СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы «Использование лексико – орфографических упражнений при работе над усвоением слов с непроверяемым написанием как одно из средств формирования орфографической грамотности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение орфографической грамотности остаётся одной из важнейших проблем методики русского языка на 1 ступени общего среднего образования

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Использование лексико – орфографических упражнений при работе над усвоением слов с непроверяемым написанием как одно из средств формирования орфографической грамотности младших школьников»»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 16 г. Пинска»









ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ НАД УСВОЕНИЕМ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»





Соколик Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

8(029) 1625570;







Русский язык – это один из самых богатых и сложных языков в мире, поэтому изучение русского языка как школьного предмета ставит перед учителем много задач.

«Начальная школа призвана обеспечить формирование и развитие у учащихся умений и навыков эффективного владения языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения», - подчёркивается в программе по русскому языку [13, с.41].

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка на I ступени общего среднего образования.

Актуальность

В начальной школе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями) (Приложение 1).

Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение учащимися данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь школьников.  Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти трудные слова без ошибок.

Линия на развитие орфографического навыка при работе со словарными словами прослеживается в действующих учебниках по русскому языку. Однако, как показывает мой опыт и опыт коллег, предложенные в учебниках упражнения нуждаются в дополнительном расширении и обогащении. Ведь от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на I ступени общего среднего образования, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Ссылаясь на исследования психологов, можно утверждать, что «непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым» [11, с.32]. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и важности работы со словами данной категории. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

За долгие годы найдено много важных методических решений. Но проблема всё-таки остаётся и волнует каждого учителя, и меня в том числе.
Научно-методическое обоснование

Орфографическая грамотность – далеко не новый предмет исследования.

Начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, М.В. Ушакова, психологов Н.Д. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, учёного-методиста А.В.Текучева.  

В настоящее время исследованием этих проблем занимаются методисты М.Л.Закожурникова, М.М. Разумовская, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, В.Н.Зайцев.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания [1, с.15].

«Под орфографической грамотностью следует понимать: умение видеть орфограмму (написание, при котором возникают графические варианты и лишь один из них является орфографически-возможным) и способность применять то орфографическое правило, которое способствует решению орфографической задачи написания слова» [11,с.27].

Ее основы закладываются в начальном звене школы. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, существует своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку [10, с.41].

Развитию орфографической грамотности у учащихся способствует развитие и укрепление орфографических навыков. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи, орфограммы, а также определять их типы [10, с.51], это попросту умение видеть «ошибкоопасные места» в слове: те места, где можно допустить ошибку» [6, с.4].

Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.) позволило мне выделить факторы, способствующие формированию грамотного письма: зрительный, слуховой, рукодвигательный, проговаривание, комментирование.

В своей работе я использую методические разработки В.В. Волиной [4], В.П. Канакиной [8], В.В. Ераткиной [9], Т.И. Уткиной [12]. У этих авторов я позаимствовала некоторые методы, приёмы и проверила их эффективность на учебных занятиях «Русский язык».

Цели и задачи педагогической деятельности

Актуальность темы позволила определить цель и задачи моей работы.

Цель педагогической деятельности – создать условия для развития у учащихся разностороннего подхода к слову, исключая механическое заучивание.

Исходя из поставленной цели, мною были определены следующие задачи педагогической деятельности:

- на основе анализа методической литературы и собственного опыта определить наиболее эффективные средства формирования орфографической грамотности;

- создать систему лексико-орфографических упражнений для работы со словами с непроверяемым написанием;

- сформировать у учащихся потребность и умение пользоваться орфографическим словарём;

- содействовать воспитанию активности, самостоятельности, любознательности;

- прививать интерес и любовь к слову, родному языку.

Описание технологии опыта

Словарная работа – это не просто эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная система работы.

Путём проб и ошибок постепенно я вырабатывала свою систему. С одной стороны в ней ничего сверхъестественного нет, а с другой стороны — это проверено на личном опыте, поэтому для меня представляет особую ценность, и имеются положительные результаты.

Работу над словами с непроверяемыми написаниями я провожу в несколько этапов: ознакомительный (Приложение 2), тренировочно – закрепительный, учётно – контрольный, итогово – аналитический. Каждый из этапов призван решать конкретную задачу.

