СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Укрепление здоровья населения всегда дело не простое сопряженное с решением многих проблем.  Особенно сложна ситуация в условиях школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в которой обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Использование личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания обучающихся с умственной отсталостью»

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Учитель физической культуры первой

ГБОУ школы-интерната № 115 г.о. Самары

Никитина Вероника Валериевна


Укрепление здоровья населения всегда дело не простое сопряженное с решением многих проблем. Особенно сложна ситуация в условиях школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в которой обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная категория обучающихся имеет различную тяжестью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), дефицитарное психическое развитие, сопровождающееся еще и соматическими расстройствами. множественные сопутствующие нарушения.

В понятии «нарушение интеллекта» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, различающиеся проявлениями, временем возникновения и особенностями протекания. Двигательные способности таких детей имеют свои особенности и закономерности, так как очень часто у них присутствует пространственная и временная дезориентация, нарушение координации, быстрая утомляемость, а также нарушения опорно-двигательного аппарата, что делает даже простые физические упражнения трудновыполнимыми.

Неблагоприятные условия жизни до поступления в школу - интернат, ошибки и просчеты в воспитании, асоциальный образ жизни родителей - приводят к деформациям в эмоционально-волевой и нравственной сферах.

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Исходя из этого, можно сказать, что первостепенной задачей коррекционного образования является - обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключается в удовлетворении потребности лиц, имеющих нарушения в развитии, в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, а также в их социальной адаптации.

Одна из больших возможностей повлиять на уровень развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - занятия физической культурой: они имеют весьма широкий спектр воздействия на личность ребенка с особыми образовательными потребностями.

Физическое воспитание в школе где обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно полностью строиться на принципе «всестороннего и гармоничного развития личности», однако самая доступная форма физического воспитания – урок физической культуры, организуется на основе государственных программ, которые рассчитаны на фронтальное обучение, на так, называемого. «среднего обучающегося». В современных условиях, такой подход не может быть эффективным, так основную задачу - коррекцию обучающегося с умственной отсталостью он выполнять не способен.

Поэтому педагогам необходимо искать новые формы применения средств физической культуры, которые будут не только корригировать недостатки двигательной сферы и физической подготовленности, но и расширять психомоторный потенциал обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что урок физической культуры должен быть строго личностно-ориентированным, отвечать потребностям каждого обучающегося, строиться с учетом всех психофизических особенностей конкретного ребенка, а также с постоянной диагностикой траектории его индивидуального развития.

Личностно-ориентированный подход на уроках физкультуры в школе для обучающихся с умственной отсталостью основан на следующих принципах: индивидуальное дозирование нагрузок, дифференцированном подходе к детям, коррекции недостатков физического развития, повышении мотивации к занятиям физической культурой.

Индивидуальное дозирование нагрузок заключается в том, что для каждого обучающегося отводится определенный объем физических нагрузок, отличный от остальных. При этом он должен быть максимальным, но выполнимым, этим и достигается оздоровительная направленность урока. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Объем нагрузок зависит от того, как быстро обучающиеся достигают утомления, а вместе с тем и неспособность, а самое главное и нежелание выполнять физические упражнения.

Педагог должен подбирать упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью.

Правильное соблюдение нагрузок, предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, обучающийся успешно справляется с программным материалом. В процессе физического воспитания границы доступного для обучающегося материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

Принцип дифференцированного подхода к обучающимся в процессе их физического воспитания выражается в том, что в каждом классе можно выделить три группы детей по уровню развития двигательных способностей, физической подготовленности, физической работоспособности, с которыми и проводится целенаправленная работа на занятиях. В этом случае индивидуальным становится не только нагрузка, но и методы обучения и физического воспитания.

Коррекция недостатков физического развития представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать комплексный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, но имеющих единую целевую направленность – коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Повышение мотивации к занятиям физической культурой в физическом воспитании умственно отсталого обучающегося является наиболее проблемным моментом. Воспитание достаточно устойчивого интереса и привычки к занятиям физической культурой – важное условие осуществления физического воспитания обучающихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Всегда надо помнить, что вследствие отставания в двигательном развитии многие обучающиеся с нежеланием занимаются физическими упражнениями, заставить ребенка выполнять физические упражнения, преодолевая боль, стеснение, очень сложно. Но самая большая сложность состоит в том, что обучающийся не всегда понимает, зачем и почему он должен делать, то или иное упражнение.

