СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ментальных карт в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему «Использование ментальных карт в образовательном процессе» было разработано с целью повышения профессионально – личностного развития педагогов. Перед разработчиком стояла задача продемонстрировать приём работы с ментальной картой и обучить педагогов работе с программой Spiderscribe.net. 

Просмотр содержимого документа
«Использование ментальных карт в образовательном процессе»


Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества «Вектор»

654025, г. Новокузнецк, ул. Емельяновская, 1, тел. 31-04-59; эл.почта: [email protected]



СОГЛАСОВАНО

методическим советом,

Протокол № ____,

от «____»_____________20___г.

Руководитель МС

__________ О. Л. Коваленко








«Использование ментальных карт в образовательном процессе»






Разработчик:

педагог дополнительного образования

Трифанюк Татьяна Евгеньевна

МБУ ДО ДТ «Вектор»













Новокузнецк, 2019



Разработчик: Трифанюк Татьяна Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ «Вектор».

Цель: распространение личного опыта и повышение профессионального мастерства педагогов в использовании Икт технологий.

Задачи:

1. Продемонстрировать педагогам приём «ментальные карты» на занятии с использованием ИКТ технологий;

2. Обучить работе в программе Spiderscribe.net;

3. Популяризовать ИКТ - технологии в профессионально-личностном развитии педагогов.

Адресат: педагоги дополнительного образования, воспитатели, учителя начальных классов.

Оборудование: ноутбук, проектор, бумага А-3, А-4,цветные карандаши и фломастеры..

Дата проведения: 17.04.2019

Аннотация:

Выступление на тему «Использование ментальных карт в образовательном процессе» было разработано с целью повышения профессионально – личностного развития педагогов. Перед разработчиком стояла задача продемонстрировать приём работы с ментальной картой и обучить педагогов работе с программой Spiderscribe.net. Также это выступление проводится с целью популяризации применения ИКТ – технологий на занятиях. Полученные знания могут применяться как в работе с детьми, так и с целью повышения собственной компетенции.


Ни для кого не секрет, что главная задача педагога – вовлечь обучающихся в

активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют

друг с другом, строят диалоги и получают знания.

В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в своей педагогической деятельности я применяю разные современные педагогические и информационные технологии. Сегодня я хочу рассказать вам о внедрение педагогического метода– «ментальные карты» или «интеллект-карты».

Сегодня ментальные карты приобретают все большую популярность в сфере образования, и их использование входит в число инновационных педагогических технологий.

При ознакомлении с текстом, прослушивании лекций, выполнении творческих проектных работ (на первоначальном этапе) как правило, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, может очень здорово помочь в усвоении нового материала. Как же заставить его работать вместе с левым? Как раз в этом и помогают мне «ментальные карты» или «интеллект-карты». Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, при их изучении работают оба полушария. Результат их применения - гораздо лучшее усвоение материала, лучшая воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления, цепкая память.

Что же такое ментальные карты? Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Свойства ментальных-карт:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр ментальных-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод ментальных-карт можно использовать на разных типах и формах занятия:

- изучение нового материала;

- обобщение материала;

- закрепление материала;

- написание доклада, научно-исследовательской работы;

- подготовка проекта, презентации;

- конспектирование и др.

Используя поисковую систему Интернет, программу Spiderscribe.net можно составлять не только учителю, но ученикам свои ментальные – карты. Хочется отметить, что разрабатывать ментальные - карты можно не только с помощью специальных компьютерных программ, но и с помощью обыкновенного листа бумаги и цветных письменных принадлежностей.

Основные принципы составления ментальных карт


1. Располагайте лист горизонтально (для удобства прочтения).

2. Поместите в центре листа основную идею.

3. Сделайте несколько разветвлений.

4. Надпишите каждое из ответвлений, используя приём «мозговая атака» и стараясь тратить на это как можно меньше времени – это первый шаг к вашей интеллект карте.

5. Используйте вопросы в качестве («что?», «кто?», «почему?», «где?», «как?», и др.) в качестве основных ветвей ментальной карты.

6. Следуйте правилу: «Одна ветка – одно слово».

7. Используйте печатные буквы для написания ключевых слов.

8. Размещайте ключевые слова прямо на линии, длина линии должна соответствовать длине слова.

9. Устраняйте «ментальные блокады», оставляя несколько веток неподписанными.

10. Раскрашивайте основные ветви в разные цвета, чтобы визуально отделить их друг от друга.

11. Используйте рисунки и символы.


Одно и тоже занятие я провела, используя разные виды кар. Одна группа у меня была экспериментальная. В этой группе занятие проводилось с использованием ИКТ - технологий. Вся группа была разделена на пары. Каждая пара создавала ветку нашей ментальной карты.

В остальных группах каждый ребенок создавал свою ментальную карту с помощью бумаги, карандашей и фломастеров.

Рассмотрим подробно сервис для создания ментальных карт Spiderscribe.net.

1. Зарегистрируйтесь. Войдите в программу под своим именем.





2. Для того, чтобы начать создавать свою карту, в левом верхнем углу нажмите кнопку «NEW» и выберите «Mар».

3. В первое пустое окошечко записываем название нашей ментальной карты. И нажимаем в нижнем правом углу кнопку Create.

4. Для начала работы необходимо перетащить отмеченный значок на середину нашей карты.

5. В появившемся окне записываем ключевое слово или фразу – тему нашей карты.

6. С помощью этого окна, можно редактировать шрифт, размер шрифта, цвет.



7. Для того, чтобы вставить картинку, мы перетаскиваем вот этот значок. Нажимаем на него и выбираем изображение с компьютера, которое нам необходимо.

8. Теперь от нашего центра проводите ветви и заполняете их информацией, которая вам необходима.

Использование метода «Карта памяти» помогает мне реализовать системно - деятельностный подход, который является актуальным и современным методом обучения.

Применение таких карт на занятиях позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся, развивать творческие способности, развивать интерес к предмету, организовать проектную деятельность, развивать речевую деятельность и позволяют легко запоминать терминологию.

В заключение мне хочется отметить, что современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» и пусть эти слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни, станут девизом каждого из нас.









Список литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОСО РАО, 1994. - 228с.

2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

3. 3. Воробьева, В.М. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках:

Методическое пособие. / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова, – М.: ГБОУ

«ТемоЦентр», 2013. – 44 с.

4. http://www.management.com.ua/interview/int148.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!