СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование логопедических упражнений на уроках при обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны логопедические упражнения, которые можно использовать на уроках и в организационном этапе, на этапе рефлексии, как речевую зарядку и физкультминутку.

Просмотр содержимого документа
«Использование логопедических упражнений на уроках при обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

Муниципальная общеобразовательная организация

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Г.о.Подольск»









Сообщение на педагогическом совете



« Использование логопедических упражнений на уроках при обучении детей с интеллектуальными нарушениями»





















Подготовила:

К.И.Мишкина

Учитель-логопед



2023



Логопедические упражнения.

Характеристика речевых нарушений обучающихся.

67% обучающихся 5-6 классов коррекционной школы 8 вида имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Нарушения речи имеют стойкий характер и сложную структуру, разнообразны по своим проявлениям, механизмам и стойкости и носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего диффузного недоразвития речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи. Это дети с ДЦП, с аутистическими расстройствами, со сложной структурой дефекта. Нарушение письменной и устной речи у этих детей характеризуется стойкостью, с трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Слайд 2

Цели и задачи логопедической работы .

Для наиболее успешного проведения коррекционной работы с данной категорией учащихся необходимо было четко определить задачи логопедической работы :

  • это преодоление сохраняющихся в речи нарушений звукопроизношения,

  • нарушений языкового анализа и синтеза,

  • мелкой и общей моторики, нарушений грамматического строя речи,

  • нарушений чтения и письма в рамках изучения элементарного курса практической грамматики.

Слайд 3

В связи с этим можно выделить следующие направления работы: 1.развитие и совершенствование артикуляционной , мелкой и общей моторики;

  1. уточнение и закрепление сведений о звуковой системе языка;

  2. коррекция звукопроизношения;

  3. уточнение и закрепление грамматических знаний;

  4. уточнение, расширение, активизация словаря,

  5. закрепление навыков работы с предложением;

развитие и автоматизация чтения.

Чаще всего выявляется «сложная дисграфия»-

сочетание нескольких различных видов нарушений письменной речи: и артикуляторно-акустическая (соответствие заменам и пропускам звуков в устной речи), и акустическая (на фоне нарушений фонемного распознавания, т.е. дифференциации звуков), и связанная с недоразвитием различных форм языкового анализа и синтеза, и аграмматическя (вследствие недоразвития грамматического строя речи).

Чаще отмечается сочетание ошибок, вследствие нарушений языкового анализа и синтеза и соответствующих аграмматической форме, в меньшей мере акустической и артикуляторно-акустической форм.

Слайд 4

I .Артикуляционная гимнастика . Я подбираю комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада нарушенного звука. Разучиваем упражнения. Когда ребенок свободно начинает выполнять комплекс упражнений, можно считать, что артикуляционная моторика развита достаточно.

II.Звукопроизношение.

«Ставим» или вызываем звук по подражанию. Затем автоматизируем его в речи. Пока ребенок не начнет произносить нарушенный звук в предложениях, чистоговорках, скороговорках и стихах, продолжается выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие плавного выдоха .

.Слайд 5

Скороговорки. Упражнения «Скоро выскороговори»

Для того, чтобы научить детей четко и быстро проговаривать скороговорки, провожу поэтапно работу:

Читай: медленно тихо

Читай: нормально 

Читай: быстро громко

Говори: правильно четко

Расскажи с разной интонацией.

Слайд 6,7

Для заучивания скороговорок использую прием мнемотехники.

Нарисуй скороговорку.


Слайд 8

Изобрази скороговорку без слов.

Такие упражнения можно использовать и на уроках как организационный момент, как речевую зарядку, физминутку.

Слайд 9

Давно доказано, что речь и движение связаны между собой. Поэтому развитие мелкой и общей моторики являются необходимым условием успешной коррекции звукопроизношения и речи в целом. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики , я использую нейромоторные занимательные упражнения. Выполнение упражнений благоприятно влияет на развитие когнитивных способностей, на межполушарное взаимодействие, нейронные процессы и развитие речи.