В данной работе я хочу остановиться на использовании лексико-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся.

Цель закрепления – развить умения и навыки, приобретённые при объяснении нового материала, поднять их на более высокую ступень. Эта работа требует многократных систематических упражнений, ведь прочные навыки грамотного письма можно выработать только систематически обобщая изученное. Лучший вид закрепления – это включение усвоенного материала в последующую деятельность.

В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

Для успешной работы считаю необходимым соблюдать следующие условия:

1. Упражнения должны проводиться систематически, способствовать условиям и этапам формирования навыков.

2. Упражнения должны быть разнообразными.

3. Упражнения должны быть посильными и в то же время постепенно усложняя их.

4. Одно и то же упражнение не может быть на уроке про­должительным.

5. Материал для упражнений должен изменяться (варьиро­ваться) в зависимости от этапа работы над тем или иным грам­матическим разделом.

6. По характеру мыслительной деятельности упражнения должны быть аналитико-синтетическими: это и конструирование слов, словосочетаний, предложений и связных текстов; сопоставление одних слов и форм с други­ми, нахождение между ними сходств и различий; группировка слов и предложений, применение объяснений и доказательств.

Варианты упражнений, выполняемых учащимися на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим матери­алом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосо­четание в предложении, связном тексте.

Язы­ковым материалом для проведения таких упражнений использую стихотворения, пословицы, пого­ворки, загадки, тек­сты-отрывки из художественных произведе­ний. Задания на уроке подбираю так, чтобы научить не только готовым знаниям, но и деятельности по их приобретению.

Словарно-орфографические упражнения:

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются:

  1. Диктанты.

Приведу некоторые виды диктантов и способы их проведения, имея в виду, что словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над словами с непроверяемым написанием: зрительный диктант с предварительным разбором; картинный диктант; выборочный диктант; диктант с использованием загадок; диктант по памяти (Приложение 3).

2) Веселые шуточные стихи и рифмовки (Приложение 4).

Ребята очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать и запомнить «очень опасные» слова, учат писать правильно.

Виды заданий: записать стихотворение; найти словарные слова, подчеркнуть орфограмму, которую надо запомнить.

3) Мнемические приёмы (запоминая одних предметов с помощью других). Мнемоника или мнемотехника (от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличение объёма памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

воробей – вор украл воробья

ученик - учение для ученика мучение

берёза - белая берёза

пенал – пена в пенале

спасибо – папа спасибо

В этом случае слова называем не провероч­ными, а словами – подсказками.

Использую и такие фразы: Костя носит костюм, а Павел пальто.

Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется. Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.

4) Приемы   «усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова.

Обращение учащихся к истории слова помогает найти самого важного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая прежде считалась непроверяемой. Оказывается, например, что непроверяемая прежде «е» в слове ветер может быть проверена словом ветреный; ворона - ворон, перчатка - перст, лисица – лисий, так как эти слова - родственные.

5)  Ритмизация - то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.

Например: Найди подсказку, которая поможет запомнить написание словарного слова.

Катится, катится голубой вагон…

Ты красивый, а я краше обойди всё царство наше.

6)   Приём занимательности (иллюстрация, игра, кроссворды, задачи-шутки, занимательные упражнения) (Приложение 5).

Учащиеся, как правило, гораздо охотней приступают к выполнению занимательного задания, чем обыкновенного, ведь необычное всегда привлекательней.

7) Дидактическая игра.

Одним из средств закрепления правописания трудных слов являются дидактические игры: «Угадай недостающий слог», «Какой буквы не хватает», «Буквы рассыпались» и др. (Приложение 6).

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Лексические упражнения:

Значение лексической работы в начальном звене школы огромно. В этом возрасте происходит интенсивный рост словарного запаса детей, на базе которого развивается речь и мышление, воспитывается языковое чутьё.

Лексическую работу я осуществляю по следующим направлениям:

  • Обогащение, уточнение и активизация словаря.

  • Устранение из детского лексикона нелитературных слов и выражений.

Задания лексического характера включаю в упражнения по грамматике и правописанию.

