СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование квест технологии на уроках математики для активизации познавательной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой описание опыта учителя по использованию нетрадиционной формы урока математики в виде квест - игры. В ней рассмотрены особенности проведения таких уроков в коррекционной школе. Может быть рекомендована для учителей, работающих по адаптированной образовательной программе.

Просмотр содержимого документа
«Использование квест технологии на уроках математики для активизации познавательной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.»

УДК 376:51(075)+51(075.3)

ББК 74.5+22.1я721

Крылова Ирина Владимировна, учитель математики

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Всеволожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (Всеволожск), Россия

email: [email protected]


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.


Аннотация. Методическая разработка представляет собой описание опыта учителя по использованию нетрадиционной формы урока математики в виде квест - игры. В ней рассмотрены особенности проведения таких уроков в коррекционной школе. Может быть рекомендована для учителей, работающих по адаптированной образовательной программе.

Ключевые слова: квест-технологии, коррекционное образование, активизация познавательной деятельности, активность, игра, урок.


Основная задача обучения математике школьников с легкой умственной

 отсталостью (в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в подготовке 

обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладении 

ими доступными профессионально-трудовыми навыками.

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), происходит на дефектной основе и характеризуется замедленно­стью, наличием отклонений от нормального развития. У данных детей отмеча­ются недостатки в развитии всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, эмоции и воли. Но в первую очередь фиксируется недоразвитие 

познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обуслов­лено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижность ю и переключаемостью. Все это осложняет обучение традицион­ным путем. [1]

Усвоение математических действий одна из сложнейших задач обучения 

ребенка с умственной отсталостью. Это обусловлено несовершенством как опе­рациональной стороны математической деятельности ребенка, так и особенно­стями познания, бедностью и фрагментарностью восприятия, скудностью на- глядных и слуховых представлений, недостаточной сформированностью прие­мов мыслительной деятельности, нарушениями внимания, а также несформиро­ванностью мотивации учебной деятельности. Учащимся трудно усвоить новый материал, из-за этого у них пропадает интерес к учению. Поэтому так важно постоянно пробуждать их интерес к учебным занятиям, заинтересовывать уро­ком и темой, привлекать их внимание, активизировать деятельность.

Актуальность проблемы заключается в поиске новых технологий для успеш­ного обучения и социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Решить данную проблему помо­гают игровые технологии. В педагогике игровые технологии - это методы и приемы организации педагогического процесса, в которых используются различные дидактические игры, помогающие стимулировать учебную деятельность, повысить мотивацию, и, следовательно, облегчить усвоение учащимися нового материала.

В общеобразовательной школе в качестве игровых технологий широкое применение нашли квест-технологии.

Моей педагогической находкой является опыт использования квест-технологий на уроках математики.

В основе квест-технологий лежит активизация самостоятельной деятель­ности и непосредственное участие детей в обра­зовательном процессе. Квест — это игра, в которой есть сюжет и цель, для достижения которой необходимо последовательно выполнять задания по сюжету. Каждое задание – это ключ к новой загадке. Такая форма урока нестандартна, а следовательно, увлекательна и интересна для детей.

Образовательный квест позволяет решить следующие задачи:

  • образовательную – перенос полученных ЗУН в новые условия позволяет более прочному усвоению нового материала; дифференцированный подход, развитие критического мышления;

  • развивающую - развитие интереса к предмету;

  • коррекционную – коррекция ВПФ

  • воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание чувства коллективизма и ответственности за свои действия. 

На первом этапе создается позитивный настрой на работу, объявляется тема, происходит знакомство с сюжетом. Сюжет меняется в зависимости от возрастной категории учащихся. Сюжет представляет собой ряд событий, т.е. последовательность этапов, для прохождения которых разрабатываются правила (условия, бонусы). В зависимости от правил, сюжет может быть: линейный, т.е. движение от одной точки, где необходимо выполнить задание, чтобы добраться к другой, штурмовой, кольцевой. В своей работе я использую линейные сюжеты, они более понятны и доступны детям с интеллектуальной недостаточностью.