Основной принцип нейромоторики -это одновременная синхронная работа обеих рук, рук и ног, при этом каждая выполняет свое задание. Как известно, правое полушарие связано с левой рукой и отвечает за мыслительные процессы. А левое полушарие связано с правой рукой и отвечает за речевые процессы. Для более совершенной работы мозга в целом требуется развитие их взаимосвязи между собой.

Слайд 10

Ход упражнения: Для каждого пальца правой и левой руки задана своя буква. Задание необходимо выполнять двумя руками одновременно. В левом прямоугольнике работает левая рука, а в правом- правая. В каждую клетку прямоугольника ребенок будет ставить (касаться) определенный палец. Ребенку необходимо ставить на поле только те пальцы, буквы которых указаны на схеме. . Идем по схемам сверху вниз, проходя каждую пару прямоугольников ( по строчкам)

Вертикальный вариант Здание выполняется аналогично горизонтальному варианту, но теперь мы идем по схемам слева направо и пальцы ставим не по горизонтали, а по вертикали (разворачиваем кисти). Проходим по каждой паре прямоугольников



2.Пройди по полю, следуя указаниям стрелок. Дотронься до каждого круга Л-левой рукой, П- правой рукой, 2- двумя вместе. Начинай с зеленого круга.

3. Одновременно рисуем фигуры левой и правой рукой.

4. Лесенка. Одновременно выполняем фигуры, изображенные на ступеньках

Слайд 11

Нейроковрик Обучение через движение. В формате игры развиваем память, внимание, гибкость мышления, речевые процессы.

Задания могут быть такими: 1.послушай слова и встань по очереди на первую букву в каждом слове- автобус, облако, утка, апельсин, обруч, удар и т.д.;

2. левую ногу поставь на красное, правую ногу-на желтое, а руками закрой букву А;

3.обеими ногами встань на любые цифры, а обеими руками-на любые буквы…

4. пройди по дорожке, дотронься до ладошки или ножки столько раз, сколько на них нарисовано точек….


Проведение упражнений имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения максимального эффекта:

Индивидуальный подход

Каждый ребенок в коррекционной школе имеет свои особенности и потребности. Поэтому важно учитывать их при выборе и проведении упражнений. Необходимо адаптировать их( если необходимо) под уровень развития и способности каждого ребенка, чтобы они были доступны и интересны для него. Они должны быть направлены на развитие определенных навыков и умений у детей.

Дифференцированный подход. Слайд 12

В школе учатся обучающиеся с разными уровнями развития и специфическими потребностями. Поэтому важно использовать дифференцированный подход при проведении упражнений. Это означает, что упражнение может быть изменено или адаптировано в зависимости возможностей каждого ребенка.. Например, можно изменить сложность заданий, использовать разные уровни поддержки.

Нейромоторные упражнения можно использовать для физминуток, как пальчиковую зарядку, на уроках адаптивной физкультуры.

Для усиления мотивации и продвижения в коррекции лексико-грамматического строя речи, чтения и письма использую дидактические игры.

Слайд 13

Игра «Меткий стрелок»- соедини стрелками

-фразеологизмы

клевать носом обмануться

зарубить на носу молод, неопытен

остаться с носом накрепко запомнить

нос не дорос дремать


0

-предлог и схема

на

в о

над

под

о

из о

















Синонимы

липкий болтать

говорить лиловый

водитель клейкий

сиреневый шофер

сторожить учтивый

вежливый охранять



Антонимы

подъем спуск

храбрость плакать

смеяться трусость

восток поздний

безделье запад

ранний труд

Слайд 14



Игра "Исключи лишнее"

  • Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

  • Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

  • Василий, Федор, Иван, Петров, Семен.

  • Секунда, час, год, вечер, неделя.

  • Горький, кислый, горячий, соленый, сладкий.

  • Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

  • Добрый, справедливый, злой, искренний, заботливый.

  • Синий, зеленый, яркий, голубой, желтый.

Рядом вариант – исключаем слова на конце которых звук К( жук, лук, веник, ведро)

Слайд 15

Дидактическая игра «Определи буквы в рисунке»

Цель: формировать навыки буквенного гнозиса и зрительного восприятия, закреплять умение писать буквы, развивать двигательные способности руки

Ход игры: определить, кто или что нарисовано. Назвать буквы, с помощью которых выполнен рисунок, и записать их в тетрадь.

