СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метапредметных технологий при проектировании урока истории. Развитие навыков смыслового чтения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме самообразования МО Северский район

Просмотр содержимого документа
«Использование метапредметных технологий при проектировании урока истории. Развитие навыков смыслового чтения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА АФИПСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

ИМЕНИ Д.И.ВИШНИ










Опыт работы по теме:


«Использование метапредметных технологий при проектировании урока истории.

Развитие навыков смыслового чтения»







Автор опыта:

Подколзина Наталья Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МАОУ лицей пгт Афипского им. Д.И.Вишни














2020

Слайд 1

Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как «Развивающее обучение» Эльконина-Давыдова; «Мыследеятельностная педагогика»; «Коммуникативная дидактика» и т. д.


Слайд 2

Среди современных учёных, разрабатывающих идеи метапредметного подхода: Асмолов Александр Григорьевич, Российская академия образования, кафедра психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, Федеральный институт развития образования (ФИРО).


Слайд 3

По Асмолову: Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Именно на идеях А.Г. Асмолова основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.

Слайд 4

ФГОС ООО включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».


Слайд 5

Т.е. одним из условий формирования УУД является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы:

  • Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,

  • Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

  • Определение основной и второстепенной информации,

  • Свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,

  • Понимание и адекватная оценка языка СМИ.


Слайд 6

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.


Слайд 7

Виды переработки текста:

Составление плана (простого и/или сложного)- простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты.

Составление тезисов – краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.

Составление конспекта – краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.

Составление реферата – изложение близкое к тексту, но не расчленённое, как это допускается в конспекте, а связное. От текста отличается меньшими размерами и наличием собственных выводов.

Составление аннотации – краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, помещается на оборотной стороне титульного листа, состоит из трёх-четырёх предложений.

Составление рецензии – анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей.

Составление отзыва - изложение впечатления от знакомства с текстом ( с возможным указанием его особенностей).


Технологии развития навыков смыслового чтения

Сразу оговорюсь, что не являюсь автором перечисленных методик, а представляю опыт применения наиболее действенных, на мой взгляд, из ныне существующих.

Они оказались особенно актуальны для 5-6 классов, где навыки смыслового чтения практически не сформированы и остро стоит проблема отсутствия интереса к чтению у детей.


Слайд 8

ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

Слайд 9

В контексте смыслового чтения при решении задач необходимо организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети. С этой целью я использую прием «Тонкие и Толстые вопросы».

Слайд 10

Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа.

Слайд 11

Толстые вопросы- требующие подробного, развернутого ответа.

Слайд 12

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума» Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: например, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.


Слайд 13

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т. д.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где в обычной жизни вы могли бы наблюдать подобное?».


Слайд 14

Пример составления Ромашки на уроке истории 6 класс тема «Золотая Орда»

Слайд 15

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Слайд 16

КЛАСТЕРЫ позволяют сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).

Этот прием облегчает процесс усваивания информации в классах с низким уровнем обучаемости. Детям легче запоминать рисунки, чем выискивать информацию в тексте учебника. Проще фиксируются в памяти причинно-следственные связи между терминами и понятиями.

Слайд 17

Фишбоун - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

  • учатся работать в группе или парах;

  • визуализируют причинно-следственные связи;

  • ранжируют различные факторы по их значимости;

  • развивают способность критически мыслить;

  • обучаются давать оценку явлениям действительности.


Слайд 18

Графическое структурирование информации позволяет учителю:

  • наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме;

  • уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;

  • способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.


Слайд 19

Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.


Слайд 20

Перепутанные логические цепочки можно использовать для развития умения, например, выделять обобщающее понятие (задание ВПР — соотнесение термина и темы)

После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено.


Слайд 21

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Виды плана: по соотношению обобщающих и конкретных формулировок (простой и сложный), по речевому оформлению заголовков (цитатный, нецитатный, смешанный).

Как составлять план текста:

  • Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,

  • Определить тему и основную мысль текста,

  • Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,

  • Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,

  • Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.

Слайд 22

Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания:

• Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора,

• Можете ли вы привести примеры по теме высказывания,

• Найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним.

• Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста,

• Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык,

• Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка,

• Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил),


Слайд 23

Проверочная таблица:

Ключевые слова


Смысловые предложения


Основной смысл текста



Слайд 24

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся.

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.


Слайд 25

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.


Слайд 26

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.


Слайд 27

Однако самым главным показателем успешности деятельности учителя остается Позитивное изменение личностных характеристик учащихся. Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается по следующим показателям:

1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.

2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.

3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.

Применяя на практике данные технологии, можно сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету. При работе на уроках учащиеся не будут бояться высказывать личное мнение, станут более уверены в своих знаниях и способностях, научатся размышлять, решая проблему. Дети смогут получить возможность отработать умения самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, аргументировано их доказывать, оценивать свои и чужие предположения. Такие дети будут способны также сделать самооценку, проводя рефлексию.


Слайд 28

Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии – это также прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться.

Спасибо за внимание!

Желаю Всем присутствующим успешного профессионального роста!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!