Сюжет все время разный. Дети ищут клад, помогают найти героя, путешествуют на остров сокровищ и т.д. Групповая работа помогает объединить детей в команды по уровню обучаемости. Задания, выдаваемые детям, дифференцируются по степени трудности. Ребятам объясняются правила игры и правила поведения в команде.

На втором этапе дети выполняют задания квеста. Команды работают автономно. Выполнив первое задание, они получают подсказку, в которой говорится, где находится следующее задание. Таким образом, команды доходят до конца игры.

На третьем этапе происходит подведение итогов и рефлексия. Учащиеся коррекционной школы очень негативно реагируют на проигрыш, поэтому, я подбираю задания так, чтобы обе команды финишировали практически одновременно.

Применяя квест-технологии для умственно-отсталых школьников нужно помнить, что:

1. Сюжет должен быть хорошо знаком детям.

2. Задания должны быть строго дифференцированы по уровню обучаемости учащихся.

3. Должна быть четкая инструкция: «Реши», «Подойди», «Возьми» и т.д.

4. Учитель всегда должен быть готов оказать дозированную помощь.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Применяя квест-технологии в разных классах с 5-9 на уроках закрепления, я добилась повышения интереса к математике. Дети с желанием идут на урок. Повысился уровень их познавательной деятельности и, соответственно, качество обученности.

Хочу привести пример применения квест игры в 6 классе при закреплении темы «Письменное умножение и деление чисел»

Тема урока. Письменное умножение и деление чисел в пределах 10 000.

Цели урока:

1. Закрепить умение письменного умножения и деления чисел в пределах 10 000.

2. Коррекция познавательной активности учащихся, развитие мотивации к обучению математики.

3. Воспитание чувства коллективизма, личной ответственности за выполнение задания.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание


1.Организационный момент.

2. Активизация познавательной деятельности.










































3.Основной этап урока.









































































































4. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.




-Сегодня у нас необычный урок. Кто-то оставил на столе почтовый ящик. Давайте посмотрим, что в нем?

-Здесь какое-то письмо. Прочитайте его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут почтальон Печкин. Я должен был доставить вам посылку, но у меня ее украли бандиты. Они оставили карту. Помогите мне найти посылку!»

- Ребята, поможем почтальону Печкину?

- Давайте посмотрим карту, и выясним, где искать посылку?











- Но на подоконнике нет посылки, там только конверт.

- Саша. Подойди к подоконнику, возьми конверт.




- От кого же это письмо?






Учитель открывает конверт и зачитывает письмо вслух.


«Привет! Я Бармалей! Ха-ха-ха! Вы думали, что нашли посылку? Не торопитесь! Посылка хорошо спрятана, но мы оставили вам подсказки. Только самые сообразительные, внимательные и дружные могут ее найти. Вот вам первое задание, выполните его, найдете следующую подсказку».


-Ребята, чтобы быстрее выполнить задание, будем работать двумя группами.

- Вы команда! Возьмитесь за руки. Если готовы работать дружно, пожмите друг другу руки!



- Вы готовы, тогда вперед!

-Выполните первое задание. Если все решите правильно, узнаете, где искать следующую подсказку.


1 задание.

Выбрать числа, которые делятся:

на 2 на 7


(На доске карточки с цифрами)





-Расставьте их в порядке возрастания и переверните.

-Прочитайте слово-подсказку.


Слова-подсказки:

1к. – книга

2к. - пенал


- Найдите на парте нужный предмет, достаньте следующий конверт с подсказкой.


2 Задание.

Решите задачи.

Ответы запишите по порядку в таблицу.

Найдите на доске конверт с таким же числом.

Там слово-подсказка.

1к.