Слайд 16

Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза

«Шифровальщики»( составляем слова из слогов, записываем в тетрадь по слогам, определяем гласные буквы, количество букв)

Слайд 17

Дидактическая игра «Родственники»

Цель: закрепление знаний о родственных словах, о составных частях слов, о правописании безударных гласных в корне слов, развивать навык чтения, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Ход игры:

Раздаются карточки. Первое слово выделено жирным шрифтом. В карточке подобраны родственные слова к выделенному слову. Но слова записаны без пропусков. Нужно слова отделить друг от друга и записать в тетрадь. Затем в каждом записанном слове уточнить звукобуквенный состав и выделить значимые части слова.

Слайд 18

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: развивать умения анализировать предложения( количество слов, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги), закреплять знания о правилах написания предложений, развивать навыки чтения.


Ход игры: раздаются карточки с изображением улиток. Нужно отделить слова друг от друга, обозначить границы предложений, записать предложения в тетрадь, уточняя их правильное написание.

Дидактическая игра « Змейка»

Цель:совершенствовать навык чтения, умение выделять границы предложения и правильно записывать его; развивать умение анализировать предложения и делить их на слова, развивать слуховое восприятие детей.

Ход игры: Предлагаю поиграть и отгадать загадки змейки. Внутри змейки спрятаны предложения, слова в которых соединены между собой. Нужно отделить слова и определить границы предложений. Затем записать предложения в виде схем, записать предложения под диктовку.

Слайд 19

Дидактическая игра «Найди все названия»

Цель: совершенствовать навык чтения и письма, расширять словарь по темам «Животные», «Птицы», «Деревья», «Цветы» и т.п.; развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

Ход игры: раздаются карточки и предлагается назвать кто или что изображено. Затем дети читают слова внутри изображения, дают обобщающее название прочитанным словам. Выполняют задания:

1.зачеркнуть названия животных, в которых больше 1 слога;

2.найти слова, состоящие из 2,3,4 слогов, и записать их в тетрадь;

3.найти слова со стечением согласных и записать их в тетрадь;

4.найти слова с определенной буквой и записать их в тетрадь.


Чтение- сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Осевым нарушением чтения является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.

Слайд 20

Работу по автоматизации чтения начинаю со слоговых таблиц.

Называю слог, а обучающийся находит его в таблице , прочитывает и закрывает фишкой…и так закрываем все слоги. Может носить соревновательный характер. Слоговые таблицы можно использовать и так. Даются таблицы и слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. Я читаю слова, а учащиеся находят слоги, из которых состоит слово и закрашивают квадратики этих слогов в один цвет, следующее слово- слоги находим и закрашиваем другим цветом и т.д. На последующих занятиях слова закрываю и учащиеся из слогов составляют слова.

Слайд 21

Упражнение «Бродилка»

Способствует развитию зрительного внимания, анализа. Учащимся предлагается найти слова, выписать их , разделить на слоги, разделить на группы( по темам).В таблицах спрятаны слова по темам-животные, инструменты, дни недели, профессии, слова на определенный звук(С)

Слайд 22 «Разгадай ребус»

Ребус-это изображение, в котором спрятано слово. Учу ребят правилам разгадывания ребусов.

Слайд 23

«Грамматическая арифметика» Эти упражнения развивают мыслительные процессы, способствуют закреплению навыков буквенного анализа и синтеза, а также оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние школьников

Используя вышеуказанные упражнения, многие обучающиеся улучшают качество чтения, совершенствуются учебные навыки, улучшается речь, возрастает мотивация и интерес к занятиям, повышается самооценка.

Слайд 24 Рекомендуемая лтература

Слайд 25 Спасибо!





























