СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование на уроках русского языка и литературы лингвистических задач

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приведены примеры лингвистических задач.

Просмотр содержимого документа
«Использование на уроках русского языка и литературы лингвистических задач»


Использование на уроках русского языка лингвистических задач


Место задач в жизни человека очень точно определил Д. Пойа, который считал, что «…решение задач есть неотъемлемая часть человеческой деятельности. В самом деле, значительная доля нашей сознательной деятельности связана с решением каких-нибудь задач или проблем. Когда мы не предаемся мечтам или беспредметным размышлениям, наши мысли направлены к определенной цели, мы стараемся решить какую-нибудь задачу».

Историю возникновения жанра лингвистической задачи обычно связывают с 50-ми гг. XX в., когда в 1955 г. вышел задачник Г. Глисона. Большую роль в создании жанра сыграл выдающийся лингвист, академик РАН А.А. Зализняк, опубликовавший серию задач в 1963 г. и впоследствии предложивший немало задач для традиционной школьной олимпиады по лингвистике и математике. Первая олимпиада была проведена в 1965 г. на отделении структурной и прикладной лингвистики МГУ. Именно с этой олимпиадой и связана дальнейшая теоретическая и практическая разработка лингвистических задач.

Лингвистическая задача обычно содержит характерные для любой задачи элементы: предмет, условие, требование задачи. Так же, как и математическая, она может иметь одно или несколько решений, может быть членима на подзадачи, так как решение включает два и более действия. Наличие в решении задачи двух и более действий обусловлено природой задачи, сложной мыслительной деятельностью (выбором, сопоставлением, анализом языковых явлений и др.), необходимой для ее решения. Решение задачи – пошаговое выполнение ряда действий (как правило, от двух до семи), представляющее собой лингвистическое рассуждение, анализ, сравнение, поиск, преобразование, моделирование, алгоритмическую цепочку действий и т. д

Лингвистическая задача – это информационная система, элементами которой являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два и более действия. Решение лингвистической задачи – это преобразование информационной системы в требуемое состояние.

Классификация лингвистических задач

(Киселева Н.А.)


По объему знаний:

  • самодостаточные;

  • несамодостаточные.

По количеству языковых явлений:

  • моноуровневые;

  • комплексные.

По проблемно-содержательному принципу (на определение):

  • фонетических особенностей слов;

  • состава слова, особенностей словообразования и словоизменения;

  • грамматического значения и роли частей речи в языковой практике;

  • значения слов и выражений;

  • происхождения значения слов и выражений;

  • сферы употребления слов и выражений;

  • связей слов в предложении;

  • грамматико-стилистической роли слов и конструкций;

  • языкового стиля;

  • правописания слов;

  • пунктуации.

По методам науки (на применение):

  • описательного метода;

  • исторического метода;

  • сравнительно-исторического метода;

  • сопоставительного метода;

  • стилистического и эстетического анализа;

  • количественных методов;

  • логических операций;

  • метода информационного моделирования.

По количеству используемых языков:

  • монолингвы;

  • билингвы.

Примером классической лингвистической задачи являются задачи-билингвы. Решение задачи-билингвы наиболее прямолинейно (хотя и в упрощенной форме) воспроизводит деятельность лингвиста, осмысляющего материал незнакомого языка. Условие такой задачи – слова или фразы незнакомого языка с переводом на другой язык (чаще всего русский). Билингва обычно иллюстрирует какое-либо грамматическое явление незнакомого языка, которое решающему предлагается обнаружить самому, проанализировав материал условия. Правильность проведенного анализа проверяется выполнением контрольных переводов – с русского на незнакомый и с незнакомого на русский.

Примеры лингвистических задач:

Задача-билингва № 1 (автор А.Н. Журинский).

