Использование метода проектов для развития и усовершенствования навыков говорения на уроках английского языка и во внеурочное время
Жизнь идёт вперёд. И настоящий учитель тот, кто постоянно учится, ищет новые формы, методы работы. Наши учащиеся, в контексте “ИТ”, часто бывают компетентнее и “продвинутее” нас- учителей. Интернет прочно вошел в нашу жизнь и стал нашим другом, но для нас – учителей иностранного языка, возникла проблема: “интернет вместо учащегося”
Наверняка, учителя – практики, сталкивались с ситуациями, когда у ребят готовы переводы текстов, заданий, банально “скачанных” из интернета. А при реальной проверке знаний лексических единиц, речевых образцов учащиеся испытывают серьезные затруднения, а попросту говоря, не знают переводов и не готовы использовать активную лексику в речи. На мой взгляд, это ведёт к значительному сокращению активного запаса Л.Е., к неумению свободно оперировать активной лексикой, к возникновению трудностей даже при переводах текстов с охватом общего содержания. А ведь наша основная задача развитие навыков коммуникативного общения. И основная особенность урока иностранного языка – его направленность на общение.
И перед нами, учителями иностранного языка, возникла проблема поддержания стойкого интереса к предмету, серьёзной мотивации учащихся к его изучению. Для меня реальным помощником в данной ситуации стал давно известный метод проектной деятельности учащихся.
Позволю себе напомнить историю возникновения метода проектной деятельности. Этот метод появился в 20-тые годы 20-ого столетия в США. Вначале он был известен как проблемный метод и касался образования и философии. Главная идея метода – обучение учащихся благодаря их исследовательской деятельности и стимулирования их личных интересов. Таким образом, проект = вид обучающей деятельности, в которой задействованы опыт, знания, личное творчество, воображение, желание приобрести новые знания и поделиться ими с другими.
Плюс проектной деятельности в том, что она может быть использована для всех возрастов и уровней обученности учащихся.
Проекты могут быть интенсивной деятельностью учащихся в течение короткого периода (2 часа в неделю), и могут быть долгосрочными в течение нескольких недель. Поэтому проекты делятся на четыре основные категории:
I
Information and Research Projects
Информационные и исследовательские проекты (письменные доклады, классные выставки, отчёты и т.д.)
II
Survey Projects
Обзорные проекты (классные, школьные выставки, включающие графики, фотографии, схемы. Различные доклады обзорного характера)
III
Production Project
Выпуск стенгазет, радиопрограмм, постановка пьес.
IV
Performance and Organisational Projects
Организационные проекты, проекты презентации, проведение вечеров, КВН, инсценировки пьес и т.д.
Безусловно, проектная работа – это творчество учащихся. Учащиеся старших классов уже ознакомлены с этапами подготовки к ПД, а учащихся младших классов необходимо ознакомить с основными этапами работы над ПД.
1)Подготовительный этап.
Выбор темы, целей структуры проектов.
2)Рабочий этап.
Проектирование, сбор информации, текстов, наглядности. Обсуждение собранной информации.
3)Презентации
4)Итоги
На всех этапах подготовки презентаций, учитель, при необходимости, обязан помогать учащимся, корректировать материал, но не забывать, что проект- это творчество учащегося.
Стараюсь использовать методы ПД практически во всех классах. Предлагаю учащимся различные виды заданий. Вот некоторые из них:
Представьте себя в роли учителя, создайте обучающую презентацию (slide-show, video-film, video). По темам программы в __ классах (тему и класс учащиеся выбирают самостоятельно с обязательным использованием активной лексики модуля учебника). Защити и обоснуй целесообразность своего проекта.
Создай мини-проект по теме, представляющий интерес, лично для тебя.
Напиши вариант эссе (For and Against) на вольную тему с обязательным соблюдением структуры эссе.
Напиши статью о человеке, победившем себя (Never Give Up), либо создай мини-проект.
Создай интересные тестовые задания по темам программы (выбор класса и темы по желанию учащихся).
Предлагаю учащимся самостоятельно выбрать вариант создания мини-проекта – индивидуально, либо в группе.
