СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование малых форм фольклора учителя-логопеда на занятиях с детьми с ОНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм,

 

Просмотр содержимого документа
««Использование малых форм фольклора учителя-логопеда на занятиях с детьми с ОНР»»

«Использование малых форм фольклора учителя-логопеда на занятиях с детьми с ОНР»

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм,

Устное народное творчество необходимо таким детям для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией.
Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

  Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ОНР является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. 

Применять фольклорные произведения можно на разных этапах образовательной деятельности: это индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

- занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

- занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при разных лексических изучении тем,

- занятия по формированию навыков связного рассказывания;

- занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Для дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи я использую «малые фольклорные формы» такие как:

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Важно формировать умение у  детей излагать смысл пословицы своими словами, соотносить содержание пословицы с содержанием сказки, сравнивать и абстрагировать нравственный смысл пословиц и других литературных жанров.

Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.


Поспешишь - людей насмешишь.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Судят не по словам, а по делам.

У страха глаза велики.

А Васька слушает да ест.


СКРОГОВОРКИ (ЧИСТОГОВОРКИ) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика, Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

Троекратное повторение слога, в начале чистоговорки, помогает правильно произнести этот же слог последним. Скороговорки приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова, 
На траве двора.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:

  1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и четко.

  2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите ребенка: о чем она? Все ли слова понятны?

  3. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребенком в медленном темпе. Исправляйте ребенка, если он неправильно произносит звуки.

  4. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение все быстрее.

  5. Предложите малышу произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно.

  6. Пусть произнесет ее тонким голосом (как лисичка), затем грубым голосом (как медведь), пропоет ее.

  7. Можно изменять интонацию предложения: произнести его нежно, грозно, в виде вопроса, радостно, грустно.

  8. Можно поиграть: успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мячик, пока обернешься вокруг своей оси и т.п.

  9. К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе, можно использовать мнемотехнику.

  10. Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто быстрее расскажет скороговорку, кто знает больше разных скороговорок для детей.

ЗАГАДКИ - обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.


Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять…(снегирь)

В сказках любит жить плутовка:
И про зайца, и про волка.
Обхитрит их и обманет,
А потом хвостом заманит…(лиса)

Логопедические загадки  помогает развить у ребёнка чёткую дикцию, фонематический слух и связную речь. Отгадки ребенку можно подсказывать жестами, мимикой или соответствующими картинками.

БА-БА-БА,

БА-БА-БА -

У верблюда два…. (горба)

БЕ-БЕ-БЕ,

БЕ-БЕ-БЕ -

Объявленье на….. (столбе)

БЫ-БЫ-БЫ,

БЫ-БЫ-БЫ -

В лес с корзиной по….. (грибы)

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

  • стимуляция умственной активности;

  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

  1. Загадывание загадок.
    2. Отгадывание загадок.
    3. Доказательство правильности отгадок.
    4. Сравнение загадок об одном и том же.
    5. Сравнение загадок о разном.

ПОТЕШКИ

Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить.  Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Проговаривание потешек должно сопровождаться какими-то игровыми действиями, показом руками, ходьбой, прыжками, мимикой и т.д. Для лучшего восприятия потешку нужно произносить ритмично, чётко проговаривая каждое слово, в умеренном темпе, с выделением интонацией нужных слов.

Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить.  

Мышка весело жила, на пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, только мышке было мало!

Веник пол подметал, очень сильно устал! Он чихнул и зевнул, а затем он лег под стул.

Тише мыши! Кот на крыше! Но котята еще выше!



Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),

Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),

Отморозил носик, отморозил хвостик,

И поехал греться (обнимаем себя)

К ребятишкам в гости.

ПЕСТУШКИ

Пестушки – это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша. Свое название получили от слова «пестовать» - няньчить,  холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его.

Можно объединить проговаривание с пальчиковой гимнастикой

Большие ноги шли по дороге: (большой и средний пальцы)

топ-топ-топ, топ-топ-топ. (шагать большими «шагами»)

Маленькие ножки бежали по дорожке: (большой и указательный пальцы,
топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ. (шагать маленькими «шагами
»)

Большому дрова рубить (большой пальчик),
А тебе воды носить (указательный пальчик),
А тебе печку топить (безымянный пальчик),
А тебе песни петь (мизинчик).
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать!


*****

Все котятки

Мыли лапки:

Вот так! Вот так!

Мыли ушки,

Мыли бpюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!



 ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу — перевертышу.

Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет. 

* * * 

Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке. 

ПРИМЕТЫ

Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой. Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно.

В коррекционной работе приметы:
• помогают расширить словарный запас детей;
• способствуют развитию слуховой памяти;
• дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
• развивают фонематический слух;
• оказывают помощь в автоматизации звуков речи;
• знакомят с ритмичностью народного календаря.


Январь — году начало, зиме — середка.
Много частых и длинных сосулек — к урожаю.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
У февраля два друга: метель и вьюга.
В марте день с ночью меряется, равняется.
Апрельские ручьи землю будят.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
В июнь-разноцвет дня свободного нет
Июль — макушка лета.
В июле солнце без огня горит





Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М: Академия, 1997, 400 с.

  2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке. М., 1982.\

  3. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

  4. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. С. 47-49.

  5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994. 140 с.

  6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников / под ред. А.В. Орловой. Владимир, 1995. 160 с.

  7. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами // Ребенок в детском саду. 2001. № 4. С. 65-69.

.