением занятия вместе с обучающимися была определена цель: продолжить формирование представлений о динамике астрономической картины мира, оценить вклад Курских астрономов в эту теорию.
В результате студентами были продемонстрированы УУД:
познавательные – интерпретация информации о системах мира, знакомство с курскими учёными в области астрономии
регулятивные – установлены связи в процессе смены представлений об астрономической картине мира
коммуникативные – были логически верно обоснованы высказывания относительно характеристик различных систем мира
личностные – убедились в том, что мир – познаваем, картина мира научно обоснована; использовались знания из различных учебных дисциплин, развилась гордость тем, что свой в это внесли уроженцы Курского края.
Рефлексия деятельности:
какие из сведений по истории развития и становления астрономической картины мира противоречили вашим представлениям, существовавшим до занятия?
как изменилось ваше отношение к деятельности первых астрономов после сегодняшнего занятия?
как вы думаете, Курские астрономы внесли достойный вклад в познание вами научной картины мира?
выберите картинку, соответствующую настроению:


Литература:
«БЭС» М., 1998г
«Ф.А.Семёнов – к 200летию со дня рождения» Курск, 1994г.
«Энциклопедический словарь юного астронома» М., 1996г.
«История науки и техники» М., 1998г.
ОБПОУ «Курский монтажный техникум» Льговский филиал
Брусенцова А.И.. преподаватель, 1 кв.категория.