Например, в седьмых классах, при изучении темы «Мы то, что мы едим», для более мотивированного изучения ЛЕ по теме и для активизации навыков монологической речи предложила учащимся выполнить мини-проекты по теме «Мой любимый семейный рецепт блюда». Учащиеся не ограничивались в вариантах презентаций; некоторые сделали красочные постеры с фото, рисунками, слайд-шоу. А учащийся с очевидно «слабой» успеваемостью снял слайд-шоу со своим личным участием в презентации рецепта мясного салата. Этот мини-проект просмотрели учащиеся всех седьмых классов, что реально подняло самооценку у самого создателя презентации, и дало позитивный эффект в дальнейшем обучении. Также учащиеся седьмых классов создавали mini-vocabulary по данной теме. Например, глаголы, необходимые при приготовлении еды, кухонная посуда, бытовые приборы. (Как в электронном, как и в печатном виде).
В девятых классах особенно удачно прошли презентации по темам «Путешествия», «Виды путешествий» и «Проблемы во время путешествий». Заметила, что с использованием мини-проектов ребята быстрее и качественнее заучивают и используют новые ЛЕ в речи.
Учащиеся одиннадцатых классов, при изучении темы «Выбор профессии», защитили увлекательную презентацию о ДОНГУ; большое впечатление произвели презентации по темам «Страхи и фобии» (для девятых классов), «Мода», «История моды», «Искусство», «Спорт», «Открытия двадцатого века», «Донецк».
Очень удачно прошла защита проектов по личному выбору учащихся десятого класса. Ученица, увлекающаяся Японией, создала яркую, познавательную презентацию о быте, образовании, культуре, особенностях жизни страны «Восходящего солнца».
Ученик одиннадцатого класса, живший в Сирии, представил презентацию о стране своего детства. Ребята остались под большим впечатлением.
Понятно, что в наш век развитых IT-технологий, очень легко скачать самые впечатляющие презентации. Поэтому, при защите презентаций, учащийся твердо должен знать, что он обязан знать перевод каждого английского слова, предъявленного в презентации. Очевидно, что есть учащиеся, которые активно пользуются уже готовыми презентациями, есть, которые компонуют материал, делают интересную, осознанную подготовку, есть которые создают абсолютно новые презентации с музыкальным сопровождением.
Я приветствую все виды работ; приоритетом, конечно же, остается личное творчество учащихся. Но даже если мини-проект является плагиатом, то этот плагиат должен быть обработан, ЛЕ выучены и узнаваемы и будут использованы в дальнейшем. Учащиеся, испытывающие затруднения, при защите проектов, на слайдах часто дают после английского текста русский, но они обязаны получить оценку за знания английских ЛЕ и РО.
Конечно, МПД не является абсолютной панацеей и учащиеся не «горят» желанием
Учить ЛЕ, тексты, но в процессе подготовки материала для защиты презентации они вовлекаются в процесс, получают определённые новые знания по выбранной ими же, теме.
Учащиеся проявили большой интерес и творческую деятельность при подготовке мероприятий общешкольного масштаба: инсценировка сказки для школьного летнего лагеря, English Party, открытие недели английского языка. На праздниках звучали песни Стинга, групп Биттлс, Скорпионс, Стиви Вандера; Стихи английских классических и современных поэтов. Очень ценно, что при подготовке данных мероприятий принимали участие и дети с так называемым низким уровнем обученности. Оказалось, что учащиеся, которые ничем особенным себя не проявляли в процессе учёбы, любят английские песни и прекрасно их поют.
В
се методы обучения нацелены на оптимизацию учебного процесса, на раскрытие творческого потенциала ученика, на создание комфортного психологического климата. Наша профессия удивительно сложная и ответственная. Мы работаем с лучшим, что есть на Земле - с Детством и Юностью, и как важно заставить ребёнка поверить в себя и рассмотреть, как он талантлив!


Рецензия
В данной статье автор затрагивает серьёзную проблему-умение грамотно и с максимальной пользой использовать средства информационных технологий в процессе подготовке к урокам иностранного языка.
Предлагает варианты ухода от использования Интернета в качестве банального «решебника» при подготовке учащихся к урокам. Поскольку именно в условиях активного поиска и исследования материала на первый план выступает развитие личности, формирование творческих способностей ученика, который проектирует и создаёт своё личное детище.
При использовании метода проектной деятельности учащиеся не только систематизируют уже полученные знания, но и самореализуются в процессе поисковой деятельности, создавая свои собственнные работы.
Очевидно, при выполнении заданий с использованием проектной методики, учащиеся расширяют свой кругозор, повышают свою самооценку, получают возможность ощутить собственную значимость, желание повторить и закрепить успех.
Данный метод позволяет в полной мере осуществить личностно-ориентированный подход в процессе обучения иностранному языку.