1) Собрали 12 кг крыжовника, а ежевики в 4 раза меньше. Сколько кг ежевики собрали?

2) В альбоме 10 цветных фотографий, а чёрно-белых в 2 раза меньше. Сколько чёрно-белых фотографий в альбоме? 

3) Туристы в первый день прошли 8 км, а во второй – в 2 раза больше. Сколько км проехали туристы во второй день?


1) В одной бочке 60 ведер воды, в другой – в 2 раза меньше. Сколько ведер воды во второй бочке?

2)В школьной мастерской было 24 м ситца. Израсходовали половину. Сколько метров ситца израсходовали?

3) Рыбак в первый день поймал 35 рыб, во второй на 15 рыб меньше, в третий в 4 раза меньше, чем во второй. Сколько рыб поймал рыбак в третий день?

3 задание «Расшифруйте слово»

Решите примеры (примеры записывайте в столбик)

Расшифруйте слово. Узнаете цвет шарика с подсказкой.

.

194х5 й 414:5 с

209х3 н 730:5 и

275х3 и


69

146

627

825

970






Решите примеры (примеры записывайте в столбик)

Расшифруйте слово. Узнаете цвет шарика с подсказкой.


1875х5 й 7130:5 л

195х40 ы 1960:4 ё

1076х5 т 1750:70 ж

25

490

1426

5380

7800

9375








4 задание

Подсказка спряталась за геометрической фигурой. Отгадайте, что это за фигура?

1к.

Отгадайте загадку.

 фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

2к.

Четыре угла и четыре сторонки, 
Похожи точно родные сестренки. 
В ворота его не закатишь, как мяч, 
И он за тобою не пустится вскачь. 
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали?





-Ребята, вы – молодцы! Помогли почтальону Печкину!

-Давайте оценим свою работу.

-Прикрепите на доску нужный смайл.

Дети садятся за парты.



Открывают ящик.

Ученик читает письмо.






Соглашаются помочь почтальону Печкину.

Рассматривают карту, выясняют, что посылку нужно искать на подоконнике.





Подходит, берет конверт, приносит учителю.


Дети читают «От Бармалея»

















Дети берутся за руки. Пожимают друг другу руки.









Дети поочередно подходят к доске, выбирают карточку, несут на место.


Ставят карточки в порядке возрастания, переворачивают, читают слово.


Берут нужный предмет, открывают, несут команде.


Читают задачи, записывают ответы в таблицу.











Записав ответы, подходят к доске и находят нужный конверт.





Дети берут конверт, читают задание и поочередно решают примеры. Расшифровав слово – подсказку, ищут нужный предмет.

Найдя шарик, протыкают его и достают следующее задание.











Отгадывают загадку.

Ученик идет к доске, находит нужную фигуру, несет остальным детям.


Дети читают послание, находят коробку с подарками.

Парты заранее расставлены для двух команд.



Слайд №1

(картинка Печкин с посылкой)




Слайд №2

На слайде презентации план класса.

















Видеофрагмент «Я ужасный Бармалей»
















Задание выдает учитель.


Учитель следит за деятельностью учеников и в случае затруднения помогает.


(Задания дифференцированы по уровню обучаемос

ти)













Учитель следит, чтобы все ученики участвовали в решении.























На карточках зашифрован цвет воздушного шарика.




















С изнаночной стороны фигуры находится конверт, в котором говорится, где найти посылку.


В данной посылке лежат сертификаты-освобождение на 1 день от домашнего задания.

Слайд№3



Если кто-то из детей занизил свою работу, учитель подбадривает ребенка.


Используемая литература.

1. ФГОС РЕЕСТР образовательных программ https://fgosreestr.ru

2. URL:jorigami.narod.ru/NewDoc/Makarenko_about_games.htm





Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как, квест-технология достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей.
Я уверенна, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми, потому что я отдаю им самое ценное, что у меня есть – свои знания, умения, навыки и свою душу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!