Использование метода проектов и ИКТ как основного средства формирования коммуникативных УУД у учащихся в урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Реализуя основные направления концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, мы формируем личностные универсальные учебные действия .
Универсальные учебные действия – это познавательные стратегии, необходимые для поиска, получения и фиксирования, осмысления и понимания, запоминания и хранения, трансформации и применения, создания и распространения знаний . Специфика предмета "английский язык" заключается в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих
универсальных учебных действий коммуникативные УУД наиболее востребованы
при выполнении требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Основная особенность нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. .
применение ИКТ и метода проектов –
условие успешного развития и социализации в обществе
мотивированное самостоятельное получение знаний – главный инструмент познания
Эти знания, умения и навыки являются одним из критериев готовности к самообразованию.
Одними из основных видов заданий для формирования коммуникативных УУД являются:
- участие в проектах;
- творческие задания( наиболее продуктивно реализуются в использовании ИКТ)
Проектная деятельностьформирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов. Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников.
В сфере КУУД будут сформированы умения :
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
-постановка вопросов
-разрешение конфликтов
-управление поведением партнера
-умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.
Трудности.
В последнее время резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В сознании один фактический материал усваивается не просто частями, а обрывками, между которыми теряются связи, путаются причины и следствия. Результатами клипового мышления являются гиперактивность, изменчивость желаний и мнений, подмена ответственности и сопереживания – безответственностью и равнодушием.
Окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья.
Условие формирования КУУД- выполнение ребёнком в процессе урочной и внеурочной деятельности различных социальных ролей. Одна из целей проектной деятельности - Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Формирование у школьников привычки к систематическому развёрнутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного сотрудничества) способствует возникновению рефлексии. В процессе совместной коллективно-распределённой деятельности с учителем и особенно с одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация, понимаемая как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения. Кооперация со сверстниками не только создаёт условия для преодоления эгоцентризма как познавательной позиции, но и способствует личностной децентрации, что служит мощной профилактикой эгоцентрической направленности личности, т. е. стремления человека удовлетворять свои желания и отстаивать свои цели, планы, взгляды без должной координации этих устремлений с другими людьми.
Проекты могут быть :
1. Практико-ориентированный проект.
Нацелен на социальные и интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д.
Обычно это мини-проекты, в рамках одного урока , например создание “word-web”, таблицы к грамматическому правилу и т.д.
2. Исследовательский проект.
Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема .Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
3. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории. Например, проект «Мой город Лукоянов»,результат которого –создание электронного гида по городу, рассказывающего о самых интересных местах». Также в рамках изучаемых тем были реализованы проекты «Проблемы окружающей среды», «Здоровый образ жизни»
4. Ролевой проект.
Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям.
5. Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Часто применяются смешанные формы проектов.
По длительности –это краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные проекты.
В рамках одного урока (обычно это Урок систематизации знаний -общеметодологической направленности) можно реализовать минипроект.
Результативность.
рост интереса обучаемым к предмету.
– рост количества учащихся, умеющих организовать самостоятельную деятельность по английскому языку;
– рост мотивации учащихся к изучению английского языка;
– рост числа обучающихся, вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность;
– рост творческой активности, предметной, социокультурной компетентности обучаемых и уровня их умение работать с различными источниками информации; Всё больше учащихся применяют ИКТ и Интернет при создании проектов. По результатам опроса учащимся удобнее хранить проекты на флешках, они содержат большой информационный и иллюстративный материал,учитель, исправляя ошибки не испортит вид проекта. Некоторые проекты развиваются в научно-исследовательские работы.
При создании работы были использованы следующие источники:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 3.
Нормативные документы ФГОС
Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от 02.01.2012].
О.В.Наговицина Английский язык.6 класс. Рабочая программа к УМК Ю.Е.Ваулиной, Дж.Дули. ФГОС Вако 2016
Электронный учебник http://bg-prestige.narod.ru/proekt
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/uud-v-osnovnoj-shkole-podkhody-k-proektirovaniju-programmy-razvitija-uud-v-osnovnoj-shkole-140848/lichnostnye-uud-8.html
http://nsportal.ru/
http://iyazyki.ru/