СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование массажа и самомассажа для профилактики речевых нарушений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Использование массажа и самомассажа для профилактики речевых нарушений"»


Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, — массаж.

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Существуют комплексы массажных упражнений для детей

дошкольного возраста, влияющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.

Массируя определенную микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать т.е. сказать. Массаж можно применять с самого раннего возраста. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно.

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая.

Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне

«разогретых рук».

При проведении самомассажа используют ряд приѐмов: поглаживание,

растирание,легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.

Рекомендации к проведению самомассажа . Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук. Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями.

Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

  • Можно проводить не только индивидуально ,но и фронтально с группой детей одновременно.

  • Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

  • Можно использовать без специального медицинского образования.

Самомассаж – это совокупность приѐмов механического воздействия на различные участки поверхности тела, осуществляемых ребѐнком самостоятельно после показа соответствующих действий логопедом. При систематическом выполнении самомассажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами органов речевого аппарата. Массажные движения оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается еѐ регулирующая роль в отношении всего организма в целом, что весьма важно для детей с речевой патологией.

В комплексной системе логокоррекционных мероприятий самомассаж стоп, рук и лица рекомендуется проводить перед артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой, чтобы улучшить качество выполнения данных упражнений и повысить эффективность логопедической работы. Японские специалисты насчитывают 148 точек, расположенных только на ушной раковине, ладони и стопы также имеют многочисленные биологически активные зоны – проекции органов человека, механическая активация которых необходима при речевых нарушениях.

Самомассаж пальцев рук благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики ребенка, так и на общем развитии речи. В то время как аурикулярный массаж ушных раковин непосредственно стимулирует речевые зоны коры головного мозга (височную область). Самомассаж лица нормализует мышечный тонус органов речи, улучшает артикуляционную моторику.

Картография проекции органов на кисти и ушной раковине


По многочисленным наблюдениям, результативность логокоррекционной работы значительно возрастает при использовании элементов самомассажа с активным включением ребѐнка в этот процесс. В особенности, если у ребѐнка выражена моторная неловкость, отмечается смазанность речи, т.е. присутствует дизартрический компонент. Эти несложные массажные приѐмы я также настоятельно рекомендую использовать родителям ребѐнка на дому перед выполнением комплекса артикуляционной гимнастики.

Нижеприведѐнный комплекс массажных приѐмов доступен и прост в обучении: к каждому движению я подключила свои авторские стихи, которые облегчают запоминание детьми инструкций, т.к. обучение происходит в игровой форме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!