СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование лэпбука как инновационного средства обучения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация раскрывает методические рекомендации по иззготовлению и использованию ЛЭПБУКА.

Просмотр содержимого документа
«Использование лэпбука как инновационного средства обучения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

Использование лэпбука как инновационного средства обучения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Хатькова Елена Александровна, учитель – дефектолог

МОУ ИРМО «Грановская средняя общеобразовательная школа».


Данная публикация раскрывает методические рекомендации по изготовлению и использованию лэпбука. На основе своего опыта составители статьи показывают преимущества данного методического пособия в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: лэпбук, ФГОС, личность, творчество, индивидуальный и дифференцированный подход.

« Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера»

Д. Дьюи.

Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога  является степень его готовности к использованию современных  технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора учеников, в освоении ими способов деятельности. 

Задача педагогов коррекционно- развивающего обучения состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время, с введением ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), у педагога открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.

ФГОС направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

формирование основ мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

формирование основ учебной деятельности;

развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.

Также ФГОС предполагает формирование предметных и личностных результатов. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться тех предметных и личностных результатов обучения, на которые указывает ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В своей работе начала использовать новое  методическое пособие – «лэпбук».

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное);

  • формирование основ мировоззрения обучающихся;

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности), развитие творческого потенциала каждого обучающегося;

  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

  • возможность структурировать сложную информацию;

  • простой способ запоминания;

  • вариативность использования заданий;

  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач;

  • умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца;

  • адекватно оценивать результаты;

  • взаимодействие с педагогами и сверстниками;

  • овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями.

Лэпбук представляет собой интерактивную папку, в которой собраны материалы по определенной лексической теме. Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. (Рис. 1,2).

Рис.1. Лепбук на тему «Масленица» Рис.2. Лепбук на тему «Хлеб - всему голова».

Изготовление лэпбука - это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы с помощью педагога и родителей. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Педагог является тем фактором, который подталкивает ребят к совершению, пусть незначительных, но открытий. Для учителя лэпбук имеет свои плюсы. Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности, организации индивидуальной и дифференцированной самостоятельной работы с детьми.

Для того, чтобы процедура изготовления лэпбука была продуктивной и могла реализовывать задачи ФГОС, представленные выше, педагог должен знать как сделать лэпбук и каких методических рекомендаций ему необходимо придерживаться.

Изготовление лэпбука проходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы.

  2. Обсуждение плана.

  3. Создание макета (выбор элементов для заполнения лэпбука).

  4. Изготовление лэпбука (практическая часть)

Выбираем тему лэпбука. В урочное время выбор темы будет зависеть от образовательной программы. Темы могут быть как общие, так и частные. Лэпбук на общие темы получается обзорным, в нем вряд ли можно отразить все аспекты. Конкретные темы могут дать более подробную информацию – это будет гораздно продуктивнее. Например, мы изготовили лэпбук на общую тему экологии «Друзья природы».(Рис.3). Это получилась обзорная книжка, отражающая поверхностную информацию. Она полезна для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), потому что понятие «экология» в программном содержании предмета «мир природы и человека» не раскрывается, но затрагивается в третьем классе, в разделе «Воздух».  

Рис.3. Выбор темы «Друзья природы».

Выбрали тему, теперь надо написать план, ведь лэпбук – это учебное пособие, полностью раскрывающее ту или иную тему. Составляя план, мы используем модель трёх вопросов.

Задаем ребенку вопросы:

  1. Что ты знаешь о ..?

  2. Что хотел бы узнать?

  3. Что сделать, чтобы узнать?

Представляем свой план для оформления лэпбука «Друзья природы»:

1.Природа живая и неживая.

2.Загадки и стихи о природе.

3.Красная книга Иркутской области.

4.Правила поведения на природе.

5.Что наносит вред природе.

6.Как нужно сортировать мусор.

Далее надо нарисовать макет. (Рис.4). Для этого, необходимо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Формы представления могут быть любые: игры, развивающие задания. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д. Макет рисуем на черновике: лист А4 сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Рис.4. Макет на выбранную тему.

Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: картонная папка-основа, цветная бумага, ножницы, клей, скотч, материалы для скрапбукинга.(Рис.5). Вырезаем детали, приклеиваем. (Рис.6.). Лепбук готов. (рис.7). Теперь начинаем занятия с детьми.

Рис.5. Материалы для скрапбукинга. Рис.6. Вырезаем и приклеиваем детали.

Рис.7. Лепбук готов.

Нежелательно выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за одно занятие. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Применяя лэпбук в работе с детьми с умственной отсталостью, можно сделать вывод, что это очень удобное и полезное средство обучения.

Он помогает закреплять материал, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Кроме этого, использование лэпбука в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Изготовление и применение лэпбука является неотъемлемой частью представления итогов проекта или тематической недели.


Литература:

1.Астралинова Л.Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе// Молодой ученый -2017 - №5 – С.465 – 468

2.Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст ]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) – Пермь: Меркурий, 2015. – С.162-164

3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 19 декабря 2014г. №1955.

Интернет- ресурсы:

4.https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-lepbuka-na-urokah-v-korrekcionnoy-shkole-4009526.html

5.http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html

6.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-lyepbuk-izgotovlenie-lyepbuka.html

7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/07/konspekt-master-klassa-dlya-pedagogov-po-izgotovleniyu-interaktivnoy