Если значение слова непонятно, не спешу объяснить его, а предлагаю самим раскрыть значение таких слов.

Объяснение значений слов:

  • с помощью картинок;

Например, дети рас­сматривают на предметной картинке изобра­жения инструментов (молоток, лопата), назы­вают их, определяют их назначение, объяс­няют отличительные признаки этих предме­тов.

  • путём показа предмета;

  • обращение к толковому словарю;

  1. Выпишите слова из словаря на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда».

2) Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

Автомобиль, автобус, трамвай, ракета.

Капуста, помидор, яблоко, морковь.
Пенал, тетрадь, улица, карандаш.

3) Сгруппируйте слова по темам.

Завтра, здоровый, корзина, золотой, сегодня, тарелка, красивый, однажды, теперь, посуда.

- Найди слово, в котором буквы, обозначающие согласные звуки, мягкие. Составь с ним предложение.

  • путём подбора близких по значению слов - синонимов;

К словам пальто, аккуратно (опрятно), дорога (путь) подберите синонимы, если возможно. Составьте с ними предложения. К словам учитель (педагог), книгохранилище (библиотека), хорошо (плохо)  подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

  •  путём включения в текст (составление предложения);

  • путём подбора родственных слов;

  • путём развёрнутого объяснения учителя;

  • занимательный материал.

Особое внимание уделяю работе по семантизации слов, угадывание слов по описанию их лексического значения. (Приложение 7)

Использую следующие упражнения:

  • Игра «Блицтурнир».

  • Игра «Кто как голос подаёт?».

  • Игра «Узнай птицу по описанию» (животное, транспорт, овощи, фрукты).

  • Приём «Синквейн».

Результативность

Целенаправленная работа по формированию орфографической грамотности младших школьников ведется мною на протяжении многих лет. Хочется отметить, что лексико-орфографические упражнения, которые я использую при работе над словарными словами, дают положительную динамику.

Результаты, полученные после проведения словарных диктантов, показали, что благодаря включению в учебные занятия лексико-орфографических упражнений, количество учащихся с низким уровнем обученности уменьшилось, а с высоким – увеличилось (Приложение 8).

Эффективность использования всех вышеописанных видов упражнений и приемов доказывают следующее:

- Наблюдается высокий уровень интереса к учебным занятиям по русскому языку.

- Учащиеся осваивают орфографию не только «программных» словарных слов, но и многих других слов.

- Качество усвоения правописания орфограмм значительно выше.

- Речь стала более грамотна.

- Увеличился словарный запас.

- Повысилась самооценка учащихся.

Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения быть грамотными и образованными.

Есть определенные успехи у моих учащихся, которыми я, как учитель, могу гордиться (Приложение 9). Практическими наработками по теме опыта я делилась с коллегами на заседаниях городского методического объединения (Приложение 10), в рамках городского фестиваля педагогических идей, на курсах повышения квалификации.

Выводы и перспективы

На основании проделанной мною работы можно утверждать, что лексико-орфографические упражнения, используемые мною на учебных занятиях «Русский язык», эффективны для работы в начальных классах и способствуют формированию у учащихся орфографической грамотности.

При помощи лексико-орфографических упражнений я не только закрепляю, но и уточняю знания детей, формирую навыки самостоятельной работы, укрепляю навыки мыслительной деятельности.

Пословица гласит: «Мудрым никто не родился, а научился». Грамотным человек тоже становится не сразу. Потихоньку, по крупицам, с мозолями на пальчиках идёт этот процесс, процесс овладения грамотой.

Все мы, учителя начальных классов, твердо знаем: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма в начальном звене, во многом зависит грамотность наших учеников в дальнейшей жизни. Ведь начальная школа - это старт для всей школьной жизни ребенка.










Список использованных источников

1. Богоявленский,Д.Н. Психология усвоения орфографии/ Д. Н.Богоявленский. - М.: Просвещение, 1989.

2. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии /Д.Н.Богоявленский // Начальная школа. –2003 - №4. - С.39. 

3. Верниковская, А. В., Грабчикова, Е. С. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. ч.2./

А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. – Мн. – 2012.

4. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение / В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.

