Выступление
«Организация внеурочной деятельности как составная часть образовательного процесса в школе»
СЛАЙД 1
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
СЛАЙД 2
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
СЛАЙД 3
Внеурочная деятельность в школах распределена по 5-ти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:
* Спортивно-оздоровительное
* Духовно-нравственное
* Социальное
* Общеинтеллектуальное
* Общекультурное
СЛАЙД 4
Внеурочная деятельность включает в себя такие виды деятельности:
1) игровую деятельность;
2) познавательную деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
7) трудовую (производственную) деятельность;
8) спортивно-оздоровительную деятельность;
9) туристско-краеведческую деятельность.
СЛАЙД 5
Следует учитывать, что внеурочная деятельность:
-является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;
-способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального и общего образования;
-преимуществами данного компонента образовательного процесса является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;
-наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействует переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями ходили в поход, рисовали панно для проведения праздника, подготовили концерт).
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и
способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума.
СЛАЙД 6
Но сегодня мы поговорим не о том, как хорошо, что есть внеурочная деятельность, а о пользе внеурочной деятельности для урочной.
Итак, рассмотрим урок математики в 1 классе, для примера беру рабочую тетрадь по курсу «Люби и знай свой Отчий край», огромная благодарность авторам, я беру из этой тетради задания для уроков. Задание
СЛАЙД 7
Математика
Математика предмет сложный и серьёзный. Именно важность и сложность математики обязывает учителя пользоваться каждой возможностью оживления предмета. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьёзном - курьёзное, в скучном – занимательное, в обычном – необычное. Таким образом, обучение математике в начальной школе немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
СЛАЙД 8-9
Я могу по аналогии заданий из рабочей тетради сделать другие задания для уроков. Разрабатываю свои задания
СЛАЙД 10 - 11
Состою в интернет группе учителей, и они делятся своими наработками.
СЛАЙД 12 - 13
Литературное чтение
Отгадывание кроссвордов на уроках литературного чтения вызывает у детей познавательную активность, создает положительный эмоциональный настрой, развивает не только интерес к предмету, но и мышление, внимание, память, способствует формированию орфографической зоркости и обогащению словарного запаса школьников. Моим ученикам очень нравится отгадывать кроссворды.
СЛАЙД 14-15
Очень интересное задание, где чтение реализуется вместе с математикой. После прочтения текста, учитель даёт графический диктант.
СЛАЙД 16-17
Русский язык
Одна из наиболее сложных и важных задач начальной школы – научить учащихся грамотной, литературной, выразительной устной речи, ее нормированному, логически последовательному оформлению на письме, повышение уровня речевых способностей у ребенка.
Посмотрите на оригинальность этого задания, работа с картой, повторение орфограммы «Большая буква в названиях городов», новый материал – города Тульской области, повторение гласных. И показываю другой вариант, который я уже переделала. Море возможности творить для- детей.
СЛАЙД 18
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать увиденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
И в этом нам опять помогает курс «Люби и знай свой Отчий край», посмотри на это задание, шикарная подготовка к сочинению «Зима», можно использовать и во 2 классе.
СЛАЙД 19
Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».
Внеурочная и урочная деятельности взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь школьных и внешкольных занятий направлена на формирование у школьников творческого стиля жизнедеятельности, а также способствует саморазвитию личности. .Система внеурочной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные ЗУНы, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
И у меня есть предложение, я не знаю насколько оно осуществимо. Хотелось бы ввести курс «Люби и знай свой Отчий край», как предмет «Туловедение».
Этот предмет призван обогатить обучающихся знаниями об историческом прошлом родного края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма, мудрости туляков, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Спасибо за внимание.