Вопросам мотивации в физической культуре и спорте в последнее время наблюдается пристальное внимание. Появляются различные научные работы в этом направлении, но большинство авторов приходят к выводу, что мотивация к занятиям физической культурой и спортом связана с личностными качествами каждого конкретного человека. Поэтому, при работе по повышению мотивации к занятиям физкультурой у обучающихся, должен осуществляться личностно-ориентированный подход.

Без осознанного интереса, без стремления совершенствовать свои физические возможности нельзя успешно осуществлять физическое воспитание. Если обучающийся замотивирован и у него присутствует искренний интерес к занятиям, эффективность физического воспитания возрастает во много раз.

Из наиболее эффективных способов повышения мотивации к занятиям физкультурой у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует выделить следующие: во-первых, как поставлено физическое воспитание в школе, реализуются ли общешкольные оздоровительные проекты и программы; во-вторых, «личность учителя», так как именно учитель является тем «магнитом», который тянет детей в спортзал. Учитель физкультуры должен координировать всю физкультурно - оздоровительную работу в общешкольном масштабе, воспитывать у обучающихся интерес к занятиям физкультурой. Занятия следует проводить так, чтобы задания были посильны, привлекательны, разнообразны, чтобы правильно дозировалась физическая нагрузка, своевременно и тактично оказывалась помощь слабо подготовленным обучающимся, стимулировалась познавательная активность детей. Очень важно, чтобы на занятиях физкультурой последовательно возрастала сложность изучаемых двигательных действий при одновременном наращивании знаний о правильном их выполнении. Благодаря этому у школьников развивается интерес не только к процессу выполнения движений, но и познавательный интерес, связанный с осознанием выполняемых двигательных действий. Последнее является важным условием коррекции умственного развития обучающихся в процессе занятий физическими упражнениями.

Особое внимание следует уделять физически слабым детям, детям заторможенным и возбудимым. Повышение интереса к занятиям физкультурой требует индивидуального подхода и в вопросах сложности заданий, характера физических упражнений, содействия установлению правильных взаимоотношений между обучающимися.

Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой предполагает привитие интереса, вооружение доступными знаниями о физической культуре и выработку на их основе убеждений в необходимости систематически заниматься ею, формирование навыков и умений правильно и самостоятельно выполнять физические упражнения, практическое приучение к ежедневным занятиям физкультурой.

В-третьих, проведение общешкольных спортивных мероприятий, которые включают в себя спортивные праздники, Дни здоровья и т.д. и участие в них детей. Данные мероприятия, проводимые в игровой форме, являются хорошим стимулом к занятиям физкультурой.

В-четвёртых, участие обучающихся в спортивных соревнованиях, различного уровня на которых дети заряжаются спортивным азартом, стремлением быть быстрее, сильнее, а, следовательно, больше заниматься на уроке физкультуры.

В настоящее время имеется широкий спектр возможностей занятий спортом и физкультурой для здоровых людей, но не все дети с нарушением развития имеют возможность заниматься в спортивной секции или спортивном клубе, да и условия для этого создаются незначительные. По-прежнему основной формой воздействия на двигательную активность школьников с нарушением интеллекта остается физическое воспитание в рамках урока физкультуры. Поэтому оно должно быть максимально эффективным и полезным для каждого без исключения ученика, а добиться этого можно только осуществляя личностно-ориентированный подход.

Таким образом можно сделать вывод, что методика личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании заключается в создании максимально комфортных условий для развития и физического самосовершенствования, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включении каждого занимающегося в двигательную деятельность, в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности. Переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании обучающихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях улучшит ситуацию по оздоровлению умственно отсталых детей. Именно при систематическом применении личностно-ориентированного подхода занятия физической культурой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) станут источником мышечной радости, средством физического развития, коррекции и компенсации их двигательных нарушений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дмитриев А.А. «Основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания». - М.,: АПН, НИИД, 1989.

  2. Б.П. Брунов «Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие)» - Красноярск , 2006 г.

  3. Кошкин В. В. «Личностно-ориентированный подход в адаптивном физическом воспитании в специальной коррекционной школе VIII вида.» http://www.myshared.ru/slide/972120/

  4. Коррекционные задачи физического воспитания в школе VIII вида http://helpiks.org/5-10847.html