СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов как одного из видов самостоятельной работы студентов на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов - это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов как одного из видов самостоятельной работы студентов на уроках информатики»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Блинова С.В.

преподаватель ОБОУ СПО

«Рыльский аграрный техникум»

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

При формировании информационной культуры будущих специалистов большое значение имеет умение преподавателя тщательно продумать формы и методы, которые он будет использовать для наилучшего усвоения изучаемой темы. Как говорил К.Д.Ушинский «Для преподавателя метод – инструмент, с помощью которого обучающийся сознательно осуществляет свои планы в познании мира».

Методы обучения – категория историческая. С изменением целей воспитания изменяются и методы обучения. В древние времена ведущим были методы подражания (обучающиеся копировали трудовые умения и навыки учителей). С появление учебных заведений появились словестные методы бучения. На рубеже XIX-XX веков на смену словестным приходят наглядно-практические методы.

В последнее время в образовании ведется интенсивный поиск приемов, методов и форм организации учебного процесса, способствующих стимулированию познавательной активности и самостоятельности студентов. Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышении их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности

В связи с этим преподаватель на уроке играет роль тьютора (наставника). Его задача состоит не в том, чтобы давать студентам готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Обучающиеся должны учиться трудиться самостоятельно.

Таким образом, именно самостоятельная работа позволяет будущим специалистам расширить творческий потенциал, развить проектный тип мышления, позволяет ориентироваться в информационном пространстве, формируются профессиональные компетенции будущих специалистов.

В педагогике вид самостоятельной работы зависит от задачи, которая ставится перед педагогом. В зависимости от дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на следующие группы: обучающие, тренировочные, закрепляющие, развивающие, творческие, контрольные.

Каждая из перечисленных групп может включать в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды самостоятельных работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Например, реализация исследовательского проекта позволяет систематизировать знания студентов по темам дисциплины, выявить их творческие способности. Эта форма самостоятельной работы ставит преподавателя в позицию сотрудничества с обучающимися.

Проектные работы в рамках учебной и внеурочной деятельности по информатике позволяют развить у студентов неподдельный интерес к предмету. Применять на практике получаемые знания, совершать первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать будущий специалист. Помогают формировать информационную культуру.

В практике своей работы активно использую эту форму самостоятельной работы. Она способствует получению дополнительных преимуществ:

  • экономию времени за счет взаимного объединения усилий всех студентов с целью получения более полного результата;

  • создание комплекса обобщенных учебно-методических материалов по учебным темам для дальнейшего использования на уроках и во внеклассной работе.

Прежде чем применять эту форму самостоятельной работы провожу диагностику. Отслеживаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки уровня сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, самостоятельных работ с использованием стандартных и нестандартных заданий. Предлагаю студентам небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке. По результатам анализа проделанной работы делаю вывод о готовности обучающихся участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

После этого раздаю задания для создания проекта. Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.

1-й уровень - выполнение проекта в рамках внеклассной работы по информатике.

Деятельность студентов осуществляется под непосредственным руководством преподавателя. Проектной деятельностью этого уровня занимаются обучающиеся отстающие в учебе. Им предлагаются темы об интересных фактах из информатики, истории развития вычислительной техники, дополнительный материал к изучаемой теме. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Носит исторический и информационный характер.

Так при изучении студентами 1-го курса темы: «Архитектура компьютера», предлагается выполнить проекты на следующие темы: «История и перспективы развития компьютерной техники», «Наиболее значимые этапы развития компьютеров».

При изучении темы: «Компьютерные информационные сети» выполняются проекты: « История формирования всемирной сети Интернет», «Всемирная паутина», « Влияние сети Интернет на здоровье человека», « Культура сети Интернет».

Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Результаты этой деятельности могут быть представлены в форме реферата.

2-й уровень – самостоятельное изучают материал студентами.

Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективно- проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки программы. При реализации этого этапа проектной деятельности у студентов растет уровень развития информационной культуры. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Начинает прослеживаться формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

Например, для студентов 2-го курса отделения « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» проводится практикум по развитию специальных навыков работы со стандартными программами, редакторами Microsoft Office, средой Компас. На этом уровне предлагается разработать проекты в форме электронных тестов, кроссвордов, головоломок, ребусов.

3-й уровень - выполнение проектно-исследовательской работы.

Этот этап отличается высокой степенью самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. Педагог выступает в роли консультанта.

Результатом деятельности обучающихся являются презентации, сайты, видеоролики, различные работы по графике.

Так студентам 2-го курса отделения «Операционная деятельность в логистике» предлагаются выполнить работы по теме: « Валюты мира», «Товарооборот», «Кредиты и проценты».

А студентам 4-го курса отделения « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предлагается спроектировать усадьбу с домом и надворными постройками.

Публичное обсуждение и защита проектов (2-3 уровней) осуществляется на специально отведенном уроке: уроке - конференции, а проектов 1 уровня - на уроках закрепления, выработки и систематизации умений и навыков.

В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для преподавателя,– это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию у студентов к самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.

Список использованных источников

  1. Головина, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н.Ф.Головина. – СПб.: Речь, 2015.

  2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2017.- N 2.

  3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 2016.

  4. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию / В.А.Мижериков, М.Н.Ермоленко. – М.: Педагогогическое общество россии, 2017.

  5. Мозолин, В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения / В.П. Мозолин // Информатика и образование. – 2015.

  6. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э.П. Семенюк // НТИ. Сер.1. – 2015.

  7. Сластенин, В.А. Общая педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. – М.:ВЛАДОС, 2017.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!