В статье автор рассмотрел основные принципы построения и практической реализации краеведческого материала, назвал продукты практической деятельности младших школьников, используемые в рамках урочной и внеурочной деятельности, указал на элементы патриотизма, проявляющиеся в уважительном отношении к своему народу, его прошлому и настоящему, в высокой оценке труда мастера, заботе о сохранении культурных традиций.
Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала тюменского региона как средства патриотического воспитания младшего школьника»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Тельминова Оксана Александровна,
МАОУ СОШ №5 города Тюмени
Данные многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том, что у значительной части населения, особенно у молодёжи, оказались утрачены многие традиционно-нравственные черты. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Современная молодёжь утратила чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Это доказывает, что процесс, который мы называем процессом депатриотизации (от лат. - отказ от любви к отечеству, утрата привязанности к родине), принял в последние годы, угрожающие формы. В связи с этим, возникла необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира.
Проблему патриотического воспитания молодёжи пытаются сегодня решать на разных уровнях. Однако патриотическое чувство не может возникнуть само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, который необходимо начинать с дошкольного возраста. Благодаря особенностям младшего школьного возраста процесс формирования высоких нравственных, морально-психологических качеств и патриотизма будет более результативным.
В педагогической работе мы рассматриваем элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку и традициям. Мы убеждены в том, что наша миссия состоит в пробуждении, а не навязывании патриотизма у обучающихся. С данной целью мы используем изучение художественной обработки материалов на примере народов, заселяющих тюменский регион. То есть дети осваивают региональную художественную культуру на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством русского, татарского населения и коренных жителей. Такой подход не случаен, ведь их этнокультурные традиции существуют как целостные саморазвивающиеся системы, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни, что создает благоприятные условия для гражданской консолидации и взаимопонимания всех граждан региона.
При внедрении краеведческого материала в образовательный процесс нами учитывается, что в стенах школы трудно создать условия для освоения учащимися разных видов творчества и не все виды народного творчества могут быть доступны младшим школьникам.
Отказ же от богатых традиций народного искусства нарушит принцип целостности содержания народного и декоративно-прикладного искусства тюменского региона. В этом случае, согласно научному принципу адаптации, мы пользуемся приёмами стилизации.
Основными принципами построения и практической реализации краеведческого материала являются:
Принцип взаимодействия научной и художественной дидактики в приобщении учащихся к ценностям художественной культуры тюменского региона, основанный на разумном соотношении рационально-логического и художественно-образного мышления. При этом предпочтение отдается эмоционально-чувственному восприятию как сущностной основы эстетического переживания, без которого художественная коммуникация теряет свой смысл.
Принцип компетентностного подхода, предписывающий формирование у студентов ключевой компетентности в сфере ценностей художественной культуры своего Отечества и своей малой Родины. Такой подход обеспечивает не только формирование у обучающихся разносторонней осведомленности в области культуры и искусства своего региона, но и способствует их интенсивному духовно-эстетическому обогащению, развивает у будущих учителей повышенный интерес к культуре и искусству своей малой Родины, воспитывает способности к личностному художественному самообогащению посредством поиска и изучения специальной литературы, индивидуального посещения местных музеев и различных выставок изобразительного (декоративно-прикладного) искусства.
Принцип толерантности в реализации краеведческого материала, обусловливающий воспитание обучающихся в духе уважения, принятия и правильного понимания культуры другого народа.
Содержание краеведческого материала направлено на изучение народного и декоративно - прикладного искусства:
русского населения. Обучающиеся рассматривают традиции в украшении деревянной архитектуры, на основе повтора разрабатывают стилизованные оконные наличники в техниках «картонография», «пластилинография», на основе вариации выполняют эскизы традиционного убранства русской избы. Ребята на основе повтора разрабатывают стилизованные эскизы тканых ковров с учётом традиций ткачества тюменских ковровщиц. Школьники, знакомясь с тобольским косторезным промыслом, с опорой на импровизацию выполняют стилизованные модели из адаптированного материала, передавая пропорции, форму, строение, динамику и статику фигуры.
коренного населения. Учащиеся рассматривают национальное искусство коренных жителей тюменского региона: ханты и манси. Будущие воспитатели при знакомстве с традиционным орнаментом бисерных украшениях ханты разрабатывают на основе вариации стилизованный эскиз орнаментированной полосы с использованием традиционных мотивов для данного населения элементов орнамента. Осваивая технологию изготовления и способы украшения берестяных коробок школьники, опираясь на импровизацию, выполняют стилизованные модели коробок и коробов с использованием традиционных орнаментальных узоров ханты.
сибирских татар. Обучающиеся на основе повтора разрабатывают стилизованные эскизы головных уборов и обуви, учитывая особенности традиционного декора элементов татарского костюма.
Как показало изучение эффективности использования краеведческого материала в рамках урочной и внеурочной деятельности, более 60% ребят усвоили такие понятия, как уникальность, культурная традиция и проявляют интерес к народному искусству тюменского региона.
Таким образом, изучение народного и декоративно прикладного искусства тюменского региона способствует воспитанию элементов патриотизма, проявляющихся в уважительном отношении к своему народу, его прошлому и настоящему, высокой оценке труда мастера, заботе о сохранении культурных традиций.