Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
Климович Наталья Владимировна
воспитатель разновозрастной группы
БМАДОУ «Детский сад №19»
Замечательная игра «Логические блоки Дьенеша», названная так в честь своего создателя - венгерского педагога Дьенеша, заслуживает самого пристального внимания педагогов, работающих с дошкольниками.
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.
Золтан Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться - не сидеть чинно за столом, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Золтан Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики».
Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на занятиях по ФЭМП очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно - это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления - залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны..
Обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны освоением мыслительных операций. Сложно переоценить их значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития познавательной активности. В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
В своей работе по развитию интеллектуальных познавательных способностей я начала использовать логические блоки для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено особенностями данной категории детей и большим потенциалом в работе с пособием для решения ряда коррекционных задач.
Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).
Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления дошкольников как его поверхностность, сниженную продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов. Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей, на
которые следует опираться при построении коррекционной работы. К ним относятся:
1) высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания;
2) наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;
3) развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме. Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.
Логические блоки представляют собой эталоны форм - это объемные геометрические фигуры. В комплект входят 48 фигур различных по форме (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), цвету (красный, синий, желтый), размеру (маленькие, большие), толщине (тонкие, толстые). Таким образом, в процессе работы с блоками учащиеся оперируют одновременно 4 признаками объекта (цвет, форма, толщина, размер).
Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, вагончики и другое, поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сначала предлагаются самые простые игры.
1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
В работе могут также использоваться плоскостные фигуры с целью подготовки к выполнению некоторых заданий.
Примеры заданий
Задание 1: «Группировка»
Цель: развить логическое мышление, формировать приемы многостороннего анализа, выделение признаков объекта. Детям необходимо разделить фигуры на группы по разному основанию. При этом выделить признак, на основании которого будет производиться группировка, дети должны самостоятельно.
Инструкция: «Перед тобой лежат объемные фигуры - блоки. Нужно разделить все эти фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были похожие фигуры».
После выполнения задания (группировка может быть проведена по любому из четырех оснований (форма, цвет, размер, толщина) задается вопрос: «Скажи, как ты разделил эти фигуры?» Если ребенок не отвечает, педагог сам делает вывод: «Сюда, - следует указательный жест, - ты положил фигуры ... (например) красного цвета, сюда синего, а сюда желтого. Фигуры разложены по цвету».
После этого все фигуры смешиваются. Ребенку необходимо вновь сгруппировать фигуры, на основании выделения другого признака фигур. Инструкция: «А теперь, подумай, как еще можно разделить все эти фигуры. Разложи по другому.
Задание 2. «Что изменилось?»
Цель: научить детей наблюдать и определять изменяющийся признак объекта.
Выкладывается цепочка из плоскостных, впоследствии объемных фигур.
Ребенку необходимо на основании анализа выложенных в ряд фигур выделить изменяющийся от фигуры к фигуре признак, а в последствии, спустя несколько занятий, те схожие признаки, которые не изменяются. Сначала предъявляются цепочки с фигурами, у которых изменяется один признак (цвет, или форма), затем два и т. д.
Список литературы:
1. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Младший возраст. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
2. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Старший возраст. Выпуск 1. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2007.
3. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).