Даны обозначения некоторых дат на языке суахили и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:

tarehetatuDisembajumamosi

tarehepiliAprilijumanne

tarehenneAprilijumanne

tarehetanoOktobajumapili

tarehetanoOktobajumatatu
tarehetanoOktobajumatano

5 октября, понедельник

5 октября, среда

5 октября, воскресенье

2 апреля, вторник

4 апреля, вторник

3 декабря, суббота

  • Найдите русский перевод для каждого суахилийского словосочетания.

  • Переведите на суахили: 3 апреля, среда; 2 декабря, воскресенье.


Задача билингва №2. (автор Е.Н.Саввина)

Даны предложения на алюторском языке (чукотско-камчатская группа) с переводами на русский язык:

Переведите на алюторский язык:

1.Мы догнали соседей.

2. Соседи позвали вас.

3. Я обидел собак.


Задача билингва №3. (автор И.Б.Иткин)

Даны русские прилагательные с суффиксами -н(ый), -н(ий), -шн(ый), -шн(ий): арбузный, барабанный, ватный, верхний, вечерний, винный, внешний, вчерашний, доминошный, задний, зряшный, карандашный, киношный, крайний, летний, медный, новогодний, нынешний, осенний, передний, послезавтрашний, тогдашний, хвойный, шоколадный, янтарный.

1. Сформулируйте правила употребления каждого из суффиксов.

2. Добавьте к этому списку слово соседний. Согласуется ли употребление суффикса -н(ий) в этом прилагательном с вашими правилами? Если нет, внесите в них необходимые уточнения.

3. Подумайте, от какого слова образовано прилагательное домашний.

Таким образом, классическая лингвистическая задача представляет собой зашифрованный лингвистический феномен, а ее решение – логическое умозаключение.

Задача №4. (тема: «Фонетика, графика)

Ниже зашифрована фраза на русском языке:

Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гѐсрыг, фѐд гяг, фѐд гяг, зэлэмъгый гѐсрыг.

Задание: расшифруйте эту фразу.

Задача №5

Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько таких примеров для каждого языка, который Вы знаете.

Задача №6

Прочтите слово тир.

Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик да старуха.

Задача №7

Прочтите слово приезд.

Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.

Задача №8

Попробуем читать звуки, из которых состоят слова пол, муж, шей, ель, ров, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 

Задача №9 «Глагол в древнерусском языке»

Найдите основу инфинитива и основу настоящего времени в следующих глаголах древнерусского языка.

Хвалити - хвалю, везти - везу, писати - пишоу, двиноути - двиноу, знати - знаю, мазати - мажоу, любити - люблю, жьдати - жьдоу, бьрати - бероу, гасноути - гасноу.

2. Определите, какие формы глаголов приведены ниже. Еси, идеть, поможеть, даси, прощу, береть, можеть, станеши.

3. Проспрягайте по-древнерусски глаголы идти, гаснуть, печь, искать, беречь в единственном, двойственном и множественном числе настоящего времени.


Задача №10

Найдите подлежащие во фразах: 

(1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро. 

(А) (1) тореро и (2) сомбреро

(Б) (1) сомбреро и (2) тореро;

(В) (1) тореро и (2) тореро

(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро

(Д) подлежащих нет. 


Задача №11

Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

"Глаз" автомобиля.

"Свежезамороженный" дождь.

"Слово" регулировщика.

"Архитектурное строение" пчел.


Родной или крестный.

Шляпка на ножке.

Лесной барабанщик.

Собачья радость.

Такса, а не собака.

Орел, а не птица.

Не носки и не чулки


Задача №12

Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей.

2. На дворе, на траве.

3. Продукт, который маслом не испортишь.

4. Она пуще неволи.

5. Суп, сваренный Демьяном.

6. Мельник, работающий неделями.


Задача №13

Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее? 

(А) шведка;

(Б) румынка;

(В) итальянка

(Г) японка;

(Д) корейка


Задача №14

Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) обезьяна

(Б) зайчиха

(В) львица

(Г) актриса

(Д) японка

Задача №15

Город Великие Луки получил такое название из-за того, что: 

(A) славился мастерами по изготовлению луков; 

(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;

(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич; 

(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»; 

(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины? 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!