5. Гордеев, Э. В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка / Э. В. Гордеев. - Тула, 1995.

6. Грабчикова, Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка / Е.С.Грабчикова// Начальная школа. – 1999. №3.      

7. Граник, Г.Л., Бондаренко, С.Т., Секреты орфографии / Г.Л. Граник, С.Т. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994.

8. Ераткина, В.В. Работа над непроверяемыми написаниями / В.В.Ераткина // Начальная школа. –1999. №6. 

9.Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: пособие для учителя / В. П. Канакина.- М.: Просвещение, 2007.

10. Львов, М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

11.Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И.Разумовская – М.: Дрофа, 2005.- С. 251. 

12. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями /Т.И.Уткина // Начальная школа. –1999. - № 6. - С.81. 

13.Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. - Мн., НИО, 2012.


Приложение 1


Тематическое объединение словарных слов (137 сл.)

2кл. – 42 сл.

3кл. – 51 сл.

4кл. – 44 сл.

Время, отрезок времени:

2 класс воскресенье, вчера, месяц

3 класс календарь, неделя, сегодня, сейчас, теперь

4 класс завтра, однаж­ды

Дополнить: здесь, суббота.

Вежливые слова:

3 класс извини, пожалуйста

4 класс спасибо

Дополнить: до свидания.

Грибы:

Дополнить: боровик, лисички, мухомор, опя­та, поганка, подберёзовик, подосиновик.

Животные:

2 класс воробей, ворона, заяц, корова, соловей, сорока

3 класс животное, лягушка, олень

Дополнить: верблюд, жаворонок, карась, комар, ласточка, лебедь, медведь, муравей, пингвин, скворец, соба­ка, соболь, щенок.

Инструменты, принадлежности:

4 класс фонарь, телевизор

Дополнить: лопата, молоток, пылесос, телефон

Люди:

3 класс человек

4 класс почтальон, путешественник, ребё­нок

Дополнить: космонавт , мужчина, сосед, товарищ.


Приложение 2

Построение работы знакомства с новым словом на уроке

  1. Предъявление слова.

Я использую следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) рассматривание детьми предметной картинки (из набора «картинный словарь»);

в) описание признаков предмета по цвету, форме и т.д. или предъявление слова-синонима.

2. Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Это опора на речедвигательную орфографическую память учащихся. Слово с непроверяемым написанием сначала орфографически (как написано) читается по слогам учителем (например, паль-то), затем учащиеся произносят это слово по слогам несколько раз хором (два-три раза).

3. Вторичное зрительное восприятие словарного слова в строчной записи. Слово записывается на доске учи­телем и в тетрадях учащимися целиком и по слогам с послоговым проговариванием. Опора на моторную (пальцедвигательную) орфографическую память. Постановка ударения.

4. Фонетическое чтение детьми словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Подчеркивание «опасного» в орфографическом отношении места в слове: например, пальто. Учитель ста­вит перед учениками задачу запомнить выделенное место - орфо­грамму, так как оно не может быть проверено правилом.

5. Объяснение учащимися лексического значения слова (например, пальто-род верхней одежды, надеваемый поверх платья, костюма), пояснение значения на самостоятельно подобран­ных примерах. Например, детское пальто.

6. Подбор однокоренных слов с непроверяемой ор­фограммой. Подбор однокоренных слов увеличивает количество усваиваемых учащимися слов. Например, пальто, пальтецо, пальтишко, пальтовая.


Приложение 3

Диктанты:

  • зрительный диктант с предварительным разбором;

Учащиеся орфографически и орфо­эпически проговаривают написанное на кар­точке словарное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

  • картинный диктант:

1) показываю карточку-картинку, дети называют изобра­женный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

2) показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, запи­сывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;

3) показываю карточку-картинку, дети самосто­ятельно записывают слово, являющееся на­званием изображенного на картинке предме­та, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

  • Выборочный диктант (картинный, слухо­вой, зрительный). Предлагаю детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

- записать в первый столбик слова — назва­ния животных, во второй — слова — назва­ния растений;

- записать в первый стол­бик слова, в написании которых следует за­помнить гласную е, во второй — слова, в напи­сании которых надо запомнить гласную о, в третий— слова, в написании которых надо запомнить гласную а ;

Например: 2 класс (сентябрь, ворона, мороз, маленький, сахар, зарядка).

