МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА АФИПСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ Д.И.ВИШНИ
Опыт работы по теме:
«Использование метапредметных технологий при проектировании урока истории.
Развитие навыков смыслового чтения»
Автор опыта:
Подколзина Наталья Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МАОУ лицей пгт Афипского им. Д.И.Вишни
2020
Слайд 1
Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как «Развивающее обучение» Эльконина-Давыдова; «Мыследеятельностная педагогика»; «Коммуникативная дидактика» и т. д.
Слайд 2
Среди современных учёных, разрабатывающих идеи метапредметного подхода: Асмолов Александр Григорьевич, Российская академия образования, кафедра психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, Федеральный институт развития образования (ФИРО).
Слайд 3
По Асмолову: Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Именно на идеях А.Г. Асмолова основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.
Слайд 4
ФГОС ООО включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Слайд 5
Т.е. одним из условий формирования УУД является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы:
Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
Определение основной и второстепенной информации,
Свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
Понимание и адекватная оценка языка СМИ.
Слайд 6
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.
Слайд 7
Виды переработки текста:
Составление плана (простого и/или сложного)- простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты.
Составление тезисов – краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.
Составление конспекта – краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.
Составление реферата – изложение близкое к тексту, но не расчленённое, как это допускается в конспекте, а связное. От текста отличается меньшими размерами и наличием собственных выводов.
Составление аннотации – краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, помещается на оборотной стороне титульного листа, состоит из трёх-четырёх предложений.
Составление рецензии – анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей.
Составление отзыва - изложение впечатления от знакомства с текстом ( с возможным указанием его особенностей).
Технологии развития навыков смыслового чтения
Сразу оговорюсь, что не являюсь автором перечисленных методик, а представляю опыт применения наиболее действенных, на мой взгляд, из ныне существующих.
Они оказались особенно актуальны для 5-6 классов, где навыки смыслового чтения практически не сформированы и остро стоит проблема отсутствия интереса к чтению у детей.
Слайд 8
ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:
«!» - помечается то, что уже известно,
«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,
«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,
А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.
Слайд 9
В контексте смыслового чтения при решении задач необходимо организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети. С этой целью я использую прием «Тонкие и Толстые вопросы».
Слайд 10
Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа.
Слайд 11
Толстые вопросы- требующие подробного, развернутого ответа.
Слайд 12
Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума» Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: например, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Слайд 13
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т. д.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где в обычной жизни вы могли бы наблюдать подобное?».
Слайд 14
Пример составления Ромашки на уроке истории 6 класс тема «Золотая Орда»
Слайд 15
Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Слайд 16
КЛАСТЕРЫ позволяют сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).
Этот прием облегчает процесс усваивания информации в классах с низким уровнем обучаемости. Детям легче запоминать рисунки, чем выискивать информацию в тексте учебника. Проще фиксируются в памяти причинно-следственные связи между терминами и понятиями.
Слайд 17
Фишбоун - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:
учатся работать в группе или парах;
визуализируют причинно-следственные связи;
ранжируют различные факторы по их значимости;
развивают способность критически мыслить;
обучаются давать оценку явлениям действительности.
Слайд 18
Графическое структурирование информации позволяет учителю:
наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме;
уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;
способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.
Слайд 19
Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Слайд 20
Перепутанные логические цепочки можно использовать для развития умения, например, выделять обобщающее понятие (задание ВПР — соотнесение термина и темы)
После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено.
Слайд 21
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.
Виды плана: по соотношению обобщающих и конкретных формулировок (простой и сложный), по речевому оформлению заголовков (цитатный, нецитатный, смешанный).
Как составлять план текста:
Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,
Определить тему и основную мысль текста,
Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,
Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,
Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.
Слайд 22
Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания:
• Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора,
• Можете ли вы привести примеры по теме высказывания,
• Найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним.
• Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста,
• Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык,
• Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка,
• Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил),
Слайд 23
Проверочная таблица:
Ключевые слова | |
Смысловые предложения | |
Основной смысл текста | |
Слайд 24
Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся.
5 - 6 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.
«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.
Слайд 25
7-8 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
Слайд 26
9 класс:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.
Слайд 27
Однако самым главным показателем успешности деятельности учителя остается Позитивное изменение личностных характеристик учащихся. Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается по следующим показателям:
1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.
2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.
Применяя на практике данные технологии, можно сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету. При работе на уроках учащиеся не будут бояться высказывать личное мнение, станут более уверены в своих знаниях и способностях, научатся размышлять, решая проблему. Дети смогут получить возможность отработать умения самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, аргументировано их доказывать, оценивать свои и чужие предположения. Такие дети будут способны также сделать самооценку, проводя рефлексию.
Слайд 28
Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии – это также прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться.
Спасибо за внимание!
Желаю Всем присутствующим успешного профессионального роста!