СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование лэпбука на уроках английского языка как интерактивный метод обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди разнообразных дидактических материалов, используемых на уроках иностранного языка, создание интерактивных тетрадей является своеобразным, достаточно новым  мотиватором. Таков новый материал для обучения, представляющий собой одну из разновидностей проекта. Это коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Просмотр содержимого документа
«Использование лэпбука на уроках английского языка как интерактивный метод обучения»

Методическое объединение учителей иностранного языка

Мценского района


Использование лэпбука

на уроках английского языка

как интерактивный метод обучения 

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К её основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, актуализация современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков учебного труда, использование компьютеров и других информационных средств обучения. Это напрямую касается такого немаловажного школьного предмета как иностранный язык.

В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами, хотя еще не выработано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».

Общее понятие об актуальности методов интерактивного обучения

Существующая сложившаяся система обучения представляется достаточно понятной, поэтому некоторые открытия или выводы, сделанные психологами, социологами в этой области, порой кажутся совершенно неожиданными и приводят в недоумение. Например, исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы. Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характе­ризуется все теми же 10% учащихся. Ученые дают простое, на их взгляд, объяснение: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».[1 с. 96]

Результаты этого исследования приводят к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. И одним из вариантов оптимизации учебного процесса в данном направлении является использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Дело в том, что традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания, изображенная на рис. 1(См. Приложение). Пирамида запоминания показывает, что, чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации усваивается ими.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования. Стратегия интерактивного обучения представляет собой организацию образовательного процесса с помощью определенной системы способов, приемов, методов, способствующих активному, заинтересованному участию обучаемого в процессе познания.

Интерактивная тетрадь как дидактический материал

при обучении иностранному языку

Каждый учитель английского языка понимает, что пройденный материал должен остаться в памяти учащегося на долгое время, чтобы он научился пользоваться своими знаниями в современном мире. При этом известно, что лучше и быстрее запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, то, что сделано своими руками.

Среди разнообразных дидактических материалов, используемых на уроках иностранного языка, создание интерактивных тетрадей является своеобразным, достаточно новым мотиватором. Таков новый материал для обучения, представляющий собой одну из разновидностей проекта. Это коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это тетрадь, которую учащийся создает с помощью учителя или родителей сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Актуальность этого материала обусловлена тем, что в современном мире учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время школьник просто открывает тетрадь и с радостью повторяет изученное, а не зубрит слова, тратя много времени и сил.

  Каждый раздел тетради, над которым работает школьник самостоятельно, направлен на концентрацию внимания учащегося, но так как это происходит в нетрадиционной (игровой) форме, исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение, ребёнок погружается в привычную для него обстановку, открывается простор для его мышления.

Технология создания проста, хотя требует немало времени. Можно придерживаться следующих этапов работы: вначале

оговаривается, что можно разместить в кармашках, продумывается содержание темы, рисунков; создание страниц интерактивной тетради возможно и дома, так как на уроке для выполнения всех элементов задания часто не хватает времени. Для изготовления такой тетради (по- другому – лэпбука) необходимы картон, цветная бумага, красочные иллюстрации, ножницы, клей, карандаши или фломастеры, клей, скотч). Все нужные детали вырезаются и приклеиваются; наполнение лексическим и грамматическим материалом; отводится также место для хранения песен, стихотворений. Этот процесс происходит постепенно, по мере изучения материала в рамках данной тематики. Школьник также может самостоятельно добавлять дополнительную информацию.

   На всех этапах работы с такими тетрадями происходит пополнение разделов, в разных классах, в соответствии с изучаемой лексикой. Можно готовить стандартные шаблоны с надписями и картинками, которые учащиеся затем вклеивают в свои тетради. Они могут складываться в разные формы, включать в себя различный языковой материал. При его использовании у учащегося повышается заинтересованность, потому что это новая форма работы и ему нужно не просто писать ручкой, но и перелистывать, складывать, раскладывать формы. Это делает процесс обучения менее монотонным, включает моторику пальцев что, в свою очередь, активизирует процесс мышления. Применение такого лэпбука помогает предотвратить усталость и утомляемость, усилить мотивацию к учебной деятельности. Все это является залогом успеха в освоении учебного материала школьниками.

Созданный таким образом продукт отвечает требованиям ФГОС:

он информативен;

обладает дидактическими свойствами;

обеспечивает познавательную, исследовательскую, творческую и игровую активность школьников;

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

способствует развитию памяти, внимания, воображения, творчества, мышления, логики.

Важно отметить еще одно важное обстоятельство. Педагоги-практики, применяя методы активного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию. В статье Ч. К. Бонуэлл и Т. Е. Сазерленд «Непрерывность активного обучения: выбор деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории» выделяются следующие барьеры при использо­вании методов активного обучения:

  • трудность в преподнесении большого количества материала на
    занятиях;

  • активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия;

  • представляется невозможным использование активных методов
    обучения в многочисленной аудитории.

  • сопротивление учащихся новым подходам и методам. Причем чем больше опыт учебной деятельности обучающихся, тем большее сопротивление можно встретить в учебной аудитории.

Эти барьеры необходимо учитывать при планировании своего урока и быть готовыми прилагать определенные усилия по их преодолению.


Приложение Рис.1 Пирамида запоминания




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г.\ №4

2 Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.,

3 Бонуэл Ч. К., Сазерленд Т. Е. Непрерывность активного обучения: выбор методов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории \\ Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы \ БГУ центр проблем развития образования - Минск 2001



Учитель английского языка Голубцова И.О.

МБОУ «Тельченская СОШ»

Октябрь 2018



6