- выписать из стихотворения только слова из «Словаря».

  • Диктант с использованием загадок

Я часто предлагаю учащимся загадки по темам «Овощи», «Фрукты», «Транспорт» и т.д.

- учи­тель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке;

- затем ученики записы­вают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

  • Диктант по памяти:

- записать по памяти слова, обозначающие вежливые слова (извини, спасибо, пожалуйста, до свидания);

- записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е (вчера, календарь, неделя, сегодня).

Приложение 4

Веселые шуточные стихи и рифмовки

Ваня, Ваня – простота!
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы
Озорные молодцы.
Овощи пустились в путь. 
С "О" писать их не забудь!


Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть, и есть лопата.

Можно шить, и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить. (С. Маршак)

Приложение 5

Приём занимательности

  1. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке.
    П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (берёза)

  1. * * * * * * * ОЗАБВТЕРАДК * * * * (завтрак, обед)

  2. Шарада

Начало – нота,

Потом оленя украшение.

А вместе – место

Оживлённого движения. (Дорога.)

4) Кроссворд «Сквозное слово»

1я

з

ы

к




2г

о

р

о

д

3о

д

е

ж

д

а

4д

е

р

е

в

н

я

5а

р

б

у

з


Задание. Если по горизонтали вписать правильно сло­варные слова, то в первых клеточках по вертикали полу­чится слово, обозначающее небольшой сочный плод.

1. Речь, способность говорить.

2. Крупный населенный пункт.

3. То, что надевают на тело.

4. Крестьянское селение.

5. Крупный полосатый зелёный плод.

Приложение 6

Игры со словами

  • Игра «Узнай меня по хвостику»

Учащимся очень нравится, когда игра начинается такими словами:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили.

Задание: Верните начало слова на место.

…русь (Беларусь), …дина (Родина), …бята (ребята)

  • Игра «Песенка»

Эта песенка, чудо песенка

В пути нам пригодится,

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

- Когда использую данную игру, обязательно говорю тему, например

«Продукты питания».

Задание: Отгадайте, слово, которое спряталось.

-о-о-о (молоко)

-а-а- (сахар)

-о- - е-а (конфета)

-и-о- (пирог)

Если слово разгадано, его обязательно надо спеть на мотив любой песни, например «Голубой вагон».

  • Игра «Муравьи»

Ты когда-нибудь наблюдал за жизнью насекомых? Сегодня ты можешь побывать у них в гостях. А ещё, ты можешь поиграть вместе с ними.

Долго дом из хворостинок.

Собирали для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы муравьи.

- Занеси нужную букву к слову.

а а о о к…стюм, п…льто, к…рман, пуг…вица

  • Игра «Цепочка слов»

Правила игры:

Учитель называет по три слова, объединённых тематикой, например:

зарядка, стадион, чемпион

футбол, хоккей, теннис

магазин, комната, квартира

дорога, километр, светофор

Ребята должны запомнить эти слова. Затем учитель снова читает два слова, а третье дети должны сами записать.

Приложение 7

  • Игра «Блицтурнир»

Правило: Назови одним словом. Это слово запиши. Выдели орфограмму, которую надо запомнить.

Сентябрь, октябрь, ноябрь (месяц).

Руководитель школы (директор).

Седьмой день недели (воскресенье).

Их ждут все школьники (каникулы).

Таблица или книжка всех дней в году (календарь).

Мера длины в 1000 метров (километр).

Транспорт на двух колёсах (велосипед).

Её получает в конце года отличник (грамота).

  • Игра «Кто как голос подаёт?»
    Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П…тух чирикает

С…рока лает
С…бака мычит
К…рова квакает
В…рона стрекочет
В…робей каркает

  • Игра «Узнай птицу по описанию» (животное, транспорт, овощи, фрукты)

Ход игры: на наборное полотно выставляются изображения птиц. Учи­тель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее. Затем слово записывают в тетрадь.

Примерные описания птиц: Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воро­бей.)

Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска по­средине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или бе­лый. (Синица.)