Подача материала

  • зеркальное изображение

  • схематичная

  • деформированная (пропуск слова, части слова, буквы)

  • замусоренная

  • зашифрованная

2. Игра "Меткий стрелок" - соедини стрелками

  • слово и вопрос, на который оно отвечает,

  • ед. и мн. число существительного

  • существительное и прилагательное по смыслу

  • антонимы

  • синонимы

  • фразеологизмы

  • предлоги и схемы

  • родственные слова

  • слово и его значение,

  • безударные гласные и слова с ними

3. Игровые задания:

  • запиши в два столбика

  • подчеркни разным цветом

  • разложи в два дома, в две корзины, вазы и т.д.

  • запиши только схему слова (по слогам, по ударению)

  1. Программированные задания, тесты.

  2. Игра "Исключи лишнее"

  • Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

  • Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

 Василий, Федор, Иван, Петров, Семен.

  • Секунда, час, год, вечер, неделя.

  • Горький, кислый, горячий, соленый, сладкий.

  • Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

  • Добрый, справедливый, злой, искренний, заботливый.

  • Синий, зеленый, яркий, голубой, желтый.

6. Игра "Аналогии"

  • Школа - обучение = больница - ? (доктор, ученик, лечение, здание, больной).

  • Песня - глухой = картина - ? (художник, слепой, рисунок, больной, хромой).

  • Нож - сталь = стол - ? (вилка, стул, дерево, длинный, столовый).

  • Паровоз - вагон = конь - ? (поезд, лошадь, овес, телега, конюшня).

  • Лес - деревья = библиотека - ? (город, здание, книги, библиотекарь, театр).

  • Утро - ночь = зима - ? (мороз, день, январь, осень, сани).

7. Игра "Пара слов" - из всех слов в скобках выбери наиболее существенное для слова перед скобками

■ Озеро (берег, рыба, тина, рыболов, вода)'

■ Война (пушки, солдаты, ружья, аэроплан, сражение)

  • Чтение (глаза, книга, слова, картинка, печать)

  • Лес (лист, яблоня, дерево, кустарник, охотник)

  • Школа (парта, директор, класс, здание, ученики)

8. Задания для самопроверки

  • построение графика в программированных заданиях, тестах,

  • построение схемы (по столбцам)

  • графические диктанты

• ед.ч. мн.ч.

  • предлог V приставка |

  • 1 2 3

  • согласен -"+", не согласен "-"

  • по частям речи . ,—^

9. Игры "Кто больше? " - можно по цепочке, индивидуально, соревнование групп

- подобрать действие к предмету: - узнать предмет по признакам:

листья - вянут, опадают, желтеют ... кудрявая, белоствольная-

- узнать предмет по действию: могучий, раскидистый -

моросит, накрапывает, льет (что?) - ... подобрать предметы к признаку -подобрать признаки к предмету: темная - улица, ночь, комната,...

лимон - ... волк - ... ветер -...

10. Игры со словами

Игра "Что из чего сделано?" - кофта из шерсти - шерстяная - словообразование (прилагательное из существительного)

Игра "Что где хранится? " - сахар - в сахарнице - словообразование существительных

Игра "Назови ласково" - словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -

кот - котенок - котеночек Игра «Большой - маленький» - с помощью суффиксов дом - домик - домище Игра "Он и она" - образование существительных, обозначающих лиц мужского и женского рода:

художник - художница. Игра "Кто у кого?" у галки - галчонок - галчата

Игра "Придумай слово вместо двух" - образование сложных слов рыбу ловит - рыболов Игра «Чье это?» - словообразование части речи - хвост собаки - собачий, лист осины - осиновый Игра «Из одного - несколько» - словообразование глаголов с помощью приставок учить - научить, изучить, выучить, переучить, подучить, доучить, разучить...

11. Игры при изучении и закреплении падежей:

Р.п. - "Что без чего" - стул без ножки, без ножек

Д.п. — «Кому что нужно?» указка— учителю, бинт - медсестре

«Кому что дадим?» сено - корове, лошади В.п. - «Что наденем?»

«Огород. Посадим что?» Т.п. - «Кто чем управляет?» - водитель - автобусом, летчик - самолетом

«Кто чем работает?» - парикмахер - ножницами, маляр - кистью П.п. - «Где что растет?»

«Где кто живет?»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!