  • Приём «Синквейн» - методический приём технологии развития критического мышления. Этот приём способствует развитию мыслительных навыков учащихся.

воробей

заяц

коричневато-серый, маленький

пугливый, серый

прыгает, чирикает, клюёт

бежит, грызёт, дрожит

Пёрышки взъерошил драчливый воробей.

Заяц спасается от лисы.

птичка

косой


Приложение 8

Сравнительный анализ результатов

усвоения слов с непроверяемыми орфограммами


Уровень учебных

достижений

2«А»

класс

%

3«А»

класс

%

4«А»

класс

%

1.

высокий

9

41

10

46

12

55

2.

достаточный

5

23

6

28

7

32

3.

средний

5

23

3

13

1

4

4.

удовлетворительный

2

9

3

13

2

9

5.

низкий

1

4

-

-

-

-


Качество знаний

17

77

19

86

20

91


Приложение 9

Представление результатов

Дата


Ф.И.учащегося


Предмет


Уровень олимпиады

Место


2012/2013


Красковская Елизавета

русский язык


2 этап


Диплом первой степени

2012/2013


Кривошлыков Иван

русский язык


2 этап


Диплом второй степени

2012/2013


Красковская Елизавета

белорусский язык

2 этап


Диплом первой степени

2012/2013


Масляк Анна

белорусский язык

2 этап


Диплом второй степени

2012/2013


Аракчеева Анна


русский язык


2 этап


Благодарность,

5 место
























Приложение 10


Фрагмент учебного занятия по русскому языку с использованием

лексико-орфографических упражнений (III класс)

Тема: Главные члены предложения

Цель: создание условий для формирования представления учащихся о структуре предложения и главных его членах.

Задачи:

- учить устанавливать связь между словами; определять главные члены в предложении; составлять схемы предложений;

- развивать память, мышление, внимание, устную и письменную речь;

- формировать навыки грамотного письма;

- воспитывать любовь и бережное отношение к лесным обитателям.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3класс ч.1, схема – опора «Главные члены предложения», орфографический словарь, сюжетные рисунки с изображением муравьев.

Тип учебного занятия: объяснение нового материала.

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пожелаем успеха в открытии новых знаний.

II. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа (работа по карточкам со словарными словами).

Упр. 68, с.48

- Из каких предложений по цели высказывания состоит текст?

- Какое правило вы применяли при написании слов?

- Какие слова называются родственными?

- Назовите родственные слова к слову друзей.

- Подберите синоним к слову друг (товарищ, приятель)

- Но, что это?! Один муравей захотел выделиться и вот, что с ним случилось. Прочитайте стихотворение.

III. Словарно-орфографическая разминка.

Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит…(.)

Эй, товарищи - друзья, выручайте муравья…(!)

- На сколько предложений можно разделить этот текст?

- Поставьте в конце предложения знаки препинания.

- Какие предложения по цели высказывания и по интонации?

- Прочитайте второе предложение с сильным чувством опасности.

IV. Чистописание.

Тт та то Ттв тврщ

- Найдите в стихотворении обращение и выпишите его.

товарищи - друзья

- Поставьте в словах ударение, выделите корень.

- Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корне.

- Назовите в стихотворении ещё слова с непроверяемыми написаниями.(муравьишка).

- Подберите и запишите родственные слова. (Муравейник, муравьиная, мурашка). Найдите подсказку, которая поможет запомнить написание словарного слова.

Приём ритмизация

Муравей – мурашка малая букашка.

- Какую букву вы должны запомнить?

- А что вы ещё, кроме правописания, должны запомнить? (Надо друга выручать)

- Вот и молодцы! Поступайте так всегда!

- Запишите первое предложение, проговаривая каждое слово по слогам.

Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит.

- Подчеркните в первом предложении «опасные» места.

V. Сообщение темы и цели урока.

Приём занимательности

Учитель. - Тема нашего урока зашифрована, но, вы, сможете её узнать, если вычеркните все словарные слова.

Глакрапивавныекоридорчлеизвининыпрекрасивыйдлокартинажепосудания

(Главные члены предложения)

VI. Работа по теме.

VI. Закрепление изученного материала.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.








24